Цели:
1. Сформировать понятие, что такое здоровье.
2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о здоровье и условиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
4. Развивать любознательность и наблюдательность, расширять кругозор учащихся, креативное мышление.
Оборудование: Карточки с пословицами, муляжи овощей и фруктов, газета с прогнозом погоды («Теле семь» ), диск с записью «Музыка моря».
Ход урока
1. Организация класса.
Класс заранее разделен на две группы.
2. Актуализация знаний.
Разминка. «Собери пословицу».
Каждой группе учащихся выдаются конверты с фрагментами пословицы, которую они должны составить и объяснить ее смысл.
1 пословица. Мудрый человек предупреждает болезни, а не лечит их.
2 пословица. К чему в молодости привыкнешь, от того в старости не отвыкнешь.
Учитель: С какой темой связаны эти пословицы?
Учащиеся: Пословицы связаны с темой «Здоровье».
Учитель: Верно. Тема нашего занятия «Здоровье человека». Сегодня нам предстоит ответить на вопрос «Что такое здоровье»? и рассмотреть условия, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Беседа. «Выскажи предположение».
Учитель: Ребята, как вы понимаете, что такое здоровье?
Учащиеся высказывают свое предположение.
Вывод: Здоровье – это то или иное состояние организма.
Здоровье – это правильная нормальная деятельность организма.
Учитель: Хирург Николай Амосов дал такое определение здоровья.
-Если ученик не болел в течение года - у него высокий уровень здоровья.
-Если ученик болел только во время эпидемии (например: гриппа) – его здоровье на среднем уровне.
-Если часто болел – у ученика низкий уровень здоровья.
Учитель: Ребята, попробуйте, пользуясь этим определением, определить уровень своего здоровья.
Вывод: Учащиеся говорят, у кого высокий, средний и низкий уровень здоровья.
3. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Давайте рассмотрим, какие условия способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Учащиеся называют условия, доказывают и на доске появляется схема
Занятия спортом Закаливание Настроение Правильное питание Погода |
После обсуждения каждого условия, учащиеся выступают с теоретическими сведениями или проводится практическая работа, или дидактическая игра.
Теоретический и практический материал, используемый на уроке.
Учитель: Уже в древности люди знали правила здорового образа жизни. Есть три основных правила, которые широко известны в восточных странах (Китае, Японии, Индии).
Ученик:
Правило 1. Хорошее настроение.
Проснувшись, сразу подумай о чем-то хорошем, приятном. Скажи себе: «У меня будет удачный день. Я хорошо справлюсь с трудностями, спокойно и уверенно». Встав с кровати, потянись всем телом, посмотри в зеркало и улыбнись себе. Приложи руки к лицу. Передай ему тепло своих рук.
Вместе:
Свет в ладони возьму
И к сердцу приложу.
И станет все вокруг
Светлее и добрее.
Ученик.
Правило 2. О закаливании.
Закаливание водой приносит большую пользу. Если ты приучишь себя принимать прохладный душ, то забудешь о насморке и простуде.
Ученик.
Правило 3. Учит расслабляться.
Перед тем, как заняться умственным трудом, подготовь себя к работе. Сядь в кресло или приляг на диван. Включи тихую приятную музыку. Закрой глаза и представь, что ты лежишь на берегу теплого моря, волны ласкают твои ноги, тебе хорошо и приятно. Или представь себя птицей, летящей высоко в небе. Вокруг простор и красота. Десять минут такого отдыха – и ты готов решать самые трудные задачи.
Когда учащиеся называют одним из условий правильное питание, им предлагается поиграть в игру «Витаминка».
В «витаминном ящике» лежат муляжи фруктов и овощей. Учащиеся друг за другом вынимают предметы.
Цель: Определить, какой витамин содержится во фрукте или овоще.
В конце игры подводится итог. Хорошо ли ребята знают витамины?
Когда учащиеся называют одним из условий погоду, проводится беседа о людях, зависимых от погоды и практическая работа.
Учитель: Есть люди, здоровье которых в той или иной степени зависит от состояния погоды. Таких людей называют метеозависимыми или метеочувствительными. Часто для таких людей в прогнозе погоды сообщают дополнительную информацию, предупреждающую их.
Практическая работа.
Каждой группе учащихся выдается газета.
Задача учащихся:
1. Найти в разделе «Погода и здоровье» информацию для метеочувствительных людей.
2. В каждой группе выбрать телеведущего, который ознакомит с этой информацией.
После практической работы идет самооценка учащихся.
1. Правильно или неправильно подобрана информация.
2. Удачно ли выбран телеведущий.
4. Подведение итога.
Учитель: -Как вы считает, какие условия, влияющие на здоровье человека, зависят от вас?
-Какие условия от вас не зависят?
-Как вы думаете, сможет ли каждый из вас вырасти здоровым, если будет соблюдать правила здорового человека?
Учащиеся и учитель оценивают свою работу на занятии.