Среди школьных предметов, призванных осуществлять экологическое воспитание подрастающего поколения, на особое место претендует география. Именно она предоставляет ученикам уникальную возможность изучения природы, населения и хозяйства в комплексе их взаимосвязей, ей принадлежит ведущая роль в освещении большинства аспектов глобальной экологической проблемы. Начало систематического изучения географии (6 класс), по данным ряда психологических исследований, приходится на возрастной период, для которого характерны особо личностное восприятие проблем охраны природы и активное проявление желания принимать участие в соответствующей практической деятельности.
Перспективным путем повышением эффективности экологического воспитания подростков в обучении географии является его организация на основе ценностного подхода (Н.Ф. Винокурова, В.Н. Кудрявцев, В.В. Николина, Е.А. Шульпина, В.А. Щенев и др.). Аксиологическая доминанта в обучении подразумевает его направленность прежде всего на формирование ценностных ориентаций школьников. Однако многоаспектность целеполагания в реальном учебно-воспитательном процессе, акцент образовательных стандартов и программы на собственно предметном наполнении курса географии затрудняют обеспечение целостности воспитания экологических ценностных ориентаций.
Одним из средств обеспечения композиционного единства целостных единиц учебно-воспитательного процесса является использование при их структурировании закономерностей режиссерского построения театрального спектакля. Основу указанного подхода составляет учение К.С. Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии [7; 8]. Обобщив опыт ряда режиссеров и театральных педагогов, учителя-новатора Е.Н. Ильина, В.А. Ильев предложил выделять в композиции урока четыре важнейших события. Исходное событие – “вхождение в тему”, инициирующее интенсивную работу ума и сердца учеников. Основное событие – завязка, период активной творческой деятельности, поиска и отстаивания учениками собственной позиции. Центральное событие – кульминация. Напряженный умственный и душевный труд школьников воплощается в личностное открытие, ведущее к изменениям в иерархии их субъектных ценностей, системе отношений. Осмысление и закрепление этих личностных изменений происходит в главном событии [2, с. 58-63].
Применение указанной модели оказалось продуктивным и для структурирования более объемных сегментов педагогического процесса, в частности, предметной недели [6]; аналогичная схема структурирования применялась при создании композиции сбора по методике И.П. Иванова и его последователей [1]. Очевидно, ее возможно распространять на ряд целостных педагогических явлений, целостных единиц учебно-воспитательного процесса. Попытаемся использовать схему В.А. Ильева для структурирования курса географии 6 класса (в соответствии с действующей программой для украинских школ), обеспечивая таким образом целостность процесса воспитания экологических ценностных ориентаций подростков в процессе изучения предмета.
Обусловленную экологической направленностью обучения сверхзадачу можно сформулировать как “Хочу, чтобы мы жили в гармонии с природой!”. Стремление к ней, воплощенное в сквозном действии, должно неразрывно пронизывать изучение всего предусмотренного программой материала. Одновременно сквозное действие сталкивается с контрсквозным: характерной чертой географии является определенный ресурсизм в восприятии природы. Столкновением противоположных тенденций порождается противоречие. Это стимулирует оценочную деятельность школьников, ведущую к формированию собственной позиции.
На материале введения и главы І “Географическое познание Земли”, изучение которого соответствует исходному событию, учитель намечает воспитанникам идею сверхзадачи, органически связывая с ней направленность географии как науки и школьного предмета. Изучая географическое познание Земли в прошлом, шестиклассники одновременно должны постигать специфику отношений “человечество – окружающая среда” в разные исторические периоды. От исторического ракурса проблемы осуществляется органический переход к настоящему и будущему.
Этап основного события воплощается в изучении потенциально богатых на экологическую информацию тем главы ІІІ “Географическая оболочка и ее составляющие” – “Литосфера”, “Атмосфера”, “Гидросфера”, материал которых раскрывает сущность и механизмы природных процессов и рассказывает о конкретных объектах, их значении для жизни и хозяйственной деятельности человека, антропогенных изменениях геосфер. Изучение указанных тем следует направить на осознание и присвоение подростками широкого ряда ценностей природы, в частности, витальной / валеологической (санитарно-гигиенической и рекреационной), хозяйственной (практическо-экономической), познавательной, моральной, эстетической, историко-культурной и гражданско-патриотической, а также ее самоценности [5]. Поскольку, согласно данным исследований С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, ведущая роль в формировании стойкой мотивации экологически оправданного отношения к природе принадлежит непрагматическому взаимодействию с природными объектами, их субъектному восприятию, особого внимания заслуживают именно нематериальные ценности природы и ее внутренняя ценность.
Темы “Биосфера” и “Географическая оболочка” содержат материал о мире живой природы, являющемся для подростков особо личностно значимым и привлекательным. В то же время в них изучаются взаимосвязи различных компонентов окружающей среды, природные комплексы разных рангов, экологические проблемы географической оболочки. Именно эта составляющая курса географии 6 класса наиболее благоприятна для присвоения учениками нематериальных ценностей природы. Сквозное действие доходит до кульминации: школьники личностно постигают, что отношение к природе как к совокупности ресурсов не исчерпывает ее ценностного содержания, оно уже угрожает существованию самого человечества и биосферы в целом – и в то же время является доминирующим признаком восприятия природы на современном этапе общественного развития. Подростки находят в сверхзадаче курса ценности, соответствующие собственным; происходит присвоение сверхзадачи. Это центральное событие.
Осмысление и закрепление личностного открытия (этап главного события) происходит на материале главы IV “Земля – планета людей” и главы V “Человек и географическая оболочка”. Они содержат сведения об антропогенной нагрузке на географическую оболочку, обобщают информацию о природопользовании и изменении природы под влиянием хозяйственной деятельности.
Единственный компонент программы, не совпадающий с общей направленностью сквозного действия, – глава ІІ “Земля на плане и карте”. Ослабление линии сквозного действия возможно уменьшить путем частичной интеграции содержания главы с материалом предыдущей – “Географическое познание Земли”, имеющим достаточное ценностное наполнение, использованием учебных заданий с использованием экологической информации, формированием соответствующих образов изображенных на карте объектов.
Предлагаемую модель структурирования курса географии 6 класса возможно использовать при создании соответствующего учебника, направленного на воспитание экологических ценностных ориентаций подростков [4], она является ориентиром для выбора технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, обеспечивает целостность, системность урочной и внеурочной работы по предмету [3]. В настоящее время перспективы внедрения методики экологического воспитания шестиклассников, базирующейся на изложенном выше подходе к структурированию курса, изучаются рядом школ Полтавской области.
Литература
1. Дмитренко Т.Г., Крамарева Е.В. Режиссура коммунарского сбора как средство формирования профессиональной позиции будущих учителей // Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы Всесоюз. науч.-пр. конференции / Гл. ред. И.Ф. Кривонос. – Полтава, 1991. – С. 238-242.
2. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока : Уч. пособие. – М.: АО “Аспект Пресс”, 1993. – 127 с.
3. Копилець Є.В. Вимоги до програм з географічного краєзнавства у контексті організації екологічно орієнтованої діяльності учнів // Проблеми безперервної географічної освіти і картографії: Зб. наук. праць. – К.: Інститут передових технологій, 2006. – Вип. 6. – С. 111-114.
4. Копилець Є.В. Виховання екологічних ціннісних орієнтацій підлітків засобами підручників із загальної географії: сучасний стан проблеми // Впровадження сучасних технологій навчання географії у шкільній, вищій, післядипломній освіті: Матеріали Всеукр. наук.-пр. семінару. – Полтава: ПОІППО, 2006. – С. 35-40.
5. Копилець Є.В. Екологічні цінності у змісті шкільної географічної освіти // Шкільна географічна освіта: проблеми і перспективи: Зб. наук. праць за матеріалами наук.-пр. конференції / За ред. В.П. Корнєєва, Т.Г. Назаренко. – К.: ДНВП “Картографія”, 2006. – Вип. І. – С. 107-111.
6. Копилец Е.В. Структурирование недели географии в школе как проблема режиссуры целостного педагогического явления // https://urok.1sept.ru
7. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. – М,: Искусство, 1989. – Т. 2. Работа актера над собой. Ч. І. Работа над собой в творческом процессе переживания. – 511 с.
8. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. – М,: Искусство, 1991. – Т. 4. Работа актера над ролью. Материалы к книге. – 399 с.