Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”.
Тема 3 четверти: “Можем ли мы “увидеть” музыку”.
Тема урока: “Карнавал животных”.
Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.
Задачи:
1. Развитие способностей детей воспринимать художественные образы, созданные в музыке композиторами, эмоционально откликаться на них.
2. Закрепление знаний и умения определять на слух музыкальные средства выразительности.
3. Продолжение знакомства с творчеством французского композитора К.Сен-Санса.
4. Воспитание у детей чувства бережного отношения к природе, всему живому.
Материал к уроку:
1. Портрет композитора К.Сен-Санса.
2. Иллюстрации с изображением карнавала.
Музыкальный материал к уроку:
1. К.Сен-Санс. “Карнавал животных”
2. Я.Дубравин. “Всюду музыка живет”. (Нотная запись музыки и текст песни).
3. “Зверобика”. (Фонограммы (+1) и (-1) или нотная запись музыки и текст песни).
4. Фонограмма шума дождя, пения птицы, звуков улицы.
Ход урока
Вход в класс под инструментальное сопровождение к песне Я.Дубравина на слова В.Суслова “Всюду музыка живет”. Организационный момент, распевка.
Учитель – Под какую музыку вы вошли в класс?
Ответы детей.
Учитель – О чем поется в этой песне? Какое настроение ?
Ответы детей.
Учитель – Я предлагаю вам исполнить эту песню с настроением, подходящим содержанию текста песни.
Исполнение песни “Всюду музыка живет”. (Приложение 1).
Учитель – Верны ли слова этой песни? Действительно ли музыку, музыкальные звуки можно услышать повсюду?
Дети: Да, в шуме дождя, сигналах машин, в шуме ветра в трубе, на праздниках…
Учитель – Давайте на минуточку закроем глаза и послушаем окружающий нас мир.
Звучание фонограммы звуков природы и улицы.
Учитель – Действительно, мир наш наполнен звуками, в которых можно услышать и музыку. А может ли музыка изобразить звуками окружающий нас мир? Нарисовать картины, как настоящий художник?
Дети – Да, музыка Э.Грига рассказала о норвежской природе и сказках, нарисовала портреты русских богатырей на прошлых уроках.
Учитель – А какими красками пользовалась музыка-художник?
Дети – Музыкальными.
Учитель – Давайте их перечислим.
Дети – Темп, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, движение мелодии.
Учитель – это основные музыкальные “краски”, а точнее музыкальные средства выразительности, которые используют композиторы для создания своих произведений.
В песенке “Всюду музыка живет” поется о том, что музыку можно услышать в трели соловьиной, в крике журавлином. А может ли музыка изобразить этого самого соловья, или кукушку, или слона, а может, черепаху? Это вопрос, на который мы должны ответить в конце урока.
А знаете ли вы, что такое карнавал?
Дети отвечают.
Учитель – Представьте, что мы с вами попали на карнавал, но не людей, а животных.
Такое карнавальное шествие разных животных изобразил в музыке французский композитор Камиль Сен-Санс. Знакомо вам это имя?
Дети – Да, слушали “Лебедь”.
Учитель – Перед нашими глазами на карнавале “предстанут” слоны, черепахи, антилопы, кенгуру, львы, рыбки в аквариуме, куры и петухи и другие животные. А мы с вами попробуем их “увидеть” и узнать.
Слушание “Карнавала животных” и определение музыкального “портрета” того или иного животного или птицы.
Учитель – Какую особенность, повадку этого животного подчеркнул, выделил композитор? Какую музыкальную “краску”, музыкальное средство выразительности использовал композитор?
Дети отвечают на вопросы после прослушивания каждого фрагмента – быстрый или медленный темп, разный ритм, плавное или “прыгающее” движение мелодии, громкое или тихое звучание музыки и т.д.
Учитель – Итак, удалось ли нам узнать в прозвучавшей музыке “портрет” того или иного животного или птицы?
Дети – Да, удалось.
Учитель – Одинаковые ли средства выразительности использовал для создания своих карнавальных портретов композитор Камиль Сен-Санс?
Дети – Разные.
Учитель – Почему разные?
Дети – Потому что композитор изображал разных животных, со своими повадками.
Учитель – А если бы Сен-Санс для портрета черепахи использовал быстрый темп, а для антилопы медленный? Правдивые ли портреты бы получились?
Дети – Нет. Мы бы их не узнали.
Учитель – Как же вы ответите на главный вопрос урока?
Дети – Музыка может изображать, а мы можем представить, “увидеть” того, о ком она нам рассказывает. Музыка может изображать не только людей, но и животных, используя свои музыкальные “краски”.
Учитель – А теперь мы сами попробуем изобразить животных и их повадки в веселой песенке “Зверобика”. Когда будете слушать музыку, придумайте движения, чтобы показать героев этой песни (кошку, мартышку, змею и цаплю).
Прослушивание песни “Зверобика” и придумывание движений. (Приложение 2).
Учитель – А теперь разучим и исполним песенку с движениями.
Разучивание и исполнение песни с движениями.
Домашнее задание: нарисовать любимое животное.
Учитель – Можно выйти из класса в образе любого животного.
Выход из класса под музыку песни “Зверобика”.