Учебник “Математика-6” под редакцией Г.В.Дорофеева.
Цели урока:
- Формировать умение выполнять вычитание целых с помощью сложения числа, противоположного вычитаемому.
- Развивать речь, внимание, творческую активность учащихся.
- Воспитывать стремление к самосовершенствованию, волю, характер.
Оборудование: кубики, карточки-задания, компьютер, проектор (компьютерная презентация).
На уроке использованы виды занимательности - вопросы, практическая работа с кубиками.
Приемы занимательности: исторический герой (Авиценна), необычные записи, “найти неизвестное”. Форма занимательности: математическая сказка о числах.
Эпиграф к уроку:
“Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”. (Гейне)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы поговорим о том, что вы знаете о положительных и отрицательных числах, повторим сложение чисел с разными знаками, познакомимся с вычитанием целых чисел. На уроке будут представлены творческие групповые отчеты – рисунки, сказки, а главной темой нашего урока будет – здоровье.
III. Повторение.
Какой буквой латинского алфавита древние римляне обозначали число 1000?
Варианты ответа:
- 1 - С
- 2 - D
- 3 - М
- 4 - В
Ответ: 3.
М - миллениум - тысячелетие. Мы шагнули в новое тысячелетие, нас ожидают новые открытия... Но хотелось бы вас на секунды отправить на начало второго миллениума и познакомить с трудом Авиценны “Канон врачебной науки”. Взгляды выдающегося врача и философа средневекового Востока Абу Али Ибн Сины на здоровый образ жизни актуальны и при вступлении человечества в третье тысячелетие: уравновешенность натуры, выбор пищи, очистка тела от излишков, сохранение правильного телосложения, улучшение того, что мы вздыхаем через нос, приспособление одежды, уравновешенность физического и душевного движения. Авиценна призывал заботиться о здоровье с самого раннего детства. Ибн Сина большое значение придавал рациональному питанию, был ярым противником употребления спиртных напитков, особенно детьми. Вот его аргументы: “Необходимо - знать, что вино главным образом действует вредно на мозг”.
Оказывается, биологическую ценность продуктов, которые мы употребляем, можно записать с помощью отрицательных и положительных чисел: (таблица на экране):
Основные продукты | Биологическая ценность |
Крупа манная | +3 |
Крупа овсяная | +5 |
Рис | +4 |
Изюм | +3 |
Чеснок, мед | +3 |
Морковь, яблоки | +4 |
Хлеб | +2 |
Чай | +1 |
Рыба, молоко | +1 |
Говядина, колбаса | -4 |
Мороженое, лимонад | -5 |
шоколад | -5 и т.д. |
Ибн Сина придавал большое значение рациональному питанию, ратовал за разнообразие продуктов, соблюдение режима питания. “Легкая пища более сохраняет здоровье”, - утверждал он, рекомендуя побольше употреблять молочных и растительных продуктов.
Нет пищи здоровее и полезней,
Чем овощей бальзам и фруктовый сок
Они целебней ото всех болезней
И жизни нашей продлевают срок…
Мы познакомились еще с одним применением отрицательных и положительных чисел. Где еще можно применять эти числа?
Возможные ответы: термометр, высота гор, глубина морей, доход, расход.
Назовите свои положительные качества, отрицательные качества характера. И, если снова обратиться к восточной медицине, то она предлагает “отказаться от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошее” - содержи в чистоте язык и душу”. Внутри нас всегда идет борьба хорошего и плохого, добра и зла. Назовите противоположные качества человека, назовите свои хорошие и плохие качества характера.
IV. (Проверка домашнего задания).
Сложите числа:
№ 766 (3 человека выполняют на доске)
Устные упражнения на повторение (фронтальная работа с классом):
1). На экране записаны числа. Назовите им противоположные.
2). Определите знак суммы
- -5+7
- +4+7
- -6+3
- -10+20
3). Определите неизвестное число
- -7+...=-4
- -6+...=4
- 9+...=0
4). Проверка творческого домашнего задания (группового).
После выполнения устных упражнений обращаемся к рисункам детей, сказкам о числах, зачитывают одну из сказок о дружбе и вражде отрицательных и положительных чисел.
V. Физминутка.
С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь сто лет, а может быть, и боле.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись – в саду и в чистом поле. (Авиценна)
Огромное значение для сохранения и укрепления здоровья Авиценна придавал закаливанию воздухом, водой и солнцем, правильному дыханию, а также “гимнастике духа”, призывал вести активный образ жизни.
VI. Изучение новой темы.
Вопрос: Как выполнить это действие:
2-5, как выполнить вычитание?
Нам помогут кубики. На каждой парте 2 кубика (кружочки черные - положительные числа, белые - отрицательные числа). Сначала с помощью кубиков выполним сложение 5+(-2), вы хорошо знаете, что такой же результат можно получить и при вычитании 5-2, вернемся и заданию 2-5, сможете ли вы его показать на кубиках и найти результат. Дети самостоятельно пытаются сформулировать правило вычитания целых чисел: а-в=а+(-в)
Упражнения выполняются с помощью кубиков 4-6, 5-2, 1-3, 2-5 (дается объяснение)
Вывод: вычитание выполнимо всегда - именно благодаря введению отрицательных чисел.
VII. Выполняются упражнения № 777 стр. 236, №780
VIII. Для контроля: индивидуальная дифференцированная самостоятельная работа на листочках, записать ответы карандашом:
-8-5 8-9 -30-325 -15-(-3) 10-28 -240-57 7-(-1) -3-9 -250-(-527)
IX. Итог урока, объясняется домашнее задание: № 776 стр. 236, 779 стр 237.
Урок заканчивается словами Авиценны:
В ком воля есть и сильный дух,
Тот победит любой недуг, -
Болезнь отступит перед гордым,
Перед бесстрашным, непокорным.
Известно, что сильная воля нужна каждому человеку, она помогает выстоять при любых обстоятельствах – при решении сложной задачи, при занятиях спортом, при воспитании своего характера, при изживании отрицательных качеств.