Урок по математике "Вычитание целых чисел". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Учебник “Математика-6” под редакцией Г.В.Дорофеева.

Цели урока:

  1. Формировать умение выполнять вычитание целых с помощью сложения числа, противоположного вычитаемому.
  2. Развивать речь, внимание, творческую активность учащихся.
  3. Воспитывать стремление к самосовершенствованию, волю, характер.

Оборудование: кубики, карточки-задания, компьютер, проектор (компьютерная презентация).

На уроке использованы виды занимательности - вопросы, практическая работа с кубиками.

Приемы занимательности: исторический герой (Авиценна), необычные записи, “найти неизвестное”. Форма занимательности: математическая сказка о числах.

Эпиграф к уроку:

“Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”. (Гейне)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, что вы знаете о положительных и отрицательных числах, повторим сложение чисел с разными знаками, познакомимся с вычитанием целых чисел. На уроке будут представлены творческие групповые отчеты – рисунки, сказки, а главной темой нашего урока будет – здоровье.

III. Повторение.

Какой буквой латинского алфавита древние римляне обозначали число 1000?

Варианты ответа:

  • 1 - С
  • 2 - D
  • 3 - М
  • 4 - В

Ответ: 3.

М - миллениум - тысячелетие. Мы шагнули в новое тысячелетие, нас ожидают новые открытия... Но хотелось бы вас на секунды отправить на начало второго миллениума и познакомить с трудом Авиценны “Канон врачебной науки”. Взгляды выдающегося врача и философа средневекового Востока Абу Али Ибн Сины на здоровый образ жизни актуальны и при вступлении человечества в третье тысячелетие: уравновешенность натуры, выбор пищи, очистка тела от излишков, сохранение правильного телосложения, улучшение того, что мы вздыхаем через нос, приспособление одежды, уравновешенность физического и душевного движения. Авиценна призывал заботиться о здоровье с самого раннего детства. Ибн Сина большое значение придавал рациональному питанию, был ярым противником употребления спиртных напитков, особенно детьми. Вот его аргументы: “Необходимо - знать, что вино главным образом действует вредно на мозг”.

Оказывается, биологическую ценность продуктов, которые мы употребляем, можно записать с помощью отрицательных и положительных чисел: (таблица на экране):

Основные продукты Биологическая ценность
Крупа манная +3
Крупа овсяная +5
Рис +4
Изюм +3
Чеснок, мед +3
Морковь, яблоки +4
Хлеб +2
Чай +1
Рыба, молоко +1
Говядина, колбаса -4
Мороженое, лимонад -5
шоколад -5 и т.д.

Ибн Сина придавал большое значение рациональному питанию, ратовал за разнообразие продуктов, соблюдение режима питания. “Легкая пища более сохраняет здоровье”, - утверждал он, рекомендуя побольше употреблять молочных и растительных продуктов.

Нет пищи здоровее и полезней,
Чем овощей бальзам и фруктовый сок
Они целебней ото всех болезней
И жизни нашей продлевают срок…

Мы познакомились еще с одним применением отрицательных и положительных чисел. Где еще можно применять эти числа?

Возможные ответы: термометр, высота гор, глубина морей, доход, расход.

Назовите свои положительные качества, отрицательные качества характера. И, если снова обратиться к восточной медицине, то она предлагает “отказаться от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошее” - содержи в чистоте язык и душу”. Внутри нас всегда идет борьба хорошего и плохого, добра и зла. Назовите противоположные качества человека, назовите свои хорошие и плохие качества характера.

IV. (Проверка домашнего задания).

Сложите числа:

№ 766 (3 человека выполняют на доске)

Устные упражнения на повторение (фронтальная работа с классом):

1). На экране записаны числа. Назовите им противоположные.

2). Определите знак суммы

  • -5+7
  • +4+7
  • -6+3
  • -10+20

3). Определите неизвестное число

  • -7+...=-4
  • -6+...=4
  • 9+...=0

4). Проверка творческого домашнего задания (группового).

После выполнения устных упражнений обращаемся к рисункам детей, сказкам о числах, зачитывают одну из сказок о дружбе и вражде отрицательных и положительных чисел.

V. Физминутка.

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь сто лет, а может быть, и боле.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись – в саду и в чистом поле. (Авиценна)

Огромное значение для сохранения и укрепления здоровья Авиценна придавал закаливанию воздухом, водой и солнцем, правильному дыханию, а также “гимнастике духа”, призывал вести активный образ жизни.

VI. Изучение новой темы.

Вопрос: Как выполнить это действие:

2-5, как выполнить вычитание?

Нам помогут кубики. На каждой парте 2 кубика (кружочки черные - положительные числа, белые - отрицательные числа). Сначала с помощью кубиков выполним сложение 5+(-2), вы хорошо знаете, что такой же результат можно получить и при вычитании 5-2, вернемся и заданию 2-5, сможете ли вы его показать на кубиках и найти результат. Дети самостоятельно пытаются сформулировать правило вычитания целых чисел: а-в=а+(-в)

Упражнения выполняются с помощью кубиков 4-6, 5-2, 1-3, 2-5 (дается объяснение)

Вывод: вычитание выполнимо всегда - именно благодаря введению отрицательных чисел.

VII. Выполняются упражнения № 777 стр. 236, №780

VIII. Для контроля: индивидуальная дифференцированная самостоятельная работа на листочках, записать ответы карандашом:

-8-5 8-9 -30-325
-15-(-3) 10-28
-240-57 7-(-1)
-3-9 -250-(-527)

IX. Итог урока, объясняется домашнее задание: № 776 стр. 236, 779 стр 237.

Урок заканчивается словами Авиценны:

В ком воля есть и сильный дух,
Тот победит любой недуг, -
Болезнь отступит перед гордым,
Перед бесстрашным, непокорным.

Известно, что сильная воля нужна каждому человеку, она помогает выстоять при любых обстоятельствах – при решении сложной задачи, при занятиях спортом, при воспитании своего характера, при изживании отрицательных качеств.

Презентация