В основу воспитательной работы нашей школы заложена государственно-патриотическая идея. Это может быть, единственное, что сегодня объединяет все слои и социальные группы нашего общества.
Поэтому педагогический коллектив нашей школы ставит перед собой следующие воспитательные задачи в учебной и внеклассной деятельности :
- воспитать преданность родине
-сформировать уважение к боевому прошлому нашего народа
-воспитать основы гражданского сознания
-воспитать гуманное отношение к окружающим людям, к природе
-воспитать мужество, стойкость, смелость.
Для решения этих задач в работе со школьниками делается ставка на активное привлечение музеев школы и города. Поставлена важная и сложная задача–попытаться создать у ребёнка целостное представление об окружающем мире в процессе общения с памятниками истории и культуры. Решение этой задачи предполагает установление взаимосвязей между различными явлениями истории и культуры, понимания их значения для мировой цивилизации и каждого человека в отдельности.
Внедряя в систему учебно-воспитательной работы школы музейную педагогику мы сотрудничаем с Елабужским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, Национальным парком «Нижняя Кама» и, конечно же, со школьными музеями (Схема. Приложение №1)
Тенденция последних лет – внимание к
культурно-образовательной и воспитательной
деятельности музеев, которая становится одним из
приоритетных направлений музейной педагогики.
Музеи становятся центрами как формального, так и
неформального образования и воспитания. Выйдя на
качественно новый уровень взаимодействия со
школой, в последние годы музей значительно
усилил свои позиции, как самостоятельный
образовательный и воспитательный центр.
Город Елабуга, который в 2007 году будет отмечать
своё 1000-летие является историческим музейным
центром , где есть возможности для стопроцентной
реализации этих задач.
Музеи, находящиеся в составе Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника , имеют богатый опыт работы с учащимися, кроме традиционных экскурсий предлагаются самые разнообразные формы взаимодействия: это игры и викторины с краеведческой направленностью «Счастливый случай» и «Колесо истории» в Музее-усадьбе Н. Дуровой. Ребята «прикасаются» к истории, разыгрывая сцены из книги Аллы Бегуновой «С любовью, верой и отвагой» в стенах музея , используя его экспонаты.
Большой интерес у детей вызвали интерактивные выставки «Я и другой», «Он и она». Выставки очень содержательные и многоплановые, заставляют ребят рассуждать, высказывать свою точку зрения. Здесь же, в выставочном зале, работает мастер-класс для дошкольников и младших школьников. Цель этих занятий - пробудить интерес к музею, к историческому наследию и активизировать познавательную активность детей.
Уже не первый год работает Программа начального музейного образования «Мир музея», рассчитанная на ребят младшего и среднего школьного возраста. Для старшеклассников организованы занятия на различные темы по музейным абонементам. Дети на занятиях в игровой форме постигают азы музейного дела, изучают историю родного края.
Наши школьники - обязательные участники игровых, фольклорных праздников «Карга боткасы» и «Масленица в Елабужском уезде», которые проводит музей краеведения.
А в мемориальный Дом-музей Шишкина в клуб выходного дня «В доме Шишкиных» дети приходят не одни, а вместе с родителями. Встречи проводятся в разнообразной форме: экскурсия, беседа, викторина.
Сотрудники музея – частые гости в школах. Список тем лекций, предлагаемых сотрудниками музея – заповедника, разнообразен, их более тридцати.
Совершенно очевидно, что в будущем музеи и школы будут развивать своё партнёрство, создавать и апробировать новые методы музейной педагогики в работе с детьми.
В настоящий момент нами накоплен богатый материал различных методов и приёмов взаимодействия с музеями, направленных на развитие представления детей о мире, истории, способности наблюдать классифицировать и генерировать информацию. Широко практикуются активные формы познания в процессе какой-либо деятельности, свободный обмен мнениями, ролевые и творческие задания. При этом знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования.
В своей работе с детьми мы используем следующие методы музейной педагогики:
методы по преимущественному источнику получения знаний, к которым относятся
- словесные (объяснение, рассказ, беседа)
- наглядные (демонстрация, иллюстрация, видеометод)
- практические (комментированные упражнения, познавательные игры, инсценизация, погружение в прошлое.)
Методы по характеру мыслительной и
познавательной активности:
В работе педагогического коллектива в этом направлении огромное значение уделяется школьным музеям. Их в нашей школе четыре: музей Боевой Славы имени Л.А. Говорова, музей Героя России выпускника школы №3 А.Н. Епанешникова, «Татарская изба», музей местной поэтессы А. Ахтямовой.
Музей Боевой Славы посвящён славным страницам Великой Отечественной войны, боевым подвигам педагогов нашей школы, родных и близких учителей и учащихся, а начинался музей со сбора материалов о нашем земляке – герое Советского Союза Леониде Александровиче Говорове, которому посвящена треть всех материалов. Используя тематико-экспозиционный план музея, мы попытались создать единую систему воздействия на детей средствами музейной педагогики, учитывая возрастные особенности.
Дети младшего школьного возраста отличаются конкретным образным мышлением, непосредственностью восприятия. В работе с ними используются словесные и практические методы: сюжетные игры, беседы, зарисовки с натуры, по памяти, театрализация. Так в 1-4-х классах дети знакомятся с биографией Л.А. Говорова по книге Кирносова «Ни дня без Победы». Используя текст, рисуют рисунки и делают поделки корабля, на котором приехал в Елабугу Лёня Говоров. Применяя метод погружения в прошлое, зимой с большим интересом для детей проводится игра «Царь горы» - любимая игра Лёни.
В средних классах у детей формируется абстрактное мышление, рациональный подход начинает преобладать над эмоциональным мышлением. В работе с ними применяются чаще практические и проблемно-поисковые методы: сравнительный анализ, зарисовки с натуры, вычерчивание планов и схем, поисковая деятельность.
Учащиеся 5-7-х классов занимаются поисковой работой по орденам, которыми был награждён Говоров. Узнают, за что получил он награду. Рисуют изображение этого ордена, узнают историю его появления, кто из наших земляков получил подобные награды.
Учащиеся 8-9х классов пишут сочинения «Орден в нашем доме», проводят встречи с орденоносцами города, с участниками ленинградского фронта Николаем Владимировичем и Валентиной Ивановной Леонтьевыми, готовят литературно-музыкальную композицию «Сказание о Маршале Говорове».
Старшеклассники обладают абстрактным мышлением, более высоким интеллектуальным уровнем и в работе с ними используются проблемно-поисковые и исследовательские методы: конференции, написание рефератов, докладов, подготовка и проведение экскурсий. Дети исследуют родоначальную ветку семьи Говоровых, прослеживают судьбу братьев и детей Леонида Александровича. Учащиеся 10-11 классов проводят конференцию «Военными дорогами Маршала Говорова».
Мы проследили работу учащихся по музейным стендам, посвященным Леониду Александровичу Говорову. Примерно такая работа проводится по каждым музейным экспозициям.
Музей героя России Александра Николаевича Епанешникова, выпускника нашей школы, рассказывает о подвиге экипажа самолета, которым командовал А.Н.Епанешников. Ценою своей жизни они отвели беду от жителей г. Волгограда. Учащиеся нашей школы очень гордятся нашим выпускником и являются частыми посетителями этого музея. Наиболее посещаем он и детьми других школ города. И это понятно, потому что эта история близка им по времени. Жива мама Александра Николаевича, и она частый гость в школе на различных мероприятиях. И уже её присутствие воспитывает и подтягивает детей. Ежегодно экспозиции музея служат для классных руководителей, учителей русского языка и литературы материалом для проведения классных часов, диспутов, сочинений «Подвиг в наши дни», «Что я считаю настоящим героизмом». Традиционными стали спортивные соревнования, посвященные памяти Александра Николаевича. В начальной школе проводятся конкурсы рисунков, поделок самолета, на котором летал Епанешников.
Музей «Татарская изба» - воссоздает быт и обычаи татарского народа, знакомя детей с историей края. Именно этот музей в полной мере реализует принцип «Музей для детей и руками детей», так как он по своей форме более интерактивен. Весь материал в музей собирается учителями, детьми и их родителями. Знакомство с музейными экспонатами происходит в процессе действия, непосредственного манипулирования ими. К предметам не только можно, но и нужно прикасаться для того, чтобы лучше рассмотреть их, изучить их, выяснить принцип действия, способ практического использования. Принцип наглядности применяется на уроках труда «Орудия труда» физики «Устройство лампы», истории «Обычаи и праздники татарского народа», татарской и русской литературы. В стенах музея разыгрываются театрализованные сценки «Падчерица», фольклорные праздники с применением музейных костюмов, предметов быта.
Каждый музей имеет свою особенность, своё направление, но все они призваны для того, чтобы сформировать у учащихся такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не материальные, а человеческие отношения, привить любовь к родному краю.
Краеведческая работа неразрывно связана с экологическим воспитанием учащихся. Ведь привитие любви к родному краю начинается с воспитания уважения к природной среде, к её красоте и богатству, многообразию жизненных форм. Наша школа, работая в этом направлении, активно сотрудничает с Национальным парком «Нижняя Кама». Наши дети участвуют во всех акциях и конкурсах, проводимых парком: «Марш парков», конкурс «Птицы родного края», операция «Ель» и многих других , занимая призовые места.
Эколого-краеведческое – образование в нашей школе призвано создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире, содействовать их развитию и достижению ими определённого уровня образования. Достижение этой цели, прежде всего мы связываем с возрастными и познавательными возможностями детей. В начальной школе – пропедевтический курс, помогающий детям осознать возможности окружающего его мира, формирование экологических умений и навыков, знакомство с музеями школы, города , экскурсии по парку «Нижняя Кама», музею-заповеднику.
В основной школе эта программа ориентирует детей на осознание ценности, значимости родного края в отечественной, а затем в мировой истории и культуре, воспитание нравственного отношения к природе.
Главное назначение краеведческо-экологической деятельности в том, чтобы старшеклассники могли применить краеведческие знания на практике: уметь соотносить общие и местные материалы; вести поиск информации, работать над рефератами, проводить экскурсии для учеников младших классов.
Наши ребята, выступая со своими работами на городских научно-практических конференциях, доказали,что умеют это делать.
Под руководством учителя математики 1 категории Почкалиной Галины Ивановны ребята вот уже 6-ой год работают по теме «Геометрия и архитектура заповедной Елабуги», занимают призовые места на олимпиадах и конференциях по краеведению. В октябре этого года они стали дипломантами республиканской конференции юных краеведов, выступая по теме «Война и судьбы людей».
Все тематические занятия формируют у детей потребность не только в получении знаний, но и позволяют воспитать гармонично развитого человека, разбудить его стремление к творчеству, к познавательной деятельности, сделать его жизнь эмоционально насыщенной.
Литература :
1. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее., 2001
2. Массовая идейно-воспитательная работа. Музееведение. Музеи исторического профиля.-М., 1988