Цели:
1. Сформировать представление о числе 0, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сравнению, сложению и вычитанию с 0.
2. Тренировать навыки счета в пределах 9, мыслительные операции, речь, творческие способности.
1. Оргмомент.
Напоминаю вам простые правила поведения:
- вести себя спокойно, но не отсиживаться;
- не выкрикивать (громко – это не значит красиво) ;
- быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах) ;
- быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам;
- задания выслушивать до конца.
2. Актуализация.
Есть такая страна – Математика. Где она находится? Так далеко, что самые далёкие звёзды оказываются к нам ближе. И так близко, что ты, сам не замечая, каждый день бываешь там в гостях и встречаешься с её жителями. Потому что эта страна – волшебная! Она – везде!
Здесь числа и цифры бок о бок живут.
Здесь точно ответят за десять минут,
Когда твой корабль долетит до Луны,
И скажут удаву, какой он длины!
Решат, сколько яблок досталось мартышке,
А сколько она подарила зайчишке,
И сколько конфет дала девочка братику…
Такая уж эта страна – Математика!
Математика приглашает в своё царство всех, кто настойчив, кто часто говорит почему?, кто не боится цифр и вычислений и чей девиз "Хочу всё знать!". Сколько надо приложить ума, воли, терпения, смекалки, чтобы познать эту науку!
Числа очень любят прятаться. Видишь доска висит? Она здесь одна. Здесь прячется число “один”!
А вот рядом два ученика. Здесь спряталось число “два”.
Вот как ловко числа прячутся: все эти предметы ты видишь, а сами числа – нет! Прямо невидимки какие-то.
Чтобы сделать числа видимыми, люди к ним “приклеили” волшебные значки – цифры. Вот сейчас мы сделаем их видимыми.
Задание1 “Угадай и покажи о какой цифре идет речь? ” (У каждого ребенка набор цифр о 1 до 9)
Никак не может наклониться
Прямая цифра __________ (единица)
Отличите вы едва
Лебедя от цифры _________ (два)
Две половинки круга
Около друг друга (три)
Спинка стула смотрит вниз,
Ножки кверху поднялись.
Но беспорядка нет в квартире,
Знают все – это ___________ (четыре)
Есть, друзья, такая птица:
Если сяду на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (пятёрка)
Бабушка вязала, кошка играла,
Была шерсть, получилось ___________ (шесть)
Коль нет косы, совет наш всем:
Траву косите цифрой ___________ (семь)
Вас подтвердить, ребята, просим,
Что снеговик похож на __________ (восемь)
Эта цифра непростая:
Не то головастик, не то запятая (девять) .
3адание 2.
- Назови эти числа. Что за ряд получился? (натуральный)
- Назови число, которое стоит за числом 8, 2.
- На сколько каждое последующее число больше предыдущего?
- Назови число, которое стоит перед числом 5, 7.
- Насколько каждое предыдущее число меньше последующего?
- Какое число стоит между числами 7 и 9?
- Что брльше -8 или 9? Почему?
- На сколько9 больше 8?
- Придумайте числовые выражения, значения которых были бы равны 9.
Задание 3.
Посмотрите внимательно на парту. Где вы еще видите натуральный ряд чисел? (на линейке)
- Тогда предлагаю поиграть в игру “День-ночь”. Цепочка: 9-7+3+2-6+2+5+1. (9)
3. Создание проблемной ситуации.
Ответьте, сколько яблок уменя в пакете? (3) Убираю по одному. А сейчас? (нисколько 0)
- Сколько точек на кости домино? ( пусто-пусто)
- Сколько яблок может вырасти на сливе? (ни одного). -
Так как можно обозначить “ни сколько”, “ни одного”?
Вставь в окошко числа, чтобы выражения были равными
4+2=3+
7+2=6+
4+1=5+
- Какое число нужно вставить? Какой цифрой обозначим?
4. Определение темы урока.
- Определите тему урока.
5. Открытие новых знаний
а) Введение числа и цифры 0.
1) Работа по учебнику.
С. 30учебника. . сколько было листиков на дереве ? сколько осталось? Что случилось?
Физминутка “Мы листики осенние. . ”
- Какой точке числового отрезка соответствует количество листьев на ветке?
- Какой цифрой обозначим эту точку? 0
2) Игра “Моя вообразилия”
- На что похожа цифра 0
Могу назвать его мячом А хочешь, дыркой назовем, А можно бубликом. Почти что кругленьким. |
Повернуть его ты можешь. Головой поставить вниз. Цифра будет все такой же, Правда ведь, скажи? |
Но как его ни назовем.
Он называется нулем!
3) Запись числа 0.
4) Свойства 0
*№1
- Прочитай выражение. Как его проиллюстрировали? (3+0 – к трем треугольникам в первом мешке прибавили пустой мешок. )
- Что же получили в результате? (Эти же три треугольника)
- Как будет записано выражение? (3+ 0=3)
- Подумайте и скажите: всегда ли при сложении числа с нулем получается тоже самое число?
- Что значит эта запись: а+0=…(а-любое число; если к любому числуприбавить 0 то получится то же самое число=> а+0=а0
*Аналогично устанавливается и обосновывается другие свойства: 0+а=а; а-0=а; а-а=0
Итог:
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Когда-то многие считали,
Что ноль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.
Но о его особых свойствах
Я поведу сейчас рассказ:
Коль ноль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
а + 0 = а
а – 0 = а
Физкультминутка
6. Первичное закрепление
1. Решение примеров на основе использования свойств 0.
№4, с. 30.
- Реши и обоснуй результат (первый столбик примеров решаем с комментированием, остальные - самостоятельно с самопроверкой)
Послушайте стихотворение:
Цифра вроде буквы 0 -
Это 0 иль ничего.
Круглый 0 - такой хорошенький,
Но незначит ничегошеньки!
- Ребята, вы тоже согласны с этими словами?
Тогда посмотрите инсценировку Автор.
Вот это ноль иль ничего -
Послушай сказку про него:
Сказал весёлый, круглый Ноль
Соседке – Единице:
Ноль.
С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Автор.
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
Единица.
Ты, Ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Автор. Ответил Ноль:
Ноль.
Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в 10 раз,
Когда я встану справа.
Работа на клеточной основе.
Какая цифра стоит слева, справа, какое число получилось?
2-я строчка: продолжи запись (10, 20, 30, 40, …. . )
7. Повторение.
1 Поиск неизвестного компонента
*№8, с. 31. Методом подбора.
Что известно в первом выражении? Что нужно найти? (Известно целое и часть, нужно найти другую часть: 9-это 5 и 4, поэтому в пустое окошечко записываем 4. )
*№ 7 Логическое задание №7, с. 31.
8. Итог.
- Что нового узнали?
- Какие свойства нуля узнали:
- Что показалось наиболее интересным?
*Задание “Спрячьте цифру 0”.