Конспект урока музыки в 5-м классе на тему "Карнавал животных"

Разделы: Музыка


Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”.

Тема 3 четверти: “Можем ли мы “увидеть” музыку”.

Тема урока: “Карнавал животных”.

Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.

Задачи:

1. Развитие способностей детей воспринимать художественные образы, созданные в музыке композиторами, эмоционально откликаться на них.

2. Закрепление знаний и умения определять на слух музыкальные средства выразительности.

3. Продолжение знакомства с творчеством французского композитора К.Сен-Санса.

4. Воспитание у детей чувства бережного отношения к природе, всему живому.

Материал к уроку:

1. Портрет композитора К.Сен-Санса.

2. Иллюстрации с изображением карнавала.

Музыкальный материал к уроку:

1. К.Сен-Санс. “Карнавал животных”

2. Я.Дубравин. “Всюду музыка живет”. (Нотная запись музыки и текст песни).

3. “Зверобика”. (Фонограммы (+1) и (-1) или нотная запись музыки и текст песни).

4. Фонограмма шума дождя, пения птицы, звуков улицы.

Ход урока

Вход в класс под инструментальное сопровождение к песне Я.Дубравина на слова В.Суслова “Всюду музыка живет”. Организационный момент, распевка.

Учитель – Под какую музыку вы вошли в класс?

Ответы детей.

Учитель – О чем поется в этой песне? Какое настроение ?

Ответы детей.

Учитель – Я предлагаю вам исполнить эту песню с настроением, подходящим содержанию текста песни.

Исполнение песни “Всюду музыка живет”. (Приложение 1).

Учитель – Верны ли слова этой песни? Действительно ли музыку, музыкальные звуки можно услышать повсюду?

Дети: Да, в шуме дождя, сигналах машин, в шуме ветра в трубе, на праздниках…

Учитель – Давайте на минуточку закроем глаза и послушаем окружающий нас мир.

Звучание фонограммы звуков природы и улицы.

Учитель – Действительно, мир наш наполнен звуками, в которых можно услышать и музыку. А может ли музыка изобразить звуками окружающий нас мир? Нарисовать картины, как настоящий художник?

Дети – Да, музыка Э.Грига рассказала о норвежской природе и сказках, нарисовала портреты русских богатырей на прошлых уроках.

Учитель – А какими красками пользовалась музыка-художник?

Дети – Музыкальными.

Учитель – Давайте их перечислим.

Дети – Темп, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, движение мелодии.

Учитель – это основные музыкальные “краски”, а точнее музыкальные средства выразительности, которые используют композиторы для создания своих произведений.

В песенке “Всюду музыка живет” поется о том, что музыку можно услышать в трели соловьиной, в крике журавлином. А может ли музыка изобразить этого самого соловья, или кукушку, или слона, а может, черепаху? Это вопрос, на который мы должны ответить в конце урока.

А знаете ли вы, что такое карнавал?

Дети отвечают.

Учитель – Представьте, что мы с вами попали на карнавал, но не людей, а животных.

Такое карнавальное шествие разных животных изобразил в музыке французский композитор Камиль Сен-Санс. Знакомо вам это имя?

Дети – Да, слушали “Лебедь”.

Учитель – Перед нашими глазами на карнавале “предстанут” слоны, черепахи, антилопы, кенгуру, львы, рыбки в аквариуме, куры и петухи и другие животные. А мы с вами попробуем их “увидеть” и узнать.

Слушание “Карнавала животных” и определение музыкального “портрета” того или иного животного или птицы.

Учитель – Какую особенность, повадку этого животного подчеркнул, выделил композитор? Какую музыкальную “краску”, музыкальное средство выразительности использовал композитор?

Дети отвечают на вопросы после прослушивания каждого фрагмента – быстрый или медленный темп, разный ритм, плавное или “прыгающее” движение мелодии, громкое или тихое звучание музыки и т.д.

Учитель – Итак, удалось ли нам узнать в прозвучавшей музыке “портрет” того или иного животного или птицы?

Дети – Да, удалось.

Учитель – Одинаковые ли средства выразительности использовал для создания своих карнавальных портретов композитор Камиль Сен-Санс?

Дети – Разные.

Учитель – Почему разные?

Дети – Потому что композитор изображал разных животных, со своими повадками.

Учитель – А если бы Сен-Санс для портрета черепахи использовал быстрый темп, а для антилопы медленный? Правдивые ли портреты бы получились?

Дети – Нет. Мы бы их не узнали.

Учитель – Как же вы ответите на главный вопрос урока?

Дети – Музыка может изображать, а мы можем представить, “увидеть” того, о ком она нам рассказывает. Музыка может изображать не только людей, но и животных, используя свои музыкальные “краски”.

Учитель – А теперь мы сами попробуем изобразить животных и их повадки в веселой песенке “Зверобика”. Когда будете слушать музыку, придумайте движения, чтобы показать героев этой песни (кошку, мартышку, змею и цаплю).

Прослушивание песни “Зверобика” и придумывание движений. (Приложение 2).

Учитель – А теперь разучим и исполним песенку с движениями.

Разучивание и исполнение песни с движениями.

Домашнее задание: нарисовать любимое животное.

Учитель – Можно выйти из класса в образе любого животного.

Выход из класса под музыку песни “Зверобика”.