Конспект урока "Выразительные средства композиции костюма. Формообразование"

Разделы: Технология


Цели урока:

образовательная:

  • продолжать формировать у учащихся представление о проектировании одежды, элементах композиции костюма;
  • сформировать у учащихся знания и умения по основному способу формообразования лифа плечевого изделия путем переноса нагрудной вытачки.

развивающая:

  • развивать у школьников умение выделять главное в проблеме;
  • развивать умение формулировать ответы;
  • готовить учащихся к сознательному выбору профессии;
  • содействовать развитию аккуратности.

воспитательные:

  • совершенствовать эстетическое воспитание;
  • воспитывать инициативу, самостоятельность, творческий подход к решению задачи, чувство взаимопомощи, активной жизненной позиции.

Средства обучения:

- наглядные: демонстрационный материал по основным элементам композиции (образцы изделий, проектные и творческие работы учениц: «История развития одежды», «Времена и стили»,«Своей одеждой я улучшаю жизнь»; альбом «Великие дизайнеры мира», плакаты: «Силуэты в одежде», «Пропорции в одежде», «Ритм», «Цветовой круг», «Природа цвета», «Символическое значение цвета», «Цвета в кольце Зодиака», «Перенос нагрудной вытачки», «Силуэты в одежде»,«Русский народный костюм».

- учебные: набор цветной бумаги, линейка закройщика, клей.

- раздаточный материал: комплект задания для творческих групп, образцы выполнения работы

«Перевод нагрудной вытачки», словарь терминов.

- ТСО: графопроектор и пленки : «Тест №1», «Тест №2», «Внутренние линии костюма», «Примеры перевода вытачек».

Форма организации работы - групповая.

Межпредметные связи: - графика, история.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Тема предыдущего урока:

«История художественного оформления и моделирования одежды».

Основные понятия и термины:

- костюм - проектирование - дизайнер
- мода - моделирование - композиция
- стиль - дизайн - силуэт

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока. Определение цели. (Запись на доске)

3. Создание современной одежды – это сложный и многоэтапный процесс, в котором заняты специалисты самых разных профессий: дизайнеры, модельеры-конструкторы, технологи, портные. И сегодня на уроке для успешного выполнения работы нам целесообразно создать 4 творческие группы во главе с руководителями групп, которые будут осуществлять организацию работы в творческом коллективе, вести учет участия ее членов в работе.

Форма учета ответов и выполнения практической работы членов творческой группы

(для руководителей группы)

Ф., И. ученицы Балл Итог урока
Зад..№1 Тест Устные ответы Дополнит. информаця (доклад, сообщение..) Итог опроса Практич. работа Примечание
1. Иванова Е. +   +++ доклад 5 5  
2. Петрова О. + + ++   4 5  
             
Руков.тв.гр .

Волкова Д.

             

Критерии оценок

- устные ответы учащихся : «+» - 1 балл;

- практическая работа: «Перевод нагрудной вытачки. Разработка модели по эскизу и ее описание» оценивается по «5»-ти бальной системе : правильность выполнения, аккуратность, сроки выполнения, принципы НОТ, охрана труда .

II. Содержание контроля и самоконтроля знаний и умений.

1. Задание №1 - комплект материалов для каждой творческой группы.

Дать характеристику силуэтной форме и подобрать модели, соответствующие этой форме из предложенных (Приложение 1).

2. Тестовые задания на пленке для проверки на графопроекторе (Приложение 2):

Тест № 1: Дайте соответствующие названия конструктивным поясам.

Тест № 2: Подберите правильное определение терминам:

- проектирование;
- конструирование;
- моделирование.

3. Фронтальный опрос.

1). Кто принимает участие в создании модной одежды?
2). Назовите имена известных вам дизайнеров.
3). Что мы понимаем под композицией костюма?
4). Назовите основные элементы композиции.
5). Что такое стиль?
6). Какие большие художественные стили вы знаете?
7). Какие современные направления стилей существуют на сегодняшний день?
8). Проверка на графопроекторе ответов учащихся на тесты №1 и №2 .
9). Что такое силуэт в одежде7.

Ответы творческих групп по заданию № 1.

10) Учитываются ли национальные традиции при создании современной одежды?

- «Народные традициями в современных костюмах». Доклад ученицы.

III. Контроль знаний и умений

1) правильность ответов;
2) взаимоконтроль и самоконтроль тестовых заданий;
3) участие во фронтальной беседе.

IV. Формирование знаний и умений.

Объяснение нового материала сопровождается показом плакатов, образцов изделий, макетов, рисунков через графопроектор.

Выразительные средства композиции

Дизайнер, создавая новые виды одежды, опирается на знания законов и выразительных средств композиции.

Композиция – это средство приведения всех элементов в единство. Решение этой задачи осуществляется различными композиционными приемами и средствами.

Пропорции – размерные соотношения элементов формы. Пропорциональные соотношения - это соразмерность элементов, единство частей и целого. (Объяснения по плакату)

? Какие пропорциональные соотношения в этих моделях?

Ритм – чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последователностью, частотой…Ритм в костюме представляет собой убывание или нарастание в чередований объемов, конструктивных деталей, а также сгущение цвета, тона, фактуры. Ритм служит для выражения упорядоченности, динамики и красоты закономерности. Ритм является одним из важнейших средств приведения многообразных или одинаковых элементов формы к гармоничному располо- жению. (Плакат, демонстрация моделей из журнала мод, образец изделия).

? - Как может проявляться ритм в костюме?

- В каких элементах проявляется ритм в данной модели?

Цвет - самое сильное средство в композиции костюма.

С древнейших времен до наших дней цвет тесно связан с жизнью человека в ее различных психологических, эмоциональных и духовных проявлениях.

В древних цивилизациях цвету приписывалась определенная символика.

Одна из цветовых гармоний – это гармония цвета.

Плакаты: «Природа цвета», «Цветовой круг», «Символическое значение цвета», «Цвета в кольце Зодиака».

Выбирая отдельные цвета, их оттенки и сочетания, дизайнер может сделать форму эмоционально окрашенной: праздничной, торжественной, деловой, придать ей оттенок грусти или трагичности.

? Важен ли в костюме цвет, цветовое сочетание? Обоснуйте ответ.

Контраст

Воспринимая композицию, зритель сравнивает ее элемента друг с другом.

Противопоставления отдельных компонентов композиции могут строиться по трем возмож-ным вариантам: контраст, нюанс, тождество.

Наиболее выразительным и активным из них является контраст – резко выраженное различие между двумя однородными свойствами (большое и малое, темное и светлое, гладкое и шероховатое…)

Противоположность контраста - нюанс, т.е. мягкое, слабовыраженное различие. Нюанс – «отклонение», «едва заметный переход».

Если в композиции имеется полное сходство элементов по размерам, форме, фактуре и др. свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.

(Демонстрация соответствующих моделей из журналов мод).

? - Что такое контраст?

Линии костюма.

а) Костюм ограничен силуэтными линиями.

б) Фасонные линии – связаны и подчинены силуэту, подчеркивают его особенности (линия талии, линия втачного рукава или реглана). Конструктивные - для создания заданного силуэта и посадки его на фигуре.

г) Декоративные – для украшения, особого выделения наиболее важных для зрительного восприятия частей костюма (кокетки, складки, застежки…), зависят от конструктивных линий и часто совпадают.

Внутренние линии обладают свойством изменять зрительное восприятие фигуры в костюме.

(Объяснение по рисункам через графопроектор).

Зрительные иллюзии.

Зачастую наши представления о предмете, его форме и размерах отличаются от действительности. Явление, при котором видимое качество предмета не соответствует действительности, называется оптической иллюзией. При проектировании костюма оптические коррективы приме- няются довольно часто, т.к. они помогают исправить природные недостатки фигуры человека. (Влияние цвета, линий, формы на восприятие фигуры- демонстрация на макете)(Приложение 3).

? Как влияют линии, цвет, формы на зрительное восприятие фигуры?

Формообразование.

Вопрос формообразования является определяющим в профессиональной деятельности дизайнера.

Как можно плоскому куску ткани придать объемную форму?

1. Формообразование из целого куска ткани (некроеная одежда, Греческий стиль).
2. Формообразование при помощи прямого кроя (в основном, в народных костюмах всего мира и Руси).
3. При помощи криволинейного кроя (средневековье).
4. При помощи разверток (сложно).

Процесс моделирования одежды можно разделить на 2 этапа:

1).художественное моделирование; 2). техническое моделирование.

Воплощают идеи художника-модельера модельеры-конструкторы.

С некоторыми приемами моделирования вы уже знакомы:

-изменение формы деталей фартука, юбки, н.сорочки;
- использование отделки и отделочных деталей в изделиях.

Сегодня познакомимся с новым способом моделирования.

ПЕРЕНОС НАГРУДНОЙ ВЫТАЧКИ

Вытачки являются важнейшим конструктивным элементом одежды, потому, что с их помощью из плоского материала создается любая объемная форма швейного изделия. В женской одежде наиболее важной является нагрудная вытачка, обеспечивающая хорошую посадку лифа на торсе.

В практике моделирования нагрудная вытачка из основного положения в зависимости от моде- ли может перемещаться и выходить из любой конструктивной линии – от бокового среза, линии горловины, проймы, талии, из центральной линии полочки. Неизменным остается лишь то, что ее вершина всегда направлена к центру груди. – Плакат.

Кроме того, вытачка может быть заменена складками, защипами, рельефными линиями…

(Образцы изделий, рисунки через графопроектор: «Примеры перевода вытачек »).

Методика переноса нагрудной вытачки в новое место состоит в следующем:

- на выкройке полочки лифа с основным положением нагрудной вытачки намечается новое ее положение линией, которая соединяется с концом основной вытачки;

- по намеченной линии выполняется разрезка;

- стороны вытачки совмещаются, таким образом, старая вытачка закрывается, а автоматически раскрывается; раствор ее (глубина) может быть несколько больше или меньше прежнего в зависимости от места ее расположения.

Показать прием работы на лекале М1:2

V. Продолжение формирования знаний и умений.

Вопросы для проверки знаний:

- Что придает изделию объемную форму?
- Куда можно переместить нагрудную вытачку?
- Как это можно сделать?

Практическая работа №1

Перенос вытачки в линию плеча – основное положение.

Рисунок

Практическая работа №2

Перенести вытачку согласно эскизу; разработать модель, дать ее описание и рекомендации.

Презентация.

Задание № 2

1. По заданному эскизу определите, в какую конструктивную линию переведена нагрудная вытачка?

2. Осуществите техническое моделирование (нанесение линий фасона, изготовление выкройки).

3. Используя полученные ранее знания по приемам моделирования доработать модель.

4. Дать описание модели по плану:

1) наименование изделия (костюм, блузка, платье…);

2) назначение одежды (праздничная, повседневная, рабочая….);

3) ткань (хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, синтетическая);

4) силуэт (прямой, прилегающий, полуприлегающий, «Трапеция» );

5) стиль (классический, спортивный, романтический, фольклорный);

6) особенности фасона:

а) цельнокроеное по линии талии или отрезное;
б) имеются ли кокетки, рельефные линии, складки, сборки; расположение нагрудной вытачки);
в) форма выреза горловины (круглая, каре, треугольная, фигурная…) или воротник
(отложной, прилегающий, «стойка», накладной, «хомут»…);
г) рукав (короткий, длинный, ѕ,…);
д) юбка (прямая, расширенная к низу, клиньевая, коническая);
е) отделка.

5. Для каких фигур вы рекомендовали бы эту модель? (для полных, стройных, худых, высоких,

маленького роста).

P. S. Карточки-задания для каждой творческой группы (нагрудная вытачка переведена в раз- личные конструктивные линии).

VI. Контроль знаний и умений.

- правильность выполнения;
- идея, творческий подход;
- аккуратность;
- самостоятельность;
- сроки выполнения.

VII. Подведение итогов.

1. Закрепление материала по вопросам:

1) На что опирается дизайнер, создавая новые виды и формы одежды?
2) Какое средство является самым сильным в композиции костюма?
3) Что является определяющим в профессиональной деятельности дизайнера?
4) В какие конструктивные линии может перемещаться нагрудная вытачка?
5) Какие правила перевода нагрудной вытачки вы знаете?
6) Для чего дается описание модели?

2. Заключение.

Сегодня на уроке вами была проделана большая творческая работа по разработке модели одежды. Вы освоили основной способ формообразования лифа изделия путем переноса нагрудной вытачки, соприкоснулись с проф. деятельностью художников-модельеров, модельеров-конструкторов. Работая в творческом коллективе, научились планировать, распределять и дружно выполнять работу.