Цели занятия:
Обучающие:
- познакомить учащихся с образцами ненецкого и мансийского орнаментов, их характерными признаками;
- познакомить с различиями в орнаментах мужской и женской одежды (праздничной и повседневной);
Развивающие:
- развивать умения и навыки анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
- развивать творческое мышление;
- развивать коммуникативные умения учащихся;
Воспитывающие:
- воспитывать чувства уважения к коренным жителям ЯНАО и их культуре;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.
Методы: словесный (слово учителя, сообщения детей, беседа с учащимися); наглядный (выставка иллюстраций орнаментов, образцов народных промыслов, детских творческих работ из бисера, папье-маше, меха, сукна; флаг и герб ЯНАО.
Ход занятия
1. Вступительная беседа учителя.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в очередной раз мы с вами встречаемся в музее. Я предлагаю наше занятие начать с разгадывания кроссворда, в ходе которого мы вспомним персонажей ранее изученных сказок, загадки, животных нашего края, народы Ямала.
Слайд №1 (кроссворд).
2. Разгадывание кроссворда.
1. загадка: В ночь беззвездную до чума
кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру, если в тундре
бездорожье?
2. Персонаж ненецкой сказки « Хозяин ветров», злой дух.
3. Самый многочисленный коренной народ нашего края.
4. Полуостров, название которого в переводе с ненецкого означает «край земли».
5. Самый малочисленный народ ЯНАО.
6. Животное хвойных лесов с пушистым хвостом и кисточками на ушах.
7. Разновидность обуви у северных народов.
8. Главный герой хантыйской сказки «Стрелок из лука».
Итак, ключевое слово – орнамент. И тема нашего занятия:
Слайд №2. «Орнамент - узорная письменность народов Ямала».
3. Изучение нового.
Сегодня мы должны узнать, что такое орнамент, и почему он является узорной письменностью народов Ямала, а также побеседуем о красоте северной природы, познакомимся с образцами ненецкого орнамента, их характерными особенностями и выполним эскизы предметов ненецкой одежды и украшений.
Ребята! Каждый человек по натуре своей – художник, он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту. Характер целого народа может выражаться в предметах, созданных руками людей.
4. Выставка изделий народных промыслов (украинских, узбекских, русских, молдавских, татарских).
Посмотрите на предметы на столе. На что вы обратили внимание в первую очередь?
Конечно, вы заметили, что они украшены различными узорами. Как вы думаете, какую роль они выполняют?
Верно, у всех народов - для красоты. И в переводе с латинского языка «орнаментум» - украшение.
А теперь посмотрите на два предмета, сравните их художественное оформление (рисунки) и скажите, какое вы заметили отличие?
Сделайте вывод о том, что такое орнамент.
Слайд №3. Итак, орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и четком расположении элементов.
Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, показывают индивидуальные особенности цветов, птиц, животных, людей, свободно перерабатывают их в декоративные формы.
По цвету орнаменты могут быть одноцветными и многоцветными.
(показ образцов орнаментов разных народов)
Вы видите, ребята, какие яркие, красочные эти орнаменты.
5. Сообщения учащихся об особенностях украинских, узбекских, русских, татарских, молдавских орнаментов).
А теперь давайте с вами перенесемся на далекий Север… Послушайте стихотворение Л.Лапцуя и определите, какими красками описывает автор природу северного края.
6. Чтение стихотворения.
Зимнею порою
Куда я ни взгляну,
Вижу - всюду бело,
Вижу - всюду пусто,
Только снег блестит…
Посмотрю на озеро -
Только лед синеет,
Погляжу на горы -
Камни там чернеют…
И мила мне тундра,
Белая земля…
(учащиеся называют цвета: синий, белый, черный)
Именно такие основные цвета присутствуют в орнаментах народов Ямала. Как вы думаете, почему?
Слайд № 4,5 (тундра)
На слайдах вы видите нашу природу - скромную, окрашенную в белый, серый, коричневый цвета. Природа нашего края суровая, зима продолжительная, и поэтому в орнаментах, украшающих повседневную одежду северян, краски неяркие. Но когда наступает весна, а это всегда праздник, природа расцветает. И в праздничных одеждах мы можем видеть и желтый, и красный, и зеленый цвета.
Слайд №6,7,8,9 (одежда, пояс, сумка-тучанг, накосник, убранство оленьей упряжки)
Отличаются по покрою, цвету и способу нанесения орнаментов мужская и женская одежда. Повседневная мужская зимняя верхняя одежда- малица- украшена тесьмой по подолу и рукавам. Женская зимняя одежда – паница -украшена более ярко, орнамент наносят на полы, подол, рукава. Накосник – женский праздничный головной убор – выполняют из ткани, бисера. Украшают орнаментами и женские сумочки, тучанги (обычно орнаментом на розетке, но могут быть и на полосках).Существует обычай у народа манси: при рождении девочки мать дарит ей сумочку для рукоделия с изображением птицы- хранительницы сна и здоровья детей.
Словарные слова: малица, паница, накосник, тучанг.
7. Экскурсия по музейной комнате.
А теперь давайте обратим внимание на предметы, находящиеся у нас в музее. Где можно увидеть орнаменты ямальских мастериц?
(ответы учащихся: на флаге, гербе ЯНАО, на охотничьем поясе, накосниках, нагрудных украшениях и других предметах).
На прошедших занятиях я вам говорила, что до 1930 года у коренных жителей Ямала не было письменности, но они хотели донести до нас свое впечатление о жизни, о природе. И смогли это сделать с помощью вот этих узоров.
Слайд №10,11,12 (орнаменты)
На что похож каждый орнамент?
Верно, с помощью геометрических фигур: линий, ромбов, треугольников люди могли изображать свое жилище, северное сияние, течение реки, рога оленей, уши зайца…
8. Беседа и вывод: северный орнамент можно считать узорной письменностью народов Ямала.
9. Выполнение практической работы – нанесение орнаментов на бумагу способом аппликации.
Ребята, сегодня здесь гастролирует театр, и нам нужно для артистов выполнить элементы костюмов для «зайца», «коршуна», «куклы», «девочки». Билет в театр получат те, кто аккуратно и правильно выполнят работу и ответят на вопросы.
(напомнить технику безопасности при работе с ножницами, объяснить алгоритм деятельности)
В мансийской песне поется:
Летающая птица
Как проведет крылом,
Так и я сумею изобразить ее.
Ходящий по земле зверь
Как протянет ногу свою,
Так и я сумею скопировать-
Такая я умелая мастерица…
Об этом поет в песне «Мастерица» первый профессиональный певец и композитор Гавриил Лагей.
(звучит фонограмма Г. Лагей «Мастерица»)
10. Закрепление изученного – защита своих работ.
- Что такое орнамент?
- Назовите характерные признаки орнамента народов Ямала.
- Какие цвета присутствуют в повседневных и праздничных одеждах северян?
- Можно ли орнамент назвать узорной письменностью народов Ямала и почему?
- Почему вы выбрали именно этот орнамент?
11.Инсценирование отрывка из хантыйской сказки «Как кукла друзей искала».
А теперь, друзья, свои впечатления о сегодняшнем занятии вы можете оставить на страницах книги почетных посетителей нашего музея.
До новых встреч, дорогие друзья!