Цели:
- Показать, что развитие капиталистических отношений в стране тормозилось господством испанской монархии и сохраняемыми ею феодальными порядками.
- Подчеркнуть, что это противоречие привело к обострению классовой и национально-освободительной борьбы.
- Раскрыть причины победы революции на севере Нидерландов.
- Показать, что это произошло благодаря героизму и мужеству народа, но его победой воспользовалась буржуазия, чтобы захватить власть.
- Вырабатывать умения анализировать, сравнивать исторические факты, выяснять причинно – следственные связи.
- Способствовать воспитанию чувства уважения к героической борьбе народов за свое освобождение.
Основные понятия: революция, буржуазная революция, Реформация, кальвинизм, капитализм, гезы, республика, террор, уния.
Оборудование урока: карта “Европа в XVI – XVII вв.”, атлас, хрестоматия по истории средних веков, рабочий лист, кроссворд.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: “Сценарий Нидерландской революции”.
Оформление доски: тема, план урока:
- Нидерланды в империи Габсбургов.
- Возникновение конфликта.
- Испанский террор.
- Война с Испанией.
- Голландская республика.
Эпиграф: Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них за бой.
Домашнее задание:1) § 15, заполнить таблицу:
Изменения в жизни Нидерландов.
Вопросы для сравнения | Положение до революции | Положение после революции |
1.Как развивались промышленность и торговля? | ||
2. Кому принадлежала власть в стране? | ||
3. Каким было государственное устройство? | ||
4. Какая церковь господствовала в стране? |
2) Предложите свой вариант памятника, посвященного событиям 1566 – 1609 гг. в Нидерландах.
3) Рекомендация: прочитать книгу бельгийского писателя Шарля де Костера “Легенда об Уленшпигеле”.
Ход урока
Фрагмент видеофильма “Петр I” (поездка в Голландию), комментарий учителя:
Голландия – маленькая страна, объехать которую можно за 6 часов. В XVI веке она входила в состав Нидерландов, и после буржуазной революции стала одной из передовых стран Европы. Почему? Какие события происходили в это время и будет темой нашего урока.
Сегодня мы будем писать сценарий кинофильма с рабочим названием “Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии”.
Все мы – авторы сценария, и операторы и режиссеры. Есть у нас и художники по костюмам и музыкальные оформители. Закончив писать сценарий, вы предложите свои варианты названия кинофильма. По правилам кинематографа, чтобы фильм вышел в прокат, его необходимо утвердить художественным советом. Эту почетную и ответственную миссию мы предложим нашим гостям.
Кадр 1: Карта (настенная). Нидерланды – низовые земли.
Нидерланды состояли из 17 провинций и включали в себя территорию современных государств: Голландии, Бельгии, Люксембурга, части Франции. Это была самая густонаселенная страна Европы. Нидерланды называли “страной городов”, т.к. на небольшой территории находилось 300 городов.
Определить выгоды географического положения Нидерландов.
Выводы:
В результате Великих географических открытий город Антверпен становится центром мировой торговли.
Благодаря географическому положению Нидерланды стали родиной смелых моряков и мореплавателей, купцов и искусных ремесленников.
Страна была богата. На верфях Антверпена и Гааги строились самые быстроходные и современные суда. Голландское сукно и полотно славились по всему миру. Строились мануфактуры. В XVI веке в промышленности и сельском хозяйстве развивалось капиталистическое предпринимательство.
Нидерланды под властью Испании:
Проанализируйте таблицу в рабочем листе “Размеры годового дохода Карла V, полученного от отдельных частей его державы”.
Прочитайте в учебнике страницу 129 -130, сделайте вывод: Что стало причиной революции?
Выводы: Нидерландская революция – это переплетение:
- национально – освободительной борьбы
- борьбы против феодальных порядков
- борьбы против католической церкви
Почему в Нидерландах широко распространились идеи Жана Кальвина?
Кадр II:
Еще безжалостнее оказалось правление Филиппа II - сына Карла V (1556 – 1598 гг)
“Судебное разбирательство”
Предмет разбирательства – политика Филиппа II Габсбурга.
Участники заседания: король Испании Филипп II Габсбург, принц Вильгельм Оранский, фанатичный католик, военачальник герцог Альба, королева Англии Елизавета I.
Филипп II: Мое святейшее величество заявляет всем присутствующим:
В 1556 году по воле ныне покойного моего батюшки его святейшего величества Карла V я получил корону и завещание: как управлять вверенным мне народом.
“Сын мой, говорил мне отец, тем больше мы тянем с народа, тем сильнее он нас любит”. В Нидерландах я обрек на смерть по обвинению в ереси 50 тысяч самых доблестных мужчин и самых хорошеньких девушек. Не считая конфискаций, я выкачал денег оттуда больше, нежели из Вест - Индии и из Перу. Они постоянно чувствуют на себе мою властную руку. Я искореняю ересь не потому, что она противоречит римско- католической вере, а потому что в Нидерландах она расшатывает устои нашей власти.
Вильгельм Молчаливый! Неужто ты во всех случаях жизни предпочитаешь безмолвствовать?
Вильгельм Оранский: “Ваше святейшее величество!” Я много странствовал по Европе, я много сил потратил на попытку достичь компромисса с вами, но, видит бог: когда приходит зима, то даже с могучих дубов опадает листва. Вы игнорировали интересы подданных, грабили их непомерными налогами, лишали их права выбирать себе религию. Могуществу Испании приходит конец, Да здравствует свобода Нидерландов.
Елизавета I королева Англии: Ваше святейшее величество! Не ждите от меня благосклонной речи. Мы с вами являемся родственниками и вы желали бы получить Англию в свои владения после смерти вашей жены, а моей сводной сестры Марии, потому и смотрите с ненавистью на мою страну, ненавидите мой народ, потому что мы отреклись от католической веры, устраиваете заговоры против меня. Я буду помогать мужественным гезам Нидерландов в борьбе с вами.
Слово художнику по костюмам.
В рабочем листе отметить участников Реформации.
Вывод: Конфликт между королем Испании и населением Нидерландов назрел.
В 1566 году делегация дворян представила королю свои требования. Одежда обедневших дворян была жалкой и их прозвали гезами, т. е. нищими. С тех пор всех противников испанского владычества называли гезами. Переговоры с властями ни к чему не привели и в 1566 году на севере страны вспыхнуло народное движение.
Кадр III
Испанский террор.
Работа с документами. Определить методы террора Филиппа II в Нидерландах:
- увеличение налогов, поборов, введение нового 10% налога;
- физическое уничтожение;
- создание “Совета по делам о мятежах”.
Вывод: Террор запугал малодушных, но укрепил решимость продолжить борьбу у тех, кто дорожил свободой.
Кадр IV
С 1572 года между Испанией и Нидерландами началась настоящая война. Руководителем освободительного движения стал Вильгельм Оранский.
Борьбу против испанцев повели простые люди. Они уходили в леса, в предгорные районы, вели партизанскую войну и называли себя “лесными гезами”. Рыбаки и матросы северных провинций Голландии и Зеландии стали морскими гезами.
Слово художнику по костюмам.
Слово музыкальному редактору: исполняется боевая песня гезов “Десятый пфеннинг”.
Герцог Альба организовал поход испанских войск на север, во время которого он проявил крайнюю жестокость и вероломство. Но эти дикие расправы не запугали жителей, а лишь укрепили их решимость сражаться с врагом. Войска Испании терпели поражение Альба понимал, что им недовольны в Мадриде и подал просьбу об увольнении. В 1573 году он покинул Нидерланды. А его войска осадили город Лейден.
Картина “Осада Лейдена”. Чтение дневника одного из защитников города.
Задание классу: Определите: какой момент рассказа изобразил художник Львов?
Несмотря на нарастающую борьбу нидерландского народа, Филипп II не шел на уступки и продолжал войну. Денег в казне не было, войскам перестали платить жалование. Солдаты грабили страну. В 1576 году они убили почти 7 тысяч жителей Антверпена.
Южные провинции Нидерландов тоже примкнули к освободительной войне Севера, но феодалы Юга, боясь народного гнева, помогли Испании удержать южные Нидерланды под своей властью. В 1579 году южные провинции выразили готовность подчиниться испанскому королю.
Кадр V. Образование свободной республики Голландии.
Работа с термином республика.
1579 год – Утрехтская уния – 7 северных провинций объединились.
Погружение в историю: О чем писали газеты того времени?
- заключение унии;
- признание Голландии Испанией в 1609 году;
- убийство иезуитами Вильгельма Оранского.
Значение революции.
Вывод: В Нидерландах победила буржуазная революция, которая проходила под религиозным знаменем протестантизма.
Обсуждение названия кинофильма, комментарий к домашнему заданию, заканчивается оформление рабочих листов, решение кроссворда.