Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культуры непременно включает в себя культуру общения, культуру речевого поведения.
Невозможно строить отношения с людьми, не соблюдая определённых правил и норм общения. В жизни каждого человека происходит невероятное множество встреч с сотнями других людей. Вопрос о том, как поступить, как вести и как относиться к поведению другого в том или ином положении, приобретает особую остроту ввиду огромной пестроты характеров, мнений, взглядов и вкусов. Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить своё достоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учитывать многие обстоятельства, проявлять сдержанность, жизненный опыт, такт. В этом помогают законы и правила общения, составляющие этикет.
Опыт работы в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних позволяет констатировать возрастание количества детей, испытывающих значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми. Программа “Этикет общения” предназначена для воспитанников 8–12 лет, имеющих нарушения в коммуникативной сфере.
Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций. В указанный период жизни ребёнок умеет согласовывать свои действия с общественными нормами и, чем раньше он обратит внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем будет в будущей жизни.
Ребёнок, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, проявлению робости в контактах, застенчивости, замкнутости или агрессивности, конфликтности.
Речевой этикет охватывает собой всё, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения - это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности и мн. др.
Правильное использование этикетных формул в речи ребёнка поможет наладить отношения с окружающими, поддерживать общение в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, следовательно, способствует формированию целостной личности, адаптированной в социуме.
Цель программы: Формирование первичных навыков культурного общения.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с основными законами и правилами общения между сверстниками и с взрослыми людьми.
Научить социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях.
Формировать коммуникативные умения, опыта их использования.
2. Воспитать любовь к человеку как собеседнику общения.
3. Развивать любознательность, познавательные интересы, творческие способности; расширять кругозор.
Формы работы: Беседы, занятия с элементами социально-психологического тренинга, диагностика.
Методы обучения:
Основные принципы работы:
Программа состоит из этапов:
1. Первичная диагностика уровня развития культуры общения младшего школьника, анализ полученных данных.
Проводится в первые недели учебного года до начала их систематического обучения. Экспериментальные задания предлагаются детям в процессе индивидуальных и групповых встреч. Ребёнку даётся инструкция и время для выполнения работы. Если школьник испытывает затруднения, ему оказывается помощь: подбадривание, указательные жесты, наводящие вопросы, дополнительное разъяснение инструкции, выполнение действия по подражанию или совместных с педагогом действий. Результаты выполнения заданий заносятся в протокол. Собранные данные подвергаются количественной обработке и качественному анализу.
2. Формирование и развитие культуры общения детей 8-12 лет.
3. Мониторинг уровня развития культуры общения младшего школьника, анализ результатов и определение динамики её развития.
Календарный план работы по программе “Этикет общения” на 2006-2007 учебный год
№ п/п |
Наименование | Время выполнения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. |
Создание рабочей тетради для
самостоятельных работ по программе “Этикет
общения” (2006-2007 учебный год) Формирование группы воспитанников для обучения по программе “Этикет общения”. Диагностика уровня развития культуры общения выделенной группы воспитанников. Анализ полученных данных. Занятие № 1: “Что такое этикет?”. Занятие № 2: “Приветствие”. Занятие № 3: “Прощание, пожелание при прощании”. Занятие № 4: “Как правильно вести беседу: знакомство, обращение, комплимент, благодарность, извинение, утешение”. Занятие № 5: “Разговор по телефону”. Занятие № 6: “Поздравление и пожелания”. Занятие № 7: “Правила этикета на улице”. Занятие №8: “Правила этикета в общественном транспорте”. Занятие № 9: “Правила этикета для хозяев и гостей”. Занятие № 10: “Правила этикета в театре и на концерте”. Занятие № 11: “Правила этикета в магазине, в библиотеке”. Занятие № 12: “Контрольная работа”. Мониторинг уровня развития культуры общения группы воспитанников, прошедших обучение по программе “Этикет общения”. Анализ результатов и определение динамики её развития. |
сент. – октябрь сент. - октябрь октябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь январь январь февраль февраль март март апрель апрель май |