Урок "Здоровье человека" по окружающему миру (прогр. " Начальная школа XXI в." под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Сформировать понятие, что такое здоровье.
2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о здоровье и условиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
4. Развивать любознательность и наблюдательность, расширять кругозор учащихся, креативное мышление.

Оборудование: Карточки с пословицами, муляжи овощей и фруктов, газета с прогнозом погоды («Теле семь» ), диск с записью «Музыка моря».

Ход урока

1. Организация класса.

Класс заранее разделен на две группы.

2. Актуализация знаний.

Разминка. «Собери пословицу».

Каждой группе учащихся выдаются конверты с фрагментами пословицы, которую они должны составить и объяснить ее смысл.

1 пословица. Мудрый человек предупреждает болезни, а не лечит их.

2 пословица. К чему в молодости привыкнешь, от того в старости не отвыкнешь.

Учитель: С какой темой связаны эти пословицы?

Учащиеся: Пословицы связаны с темой «Здоровье».

Учитель: Верно. Тема нашего занятия «Здоровье человека». Сегодня нам предстоит ответить на вопрос «Что такое здоровье»? и рассмотреть условия, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Беседа. «Выскажи предположение».

Учитель: Ребята, как вы понимаете, что такое здоровье?

Учащиеся высказывают свое предположение.

Вывод: Здоровье – это то или иное состояние организма.

Здоровье – это правильная нормальная деятельность организма.

Учитель: Хирург Николай Амосов дал такое определение здоровья.

-Если ученик не болел в течение года - у него высокий уровень здоровья.

-Если ученик болел только во время эпидемии (например: гриппа) – его здоровье на среднем уровне.

-Если часто болел – у ученика низкий уровень здоровья.

Учитель: Ребята, попробуйте, пользуясь этим определением, определить уровень своего здоровья.

Вывод: Учащиеся говорят, у кого высокий, средний и низкий уровень здоровья.

3. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: Давайте рассмотрим, какие условия способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Учащиеся называют условия, доказывают и на доске появляется схема

Занятия спортом

Закаливание

Настроение

Правильное питание

Погода

После обсуждения каждого условия, учащиеся выступают с теоретическими сведениями или проводится практическая работа, или дидактическая игра.

Теоретический и практический материал, используемый на уроке.

Учитель: Уже в древности люди знали правила здорового образа жизни. Есть три основных правила, которые широко известны в восточных странах (Китае, Японии, Индии).

Ученик:

Правило 1. Хорошее настроение.

Проснувшись, сразу подумай о чем-то хорошем, приятном. Скажи себе: «У меня будет удачный день. Я хорошо справлюсь с трудностями, спокойно и уверенно». Встав с кровати, потянись всем телом, посмотри в зеркало и улыбнись себе. Приложи руки к лицу. Передай ему тепло своих рук.

Вместе:

Свет в ладони возьму
И к сердцу приложу.
И станет все вокруг
Светлее и добрее.

Ученик.

Правило 2. О закаливании.

Закаливание водой приносит большую пользу. Если ты приучишь себя принимать прохладный душ, то забудешь о насморке и простуде.

Ученик.

Правило 3. Учит расслабляться.

Перед тем, как заняться умственным трудом, подготовь себя к работе. Сядь в кресло или приляг на диван. Включи тихую приятную музыку. Закрой глаза и представь, что ты лежишь на берегу теплого моря, волны ласкают твои ноги, тебе хорошо и приятно. Или представь себя птицей, летящей высоко в небе. Вокруг простор и красота. Десять минут такого отдыха – и ты готов решать самые трудные задачи.

Когда учащиеся называют одним из условий правильное питание, им предлагается поиграть в игру «Витаминка».

В «витаминном ящике» лежат муляжи фруктов и овощей. Учащиеся друг за другом вынимают предметы.

Цель: Определить, какой витамин содержится во фрукте или овоще.

В конце игры подводится итог. Хорошо ли ребята знают витамины?

Когда учащиеся называют одним из условий погоду, проводится беседа о людях, зависимых от погоды и практическая работа.

Учитель: Есть люди, здоровье которых в той или иной степени зависит от состояния погоды. Таких людей называют метеозависимыми или метеочувствительными. Часто для таких людей в прогнозе погоды сообщают дополнительную информацию, предупреждающую их.

Практическая работа.

Каждой группе учащихся выдается газета.

Задача учащихся:

1. Найти в разделе «Погода и здоровье» информацию для метеочувствительных людей.
2. В каждой группе выбрать телеведущего, который ознакомит с этой информацией.

После практической работы идет самооценка учащихся.

1. Правильно или неправильно подобрана информация.
2. Удачно ли выбран телеведущий.

4. Подведение итога.

Учитель: -Как вы считает, какие условия, влияющие на здоровье человека, зависят от вас?

-Какие условия от вас не зависят?

-Как вы думаете, сможет ли каждый из вас вырасти здоровым, если будет соблюдать правила здорового человека?

Учащиеся и учитель оценивают свою работу на занятии.