Если Вы удачно выберете труд и
вложите в него свою душу,
то счастье само Вас отыщет.
К.Д. Ушинский.
Найти свою дорогу, узнать своё
место – в этом всё для человека,
это для него значит
сделаться самим собой.
В.Г. Белинский.
Предисловие
Мудрая пословица гласит: семь раз отмерь, один – отрежь. Как часто нам приходится принимать решение и в личной жизни, и в профессиональной деятельности. И от того, насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит порой наша судьба.
Выбор профессии – одна из сложных и ответственных жизненно-практических задач, которые приходится решать человеку. Не случайно каждый признаёт справедливость слов К.Д. Ушинского: «Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет», ибо возможность заниматься любимым делом – главное и непременное условие счастья человека.
Путь к овладению той или иной профессией происходит во многих случаях через развитие у обучающихся интереса к учебным предметам. Уверенно выбирают себе профессию только те ребята, которые проявили интерес и способности к каким-либо учебным дисциплинам. Интерес к физике обусловливается, прежде всего, практической значимостью этой дисциплины.
«Физика обеспечивает человеку возможность подчинить себе законы природы». «Самое интересное – практические знания». Физика освещает происходящее вокруг нас, вырывая из тьмы незнания замечательные ответы на наши «Почему?». «Вокруг нас постоянно происходит множество физических явлений, часто на первый взгляд невероятных. И все это может объяснить физика».
Процесс преподавания физики заключается в том, чтобы помочь обучающимся глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их пользоваться приобретенными знаниями для решения практических вопросов, увлечь многих из них этой важнейшей и интереснейшей наукой, заинтересовать теми отраслями производства, где она применяется.
Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех, без исключения, наук!
Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.
Элективный курс «Физика автомобиля» позволяет расширить и систематизировать знания обучающихся об автомобиле. Формирование представлений об автомобиле основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении физики.
В программе перечислены демонстрации, практические работы, экскурсии, конференции, предусмотрена творческая работа обучающихся с литературой, информацией в сети Интернет, уделено внимание формированию умений конспектирования, реферирования, публичного выступления.
Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке обучающихся к профессии автомобилиста и дальнейшему поступлению в соответствующие учебные заведения для получения профессии.
Элективный курс рассчитан на 36 часов учебных занятий в 11ых классах средней общеобразовательной школы.
Цель курса:
1. Формирование у обучающихся научного представления об устройстве и работе автомобиля.
2. Пробуждение интереса к предмету, физическому явлению, эксперименту, желания творчески проявить себя.
3. Повышение степени усвояемости получаемых знаний, развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
4. Повышение эффективности трудового воспитания, формирование умений и навыков красивой работы.
Задачи курса:
1. Углубить и расширить кругозор познания.
2. Сформировать понимание материала физики, используемого для объяснения устройства и работы автомобиля.
3. Научить использовать знания мира.
4. Содействовать воспитанию экологического сознания.
5. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы.
6. Подготовить к поступлению в учебные заведения.
Основные требования к знаниям и умениям.
Обучающиеся должны знать:
1. историю создания тепловых двигателей и их общий принцип действия;
2. положительную и отрицательную роль тепловых машин;
3. устройство и работу автомобиля;
4. материал физики для объяснения устройства и работы автомобиля;
5. параметры и разновидность автомобиля;
6. дорожную азбуку;
7. машины будущего.
Обучающиеся должны уметь:
1. использовать материал физики для объяснения устройства и работы автомобиля;
2. распознавать и описывать основные части автомобиля;
3. проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
4. осуществлять самостоятельный поиск материала в словарях, справочниках; научной и научно-популярной литературы, сети Интернет;
5. составлять краткие рефераты, доклады и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории;
6. решать задачи;
7. делать выводы.
Методы обучения и формы проведения занятий
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный – методы обучения.
Самостоятельная работа, познавательные игры, экскурсии, практические занятия, конференции, круглый стол, лекции, зачеты – формы проведения занятий.
Тематический план
№ | Наименование | Всего уроков | В том числе | Форма контроля | ||
теоретический | экскурсии | практические | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | - | - | - |
2 | Предшественники автомобиля | 6 | 3 | - | 3 | Доклад, конференция |
3 | Главные вехи в жизни автомобиля | 5 | 3 | 1 | 1 | Доклад, зачет |
4 | Физические основы автомобиля | 16 | 13 | 3 | - | Зачет |
5 | Движение и силы | 6 | 3 | 1 | 2 | Доклад, зачет |
6 | Физика и техника | 2 | 2 | - | - | Круглый стол |
Итого: | 36 | 25 | 5 | 6 |
Формой контроля является оценка выступления.
Содержание программы
1. Введение.
Что изучает курс «Физика автомобиля?
Разделы физики, используемые при изучении курса.
2. Предшественники автомобиля - 6 часов.
Виды транспорта. История создания тепловых двигателей и их значение. Физические основы работы тепловых машин. Экологические проблемы и пути их решения.
1. Демонстрации.
a. Устройство и действие двигателя внутреннего сгорания (на модели).
b. Устройство паровой турбины (на модели).
c. Модели видов транспорта.
2. Практические работы.
d. «У светофора».
e. «Изучение шумового загрязнения».
f. «Влияние загрязнений окружающей среды на организм человека».
3. Доклады.
g. История изобретения паровых машин.
h. История изобретения турбин.
i. Первые паровозы Стефенсона и Черепановых.
j. Достижения науки и техники в строительстве паровых турбин.
k. Использование энергии Солнца на Земле.
4. Ролевая игра.
«Суд над автомобилем».
5. Экологическая конференция. (Приложение 3)
«Тепловые машины в жизни человека».
6. Количественные и качественные задачи.
3. Главные вехи в жизни автомобиля - 5 часов.
Что такое автомобиль. Самые первые автомобили. Как создается автомобиль. Параметры автомобиля. Кузов и его типы.
Какие бывают автомобили (легковые автомобили, грузовики, машины городского транспорта, машины в армии). Российские «легковушки». Мировые знаменитости. Гоночные и спортивные машины. Гонки и гонщики. Определитель эмблем марки автомобиля.
1. Демонстрации.
а. Модели типов автомобилей.
2. Экскурсии.
a. Гараж автотранспортного предприятия.
3. Доклады.
a. Исторические сведения об автомобиле.
b. Развитие отечественного автомобилестроения.
c. Изобретатели автомобиля.
4. Практические задания.
a. Физика и параметры автомобиля.
5. Задачи. (Приложение)
a. Количественные.
b. Качественные.
4. Физические основы автомобиля - 16 часов. (Приложение 2)
Устройство автомобиля (кузов, шасси и двигатель). Схема двигателя. Физика и двигатель. Физика и кривошипно-шатунные механизм. Газораспределительный механизм. Охлаждение двигателя. Система смазки двигателя. Карбюратор и система подачи топлива. Электрооборудование автомобиля. Аккумуляторная батарея. Генератор. Реле. Стартер. Батарейное зажигание. Освещение. Коробка передач. Карданная передача. Главная передача и дифференциал. Ходовая часть. Рулевое управление. Тормозная система.
1. Демонстрации.
a. Схема двигателя.
b. Искровой разряд между электродами автомобильной свечи.
c. Реле обратного действия.
2. Экскурсии. Знакомство с профессией шофера и где эту профессию можно приобрести.
a. Авторемонтные мастерские.
b. ПТУ.
c. ДОСААФ
3. Задачи с техническим содержанием.
5. Движение и силы - 6 часов.
Автомобильные дороги Кузбасса. Местные автобусные и трамвайно-троллейбусные маршруты. Скорость автомобиля и качество покрытия дорог. Спидометр и счетчик пройденного пути. Движение на повороте. На дорогах гололедица. Тормозной путь. Дорожные знаки. Светофор. Шины автомобиля. Ближний свет. Дальний свет. Измерение скорости автомобиля работниками ГИБДД. Главный документ водителя.
1. Демонстрации.
a. Принцип действия спидометра.
b. Плакат с дорожными знаками.
c. Действие электронного светофора.
d. Плакат, иллюстрирующий действие сил на автомобиль.
2. Экскурсии.
a. ГИБДД. Знакомство обучающихся со способами измерения скорости автомобиля работниками ГИБДД.
3. Доклады.
a. Поляризованный свет.
b. Скоростные магистрали с электронными средствами регулирования дороги.
c. Силы трения. Как измерить силу?
d. Профессии автотранспортников.
4. Практические задания.
a. Определение показания спидометра и счетчика пути.
b. Измерение давлений в шинах.
5. Урок-игра.
a. Суд над инерцией».
b. «Открытие» (силы трения).
6. «Задачи с техническим содержанием.
6. Физика и техника - 2 часа.
Выставки достижений.
“Формула-1”.
Развитие автомобилестроения в ближайшее время
Машины будущего.
Демонстрации
1. Модели современных машин.
2. Модели автомобилей, сконструированных обучающимися.
Круглый стол
«Мир автомобиля» (защита аттестационных работ).
Примерные темы аттестационных работ
1. Применение информационных технологий на автомобильном транспорте.
2. Автомобиль будущего.
3. Инженерная психология и подготовка водителей транспортных средств.
4. Экологические вопросы транспортной деятельности.
5. Использование прогрессивных материалов на транспорте.
6. Роль транспорта в развитии экономики России.
7. Достижения современного автомобилестроения.
8. Транспорт будущего.
9. Транспортные профессии и возможности их получения.
10. Транспорт в военном деле.
11. Зарубежный опыт управления транспортом.
12. Влияние транспорта на человека и развитие культуры.
13. Люди и автомобили.
14. Основы конструирования автомобильных кузовов.
15. Твой друг автомобиль.
Литература.
1. Большая энциклопедия техники. – М.: «Росмэн», 2006г.
2. Газета «За рулем», 2006г.
3. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение., 1986г.
4. Детская энциклопедия автомобиля. – М.: «Росмэн», 2006г.
5. Кабардин О.Ф. Факультативный курс физики (для обучающихся). – М.: Просвещение, 1986г.
6. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике (учебное пособие для обучающихся). – М.: Просвещение, 1986г.
7. Ланина И.Я. 100 игр по физике. – М.: «Москва», 1995г.
8. Ланина И.Я. Не уроком единым. – М.: Просвещение, 1991г.
9. Назимов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием (пособие для обучающихся). – М.: Просвещение, 1980г.
10. Петрухина М.Я. Физика. 7-11 классы. Внеурочные мероприятия. – М.: «Учитель», 2004г.
11. Токмашев М.Г. Прогулки в компании с физикой. – Новокузнецк, «ИПК», 1998г.
12. Фадеев Г.Я., Попова В.А. Физика и экология. - М.: «Учитель», 2003г.