Цели:
- развитие фонематического слуха;
- совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Б-Б’;
- совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- развитие памяти, контрольных действий, способности к переключению внимания;
Оборудование:
- артикуляционный профиль звуков Б, Б’;
- индивидуальные зеркала;
- схема фонетического разбора;
- карточка – опора с буквой Б;
- разрезная азбука;
- индивидуальные карточки со словами.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Работа по теме.
1. Определение темы занятия.
По первым звукам слов составьте новое слово:
Бизон, ель, лук, компот, афиша.
Брат, укроп, ложка, картина, ананас.
Какие слова получились? (Белка и булка).
Чем отличаются эти слова?
Какие первые звуки в словах? (Б, Б’)
Для слабых учащихся можно использовать разрезную азбуку.
2. Артикуляционный разбор звуков [Б], [Б’] (с индивидуальными зеркалами).
При произнесении звука [Б] губы смыкаются, зубы сближены, язык опущен за нижние резцы, голосовые связки работают (контроль горла рукой, звоночек звенит). (Рисунок 1)
При произнесении звука [Б’] всё то же самое, только спинка языка напрягается (Рисунок 2).
3. Характеристика звука [Б].
Фонетический разбор звука [Б] с опорой на схему фонетического разбора.
– согласный, звонкий, бывает твердым или мягким (Рисунок 3).
4. Соотнесение звука с буквой с помощью карточки-опоры (Рисунок 4).
Вывод: запоминаем нашу опору:
звук [Б] – опора «белка»
Запись буквы в воздухе с проговариванием: «б – белка, хвост вверху».
5. Гимнастика для пальцев.
А) «Пальчики здороваются»;
Б) «Сидит белка»
Сидит белка на тележке, (сжимать и разжимать пальцы)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, (разжимать пальцы, начиная с большого пальца)
Воробью, синичке,
Мишке - толстопятому,
Заиньке усатому.
6. Работа со слоговой таблицей.
Чтение слоговой таблицы (сначала хором вместе с логопедом, затем по одному выборочно).
Что мы будем читать? (Слоги.)
Дифференциация учащимися понятий «слог» и «слово».
БА – БЯ – БА
БО – БЁ – БО
БЮ – БУ – БЮ
БЫ – БИ– БЫ
Задания:
- Прочитай вторую строчку.
- Прочитай четвертую строчку.
- Прочитай второй столбик.
- Какая строчка отличается от остальных?
- Почему?
7. Дифференциация звука в словах.
Поднять карточку с буквой Б, в том случае если в слове есть звук [Б].
Бобр, барабан, письмо, кит, альбом, пол, грибы, пальто, груша, бабочка.
- Вспомните слова со звуком Б.
- Разделите их на слоги.
8. Зашифруйте диктуемые слова.
Вместо слов со звонким согласным Б в начале слова рисуйте треугольник, в середине слова – круг, в конце слова – квадрат.
Банка, бегемот, поле, кабина, рыбак, путешествие, барабан.
- Проверьте правильность выполнения задания по образцу:
Физкультминутка
В лесной глуши на елке
(прыжки на ногах)
Жили были 2 бельчонка,
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили.
(Наклоны вправо - влево)
Вставали рано по утру,
Изображали кенгуру:
За ушки лапками хватались
И вправо – влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладоши,
(повороты влево - вправо с хлопками)
Потягивались словно кошки,
(наклоны вперёд, прогибая спину)
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Головками крутили,
И друг за другом вслед ходили
9. Работа с индивидуальными карточками.
Детям раздаются карточки с напечатанными словами:
бык | бобр | зубр | дуб | бокс |
белка | кабан | баран | рыба | шуба |
собака | воробей | бегемот | берёза | рубашка |
- чётко прочитайте слова;
- какое слово непонятно?
- прочитайте слово, в котором буква Б стоит в начале слова;
- Б в середине слова;
- Б обозначает твердый звук;
- Б обозначает мягкий звук;
- прочитайте слово с одним слогом;
- с двумя слогами;
- с тремя слогами;
- прочитайте слово, которое обозначает домашнее (дикое) животное;
- найдите «лишнее» слово;
- отложите карточки в сторону и напишите слова в тетради по памяти;
- проверьте по карточкам правильность написания слов, исправьте ошибки.
Итог занятия.