Цели урока:
- Дать понятие информатике, информации, информационному обществу, информационной культуре. Вспомнить правила техники безопасности при работе на компьютерах.
- Воспитание умения слушать учителя.
- Развитие познавательного интереса.
План урока:
- Постановка цели урока.
- Объяснение нового материала.
- Выполнение заданий.
- Правила техники безопасности.
- Домашняя работа.
- Подведение итогов урока.
1. Постановка цели урока.
Сегодня мы разберем основные понятия информационной технологии, такие как: информатика, информация, информационное общество, информационная культура.
2. Объяснение материала. Информатика и информация.
Учащиеся получают брошюру конспектов, с которой работают на уроке, заполняя в ней таблице, на экране идет показ презентации. (приложение 1)
Давайте разберемся с некоторыми понятиями сегодняшнего урока. Сегодня вокруг нас довольно часто слышится: информатика, информация, информационное общество, информационная культура. Что же это такое?
Рассмотрим данную таблицу, прочитав предложение, поставьте напротив них “+”, если считаете, что это является информацией и “-”, если нет.
Для меня информация это:
Понятия | Правильные ответы |
Новые неизвестные мне раньше факты | + |
Любые факты и новые, и уже известные | + |
То, что хранится в памяти компьютера | + |
Данные об окружающей обстановке | + |
Все то, что я слышу, вижу, осязаю, чувствую | + |
Все, что передается по радио, телевидению, пишется в письмах | + |
Все то, что люди сохраняют в записях, книгах, фильмах, фотографиях, картинах | + |
Любое изменение вокруг меня | + |
То, что присутствует в окружающих меня предметах | + |
Все, что смог бы сообщить другому человеку устно, письменно, жестами или другим способом. | + |
Действительно, все это информация.
Информация - это отражение предметного мира с помощью сигналов и символов.
Какие же действия можно совершать с информацией, это можно выяснить из наших примеров.Назовите эти действия.
Информацию можно хранить, передавать и перерабатывать.
Информатика - наука о способах передачи, переработки и хранении информации.
Рассмотрим второй чертеж, поставьте, пожалуйста, стрелки от ситуаций к действиям, объясните, что происходит с информацией.
Хранение информации
Передача информации
Переработка информации
фотографирование | Проигрывание аудиокассеты | Игра по нотам | Решение математической задачи | Бой часов | Чтение вслух | Игра на компьютере | Объяснение учителя | Запись расписаия в дневник |
При передачи информации происходит обмен информацией, следов. Должен быть источник и приемник информации, рассмотрим примеры и рядом запишем. Что же является источником, а чтоже приемником информации
Ситуация | Источник | приемник |
1. Пешеход переходит улицу по регулируемому перекрестку | ||
2. Школьник учит уроки по учебнику | ||
3. Мальчик играет на компьютере | ||
4. Девочка набирает телефонный номер | ||
5. Сестра пишет поздравительную открытку |
Мы говорили, что информация передается с помощью сигналов и символов.Какие же сигналы встречаются, прочитайте и придумайте примеры передачи информации с помощью этих сигналов.
Типы сигналов:
Различаются по физической природе | По способу восприятия |
Электрический | Зрительный |
Световой | Слуховой |
Тепловой | Осязательный |
Звуковой | Вкусовой |
Механический | болевой |
радиосигнал |
Способы предоставления информации:
- непрерывная
- дискретная
Свойства информации:
- Достоверность. Информация достоверна, если она не искажает истинное положение дел.
- Полнота. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений.
- Ценность. Ценность информации зависит от того, какие задачи можем решить с ее помощью.
- Актуальность. Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях.
- Ясность. Информации становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
Приведите примеры данных свойств информации.
Что же такое информационное общество? Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.
4. Правила техники безопасности.
В кабинетах программирования и ЭВМ установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного обращения аппаратура – компьютеры и другие технические средства. Поэтому: бережно обращайтесь с этой техникой; спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах. На вашем рабочем месте размещены составные части ЭВМ – системный блок, клавиатура, дисплей. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и дисплеями может привести к поражению электрическим током.
СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- трогать разъемы соединительных кабелей;
- прикасаться к питающим проводам;
- прикасаться к экрану монитора;
- включать и отключать аппаратуру без разрешения учителя;
- класть диск, книги, тетради на дисплей и клавиатуру;
- работать во влажной одежде и влажными руками.
При появлении запаха гари немедленно прекратите работу, выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.
Перед началом работы
- убедись в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
- сядь так, чтобы линия взора приходилась на центр дисплея;
- разместите на столе тетрадь так, чтобы она не мешала работе;
- внимательно слушайте объяснения учителя;
- при необходимости обращайтесь к преподавателю;
- начинайте работу только по указанию преподавателя.
Во время работы
Во время работы ЭВМ лучевая трубка дисплея является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана не благоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности. Работа на ЭВМ требует большого внимания, четких действий и самоконтроля.
НАДО
- работайте на клавиатуре чистыми руками;
- работать на расстоянии 60-70 см от дисплея;
- соблюдать правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь;
- учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, работать в очках.
- следить за исправностью аппаратуры и немедленно прекращать работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры, немедленно доложить об этом преподавателю;
- плавно нажимать на клавиши, не допуская резких ударов.
НЕЛЬЗЯ
- работать при недостаточном освещении;
- работать при плохом самочувствии;
- пользоваться клавиатурой, если не подключено напряжение;
- вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы:
- успешно овладевать знаниями, умениями, навыками;
- беречь вычислительную технику и оборудование.
Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
Невыполнение правил – ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ
После обсуждения правил техники безопасности учащиеся подписываются за прохождение инструктажа
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ (класс)
№п/п | Фамилия, имя инструктируем. | Дата инструктаж | Содержание инструктажа | Ф.И.О., должн. Провод инстр. | Подпись провод. инструк | Подпись в получ. инструкт |
Правила | Денисюк | |||||
Техники | Алла | |||||
Безопасности | Валерьевна | |||||
При работе | Учитель | |||||
На ЭВМ | ИВТ | |||||
5. Домашняя работа пп 1.1-1.2
ЗАДАНИЕ: опишите как происходит обмен информаией между:
- Африканскими племенами
- Между судами на флоте
- Между радиолюбителями.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
- В. Валединский, Н.Григорьева Рабочая тетрадь. Информатика шаг за шагом.
- Информатика. Учебник под редакцией Н.В. Макаровой.
- Клименко С., Уразметов В. Internet. Среда обитания информационного сообщества. Протвино, 1995
- www.sc.man.ac.uk/-cht
- www.adahome.com
- http://www.linkexchange.ru/cgi-bin/erle.cgi?005788?Random_Number