Поскольку в образовательной системе школы нет специализированного предмета, краеведческий материал оказался “рассеянным” в учебном процессе, соответственно, у учащихся нет не только системных знаний, но часто и элементарных представлений о родном крае, отрывочные знания краеведческого материала “разбросаны” в сознании учащихся. Один из способов решения проблемы – организация при школе краеведческого кружка. Существенными недостатками кружковой работы являются небольшая численность кружковцев, проблемы, возникающие при составлении графика занятий, и наложение его на школьное расписание. Решить проблему массовости позволяет неделя краеведения.
Неделя краеведения – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы внеурочной работы. Оно позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний краеведческого характера, многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению родного края.
В отличие от предметных недель краеведческая неделя имеет свои особенности:
часть мероприятий краеведческой недели (экскурсии) проводится вне школьных стен, что не только компенсирует недостаточность материальной и информативной базы школы, но и работает на развитие личности учащихся;
другая часть мероприятий недели может быть проведена учителями смежных предметов, классными руководителями или самими детьми и их родителями.
Основным сквозным мероприятием недели является краеведческая викторина. Викторина объединяет единичные мероприятия недели, организует их композиционное единство. На начальном этапе учащиеся регистрируются как участники викторины и получают индивидуальное или групповое задание, в котором требуется осветить определенные детали рассматриваемых на неделе краеведения вопросов, но это детали, которые нельзя узнать иным способом, как побывав на самих мероприятиях недели. Вопросы о дате и месте определенных исторических событий поверхностны, просты, эту информацию ребенок может просто узнать от родителей или сверстников. Гораздо более интересны вопросы, в которых отражаются особенности оформления музейной экспозиции, построения экскурсии или тематической выставки, особенности экспонатов (размеры, оттенки цвета, масса и прочие), не основные, но интересные моменты лекций. Такое построение вопросов способствует организации внимания ребенка, делает его активным слушателем и участником мероприятия. Вопросы викторины строятся так, чтобы выполнение заданий способствовало развитию наблюдательности, моторики мелких мышц кистей рук, цветового зрения, координации, пополнению словарного запаса и формированию навыков исследовательской работы. К списку вопросов прилагается “подсказка” с пояснениями: где и когда проводится мероприятие, как найти объект, как исследовать свойства объекта и какие приборы для этого следует приготовить. Основной принцип построения заданий викторины – принцип наглядности, поскольку “Начало отчизноведения заключается в наглядном обучении…” (О. Кронвальд, 1870 г., журнал “Учитель”).
Экскурсии в музей – один из важнейших элементов краеведческой недели. Музей – особый “классный кабинет”, со своим профилем и особенностями. Наиболее интересны детям занятия с музейным предметом – ребенок соприкасается с целой эпохой. Предметная среда музея сама по себе позволяет воспринимать полученные знания эмоционально. Подросток, посещая в музей повторно, приходит туда совершенно другим человеком и по-иному воспринимает ту же информацию. При составлении вопросов викторины каждый раз мы стараемся акцентировать внимание на разных частях экспозиции. План- сетка экскурсий составляется заранее, график проведения экскурсий вывешивается вместе с планом проведения краеведческой недели, при этом указываются место и время сбора, имя классного руководителя, чтобы учащиеся, не имеющие возможности сходить в музей со своим классом, также могли посетить экскурсию.
В школе учителя-предметники организовывают тематические выставки и беседы. Тематика выставок, в какой-то степени дублирует тематику музейных экскурсий. Основное требование к выставкам и экскурсиям – ребенок, посетивший выставку, не должен устать и соскучиться. Нельзя не вспомнить в этой связи слова Л.В. Занкова: “Скука – та же эмоция, но с отрицательным знаком для педагогического процесса”, а от себя добавим: тем более во внеурочной учебной деятельности. Во время экскурсии по выставке достаточно обратить внимание ребенка на два – три основных интересных момента, лишь слегка затронув вопросы викторины, и тем самым спровоцировать поисковую деятельность ребенка.
В рамках недели проводятся конкурсы творческих работ учащихся, такие как фотовыставка “Мой город в объективе”, выставка творческих работ “Славься, мой город”, конкурс проектных работ “Будущее моего города”, экологических проектов “Здесь будет город-сад”, газет по географии и истории Кемеровской области, фотоочерков по экскурсиям.
К неделе краеведения приурочены также открытые занятия краеведческого кружка, ориентированные на семейные ценности и место семьи в истории города или родного края: “Старый альбом”, “Моя родословная”, “История моей семьи в истории Кузбасса (Новокузнецка, России)”. Данная работа особо актуальна в наше время, когда нарушилась система связей между поколениями. Интересна работа с фотографиями из домашнего архива. В качестве краеведческих олимпиад в классах проводятся игры в краеведческое лото “Кузбасс”, “Новокузнецк”, “Мой край родной”.
В конце недели, перед подведением итогов, целесообразно провести интеллектуальные конкурсы и игры (интеллектуальный марафон, игры “Счастливый случай”, “Умники и умницы”, турнир “Знаток родного края”, конкурс экскурсоводов и другие), освещающие те же вопросы, что и викторина, но позволяющие систематизировать знания и впечатления, полученные в ходе недели.
Массовость мероприятий краеведческой недели отнюдь не требует обязательного посещения всеми учащимися всех мероприятий. Обязательность посещения имеет обратный эффект. Если учащиеся начальных классов всегда очень активны, то интерес у подростков возникает при наличии свободы решений и поступков. Достаточно часто подростки, группируясь по принципу личной приязни, посещают мероприятия смешанными (даже разновозрастными) группами или самостоятельно. При подведении итогов необходимо помнить, что любой ребенок желает быть лучшим, быть победителем. Проигрыш в конкурсе не только снижает самооценку ребенка, но и уничтожает желание участвовать в подобных мероприятиях в будущем.
Темы и примерные мероприятия краеведческих недель:
1. Достоевский в Кузнецке (экскурсия в дом-музей Ф.М.Достоевского, тематическая выставка М.Д.Исаева "Кузнецк в творчестве Ф.М.Достоевского", экскурсия “Кузнецкое общество ХIХ века”, литературная выставка “Кузнецкий край” В.В. Берви-Флеровский, Н.И. Наумов, Л.П. Блюммер и др.).
2. История града Кузнецкого (выставка “Легенды и сказки народов Кузбасса”, экскурсии по храмам города, в краеведческий музей, музей “Кузнецкая крепость”, дом купца Фонарева, музей шорской культуры “Тазыхан”, музей телеутской культуры в Беково, выставка “Образ сибирской провинции в литературе ХVIII – ХХ веков”).
3. Кузбасс – опорный край державы. Экскурсии в технический музей КМК “Кузнецкстрой”, в геологический выставочный зал “Полезные ископаемые Кузбасса”, на промышленные предприятия города, литературная выставка “Я знаю, город будет…” – писатели о Кузнецкстрое).
4. Кузбасс: подвиг на фронте и в тылу (тематическая выставка “Мой город в годы Великой Отечественной войны”, тематическая выставка “Школа № 8 в истории города”, экскурсии в музей боевой славы КМК “Кузница Победы”, в зал трудовой славы КМК, литературная выставка “Новокузнецк в солдатской шинели”).
5. Кузбасс: дела и люди (лекции и практикумы о методах мониторинга городской экологической ситуации, экскурсия “Улицы города”; вечер “Новокузнецкие барды”, выставка “Литературный Новокузнецк”).
Неделя краеведения
Тема: “Кузбасс – опорный край державы”
№ |
Ф.И.О. ответственно-го за проведение |
День недели |
Дата |
Название мероприятия |
Место |
Классы |
1 |
пятница |
Объявление о проведении недели краеведения Начало заочной краеведческой викторины |
На уроках газета |
|||
2 |
Вся неделя |
Выставка творческих работ “Славься, мой город” |
Все классы |
|||
3 |
Абрамова Н.Ю., |
понедельник - среда |
Работа тематической выставки “Природные богатства Кузбасса”. |
Кабинет геогра-фии |
1 – 4 классы |
|
4 |
Абрамова Н.Ю., |
понедельник - среда |
Практические занятия краеведческого кружка “Кладовая Кузбасса” |
Кабинет геогра-фии |
5 – 7 классы |
|
5 |
Классные руководители |
в течение недели |
Экскурсия в геологический выставочный зал “Полезные ископаемые Кузбасса” |
7 – 10 классы |
||
6 |
Шинкевич М.И. |
вторник |
Лекция и практикум о методах мониторинга экологической ситуации |
Кабинет |
9 – 11 |
|
7 |
Катеринич С.А. |
вторник - среда |
Лекция “Химия промышленного производства” |
Кабинет химии |
7 – 10 классы |
|
8 |
Катеринич С.А. |
среда - четверг |
Выставка “Что из чего?” |
Кабинет химии |
1 – 6 классы |
|
9 |
Классные руководители |
в течение недели |
Экскурсия в технический музей КМК “Кузнецкстрой” |
7 – 9 |
||
10 |
Другакова Л.В. |
четверг - пятница |
Литературная выставка |
Кабинет русского языка |
1 – 6 классы |
|
11 |
Классные руководители |
в течение недели |
Выставка в библиотеке имени Н.В.Гоголя “Писатели о Кузнецкстрое” |
7 – 10 классы |
||
12 |
Классные руководители |
в течение недели |
Экскурсии на предприятия города |
7 – 10 классы |
||
13 |
Другакова Л.В., классные руководители, кружковцы |
суббота |
Игра “Счастливый случай” |
Актовый зал |
1 – 3 |
|
14 |
Кружковцы, классные руководители |
Пятница- суббота |
Турнир “Знаток родного края” Игры в лото “Кузбасс”, “Новокузнецк”, “Мой край родной” |
Классные кабинеты |
1 – 6 классы |
|
15 |
Мельчакова Т.В., Приезжева Е.Л. |
суббота |
Конкурс экскурсоводов
|
Актовый зал |
6 – 8 классы |
|
16 |
Абрамова Н.Ю., Шинкевич М.И. |
суббота |
Викторина “Умники и умницы” |
9 – 10 классы |
||
17 |
Абрамова Н.Ю., кружковцы |
среда - четверг |
Занятие кружка |
Кабмнет географии |
||
18 |
понедельник |
Подведение итогов |
Литература:
1. Баринова И.И., Елховская Л.И. Внеурочная работа по географии / под ред. И.И. Бариновой – М. Просвещение,1988.
2. Даринский А.В. Кривоносова Л.Н. Краеведение – М. Просвещение , 1987.
3. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе – 1998. – № 4 – С. 76 – 78.
4. Тименко Л.В. Декада географии // География в школе – 1993. – № 2. – С. 58 – 59.