Пояснительная записка
В курсе обучения английской грамматике уделяется большое внимание данной теме. Неверное употребление учащимися видовременных форм английского глагола приводит к неграмотности речи учащихся (уже начиная с начального этапа), отрыву теории от практики. Учащиеся испытывают трудности, осваивая категории, не свойственные родному языку. Задача учителя создать такую языковую ситуацию, которая способствует преодолению психологической неуверенности, страха перед изучением грамматических структур и форм английского языка.
Целью цикла занятий «Изучаем глагол и его видовременные формы» является умение учащихся узнавать и различать грамматические структуры. Описывающие действия, которые происходили в прошлом, происходят в настоящем и которые произойдут в будущем. Сопутствующие задачи:
1. Развитие зрительной памяти, внимания, воображения, догадки.
2. Формирование грамматических навыков видовременных форм глагола.
3. Развитие лексико-грамматических навыков на конкретном речевом и сюжетном материале.
Отобранный языковой материал базируется на произведениях А.С.Пушкина, на отдельных «микросюжетах». В этих сюжетах, знакомых детям младшего школьного возраста, отражены жизненные связи, причины и следствия, системы различных событий.
Раннее изучение английскому языку на сюжетной основе показывает, что в любое художественное произведение можно легко включить сложные грамматические структуры. А использование любимых детских произведений способствует преодолению трудностей в изучении и дифференциации таких структур.
Цикл занятий построен на системе событий (сюжете), которые составляют содержание действия литературного рассказа. Это - событие в настоящем, прошедшем и будущем. Учащиеся осваивают основной раздел грамматики в занимательной форме, с использованием сюжета сказок, фольклора родной культуры, традиций и обычаев страны изучаемого языка. При составлении цикла занятий была использована технология интенсификации на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В.Ф.Шаталов), технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (автор Е.И.Пассов), элементы «Модели организации раннего обучения иностранному языку на сюжетной основе» (Ш.А.Амонашвили, Л.С. Выготский, Е.М. Верещагин) (Е. Мапе Ваг1сег, 8. Ваа$е1, Р. Огупйу), элементы технологии проектного обучения (Дж. И Э.Дьюн, Э.Коллинз, У.Х.Килпатрик) Метод - объяснительно-иллюстративный. Категория обучаемых - массовая, для всех видов учащихся 3-4 классов. Принципы работы:
1. Проведение цикла занятий (фрагментарно на уроках) в рамках изучения данной темы.
2. Применение опор, моделей, иллюстраций.
3. Объяснение нового материала на сюжетной основе.
4. Проведение аналогий с родным языком.
Учебный материал.
1. Выбранные отрывки произведений А.С.Пушкина.
2. Опоры по грамматике английского языка.
3. Языковый и речевой материал, грамматические структуры, отобранные согласно программным требованиям.
Содержание занятий Цикл занятий содержит изложение основных правил употребления английского глагола в различных видовременных формах на сюжетной основе, и многочисленные схемы, и иллюстрированный материал. Оригинальная презентация материала позволяет учащимся лучше усвоить основные правила английской грамматики. Материал занятий может быть использован на этапе объяснения нового материала (фрагментарно и в целом). Оборудование: грамматические опоры, модели, иллюстрации, литературные произведения.
Место проведения: кабинет иностранного языка, оснащённый необходимыми ТСО и иллюстрациями.
Ожидаемый результат: усвоение всеми категориями учащихся темы «Видовременные формы глагола» на уровне рецепции.
Содержание.
Фрагмент № 1.
Настоящее время (употребление глаголов to be, to have, to do)
На острове Британии живёт королева английская. Остров не простой, а волшебный. Королева - самая главная. Она - умная, красивая, добрая (to be). У неё есть (to have) красивый дворец. Королева делает (to do) много хороших дел для своего народа. Однажды королева заказывает главному повару сварить суп. Повар отправляется на волшебную поляну за грибами. Он знает, что грибы - волшебные. Если он неправильно употребляет любимые глаголы королевы, то они становятся ядовитыми.
Сделать правильный выбор повару помогает его подруга - грамматика, которая приводит его на волшебную поляну - а там...
На лесной опушке Выросли волнушки Если хочешь все глаголы знать, Поспеши-ка их собрать.
Главный королевский повар слушает свою сестру - грамматику и собирает грибы для обеда .
Фрагмент № 2.
Настоящее время (спряжение глагола «to be»)
Остров (is) на море стоит. Есть на острове (is) королевский флот.
Город (is) новый, златоглавый.
Пристань (is) с крепкою заставой.
Королева (is) всех встречает и указ провозглашает:
«Всех гостей я (am) привечаю, и на пир всех, приглашаю».
Королева (is) всех кормит и ответ держать велит:
«Чем вы (are) гости, торг ведёте, И куда теперь плывёте?»
Корабельщики в ответ:
«Мы (are) объехали весь свет».
После пира королевского видят гости чудо невиданное. Попадают они (are) в сад волшебный. Там чудеса: там дуб (is) зелёный;
Златая цепь (is) на дубе том.
Дивятся чудесам королевским, но пора и честь знать. Задача у них непростая. Надобно клад отыскать в море синем. А поможет им в этом карта волшебная с тайными знаками. Рисунок4.
Фрагмент № 3.
Настоящее простое время.
Отправляются корабелы в опасный путь. И не только карта может помочь им.
Прибывают они в место сказочное. Там лес и дол видений полны; там о заре прихлынут волны (всегда, always )
Там царь Кащей над златом чахнет; (always)
Там лес и дол видений полны (иногда; sometimes)
Там о заре прихлынут волны (часто, often)
Тяжело им приходится (факт).
Чтобы добраться до сокровищ Кащеевых, надобно правильно расположить новые знаки, на звёздном небе появившиеся. Рисунок5.
Фрагмент № 4.
Настоящее продолженное время
И это задание выполняют корабелы. Но новое испытание поджидает их. (сейчас, now). Охраняется клад бесценный. Тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. (В данный момент, at the moment)
И охраняют темницу они с кладом. В темнице там царевна тужит (у нас перед глазами, сейчас, now), а бурый волк ей верно служит, (сейчас, now) Не знают корабелы как спасти царевну. С синя моря глаз не сводят (сейчас, now)
Глядь, (сейчас, now) - поверх текучих вод лебедь белая плывёт (в данный момент , at the moment)
Знаю, говорит лебедь, как помочь вам. Замок темницы открывается, если произнесёте вы заклинание.
Фрагмент № 5.
(Настоящее завершенное время)
Мы сделали это (уже already), темница открылась (только что just ) Мы освободили царевну (уже already). Мы нашли (недавно), клад. Мы стали богатыми (сегодня, today). А увидели корабелы белку непростую и богатства несметные. Забрали с собой на корабль и повезли домой. В своём городе выстроили (в этом году, this year) хрустальный дом для белки и стражу поставили (уже, already) охранять белку с сокровищами. А чтобы не уснуть, повторяет стража заклинание волшебное.
Фрагмент № 6.
Настоящее завершенно-длительное время
Как же долго защищает стража сокровища?
С утра до вечера (since); в течение долгого времени (for a long time) помогают им самые главные воины, братья (since, for)
Знают они слова волшебные на радость всем людям города. Потому как начали охранять сокровища они, так и продолжают в течение долгого-долгого времени. Брат «since» говорит:
«Я охраняю сокровища (since) с утра!»
«А я, - говорит брат «for» , - уже в течение месяца (for a month)»
« Не ссорьтесь, братья, - говорят жители города. - Повторяйте такие слова:
Я работаю с утра / в течение долгого времени. (I have been working / for a long time.) Много-много раз - и забудете ссоры».
I have been working
I have been working
She has been working
«We, they, you have been working, » - пели братья. (Как долго?)
В течение всего дня. (For a long time).
Фрагмент № 7.
Настоящее время (презентация видовременных форм группы "Present")
Опора «Скушай яблочко, мой свет...»
А в городе том (is) царевна молодая, тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла (is growing)
Поднялась - и расцвела. (has grown)
И хозяйкою она
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит (cleans, cooks)
Раз царевна молодая,
Пряла, сидя под окном (в данный момент at the moment)
Пёс залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит (is walking) по двору.
Царевна зовёт нищенку (сейчас, is calling),
взяла хлеб (уже, has taken),
нищенка ждёт её (долго, has been waiting for),
лает пёс (сейчас, is barking)
Царевна говорит (сейчас, is saying),
- На лови!» - и хлеб летит (сейчас, is flying)
Старушонка хлеб поймала (has caught)
Нищенка поблагодарила царевну и сказала:
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!» И к царевне наливное, молодое, золотое
Прямо яблочко летит (сейчас, is flying).
Кушай яблочко, мой свет...
Царевна думает: Рисунок6.
1. Яблоки необходимо есть всегда, часто, каждый день.
2. Я ем вкусное яблоко сейчас, здесь, посмотрите!
3. Царевна съела яблоко и умерла.
4. В течение долгого времени рассказывают сказку о том, как царевна ела отравленное яблоко. Has been V-ing (for a long time)
Аналогичные формы работы можно на всех уроках, предусматривающих презентацию основных грамматических явлений на начальном этапе обучения иностранному языку. Отработанный материал соответствует возрасту учащихся начальной школы; помогает им в развлекательной форме освоить одну из наиболее сложных тем английской грамматики.
Литература.
1. С.В. Логунова «Деятельностный аспект осознанного раннего овладения грамматикой английского языка». // Иностр. Языки в школе. № 3,1997г.
2. Е.И. Пассов «Основы методики обучения иностранным языкам».
3. Г.К. Селевко Опыт системного исследования педагогических технологий. (Школьные технологии)
4. М.З. Биболетова, О.А.Денисенко. Enjoy English (Part 1, Part 2) Титул, 2005г
5. А.С. Пушкин. Сказки. // Москва «Оникс 21 век» 2002 г.
6. Модель организации содержания и процесса начального обучения иностранному (английскому) языку на сюжетной основе (статья, с 34-38). Методики обучения иностранным языкам в средней школе( отв. Ред. М.К. Колкова) СПб,Каро, 2005г.