Цель: формирование умения различать гласные о-у устно и на письме
Задачи:
- уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков О - У;
- совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- развитие зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки;
-обогащение словарного запаса.
Оборудование:
- схемы акустико-артикуляционного образа звуков О, У;
- карточки опоры для звуков О, У;
- кассы букв;
- зеркала индивидуальные;
- картинки с изображением предметов со звуками О, У.
- карточки с заданиями;
- слоговые таблицы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Работа по теме занятия.
Сообщение темы занятия.
Игра «Найди спрятанное слово».
Среди буквенного текста вставлены слова. Учащиеся должны найти и подчеркнуть их.
трасаофустулмнирбы
ювджачутропцэулдбь
уятаыщэстолокнгежм
ибхзакыполкаогпусдв
- Какие слова вы подчеркнули? Прочитайте их. (Стул, утро, стол, полка) Какое слово лишнее? (утро). Почему? (стол, стул, полка – мебель; утро – часть суток)
Назовите гласные в слове «утро».
Сегодня на занятии мы будим работать со звуками и буквами О, У.
Сравнение артикуляции этих звуков.
Рассматривание схемы акустико-артикуляционного образа звуков О, У (рисунок №1, №2). Работа с индивидуальными зеркалами.
Звук У Звук О
-губки вытянуты трубочкой;
- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- зубки не смыкаются;
- зубки закрыты губками;
- «узкий » звук, подбородок не опускается;
- ротик открывается, подбородок опускается;
(Дополнительный контроль рукой под подбородком!)
- язычок немного отходит назад;
- язычок лежит на дне ротика;
- горлышко «работает»;
- горлышко «работает»;
характеристика звука: гласный, обозначаем красным кружочком
- символ звука: едет поезд: у-у-у - символ звука: девочка болеет и стонет: о-о-о
Обозначение карточкой опорой букв.
На что похожа буква У? Карточка опора для буквы У – уши зайца. (Рисунок №3)
У – как у зайчонка ушки.
Эти ушки – на макушке.
- Покажите пальчиками букву У (средний и указательный пальцы – вверх, а остальные сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками).
На что похожа буква О? Карточка опора для буквы О – обруч. (Рисунок №4)
О – как обруч, захочу –
По дороге прокачу.
- Покажите пальчиками букву О (большой и средний палец образуют кольцо).
Чтение слоговых таблиц с использованием карточек – опор и контроля рукой (опускается подбородок или нет)
до –ду - до
гу – го - гу
ло – лу – ло
во – ву – во
- Прочитайте вторую строку снизу.
- Прочитайте третий столбик справа.
- Какой слог лишний в этом столике и почему?
- Прочитайте вторую строку сверху.
- Прочитайте первый столбик слева.
- Какой слог лишний в этом столбике и почему?
- П- рочитайте слоги.
жок бул
лок тун
бон сум
рон пус
тор сус
- Придумайте слова, которые будут заканчиваться слогом из первого столбика.
- Придумайте слова, которые будут начинаться слогом из второго столбика.
5. Работа со слогами.
Приготовьте буквы О У. Повторите за мной слоги, приложив руку к подбородку, покажите соответствующую гласную букву.
Бу, то, ум, по, ук, ро, ом, ку, ул, во, ну, ту, ус, фо, зо.
А сейчас запишем эти слоги в тетрадь. Не забывайте про наших помощников – карточки-опоры и руку. (Проводится взаимопроверка). Найдите среди данных слогов слова. (ум, ус) Составьте с этими словами предложения.
6. Работа со словами – паронимами.
На доске записаны в столбик слова:
сток - точка –
трос - стол –
- Прочитайте первое слово. Что оно обозначает? Составьте предложение с этим словом.
- Замените в слове «сток» букву О на У, какое слово получилось? (стук) Изменилось ли значение слова? Составьте предложение с этим словом
Вывод: если в слове заменить гласную О на гласную У, то меняется значение слова.
Таким же образом отрабатываются остальные слова.
7. Работа с карточками. (Рисунок №5)
Каждому ученику раздаю карточки с изображением предметов в названии которых есть звуки О У.
- Соедините картинку с соответствующей буквой.
- Покажите картинку в названии которой звук У стоит на первом месте; на втором месте; на четвертом месте; на пятом месте. Покажите картинку в названии которой звук О стоит на втором месте; на четвертом на первом; на третьем месте.
8. Игра «Буква потерялась»
На доске записаны слова с пропущенными буквами.
- Вставьте пропущенную букву О или У. Запишите слова.
Сап_г, матр_с, бл_зка, нах_ка, кенг_ур_, на_ка, _з_р.
III. Итог занятия.
- Чему мы с вами научились сегодня на занятии?
- Как можно с помощью руки различить О-У?
- С какими еще помощниками мы познакомились на
этом занятии?
- Домашнее задание: нарисовать изготовить
сделать карточки-опоры.