Приглашаем к чаю

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели и задачи занятия:

  • познакомить детей с правилами заваривания чая;
  • привитие привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребление чая;
  • формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая;
  • научить школьников правильно сервировать стол к чаю.

Ход урока

- Сегодня у нас очень не простой урок здоровья. Он у нас будет проходить в виде праздничной программы. На этом уроке вы научитесь правильно накрывать столы к чаю, познакомитесь с целебными свойствами этого замечательного напитка, мы будем воспитывать в себе умение правильно питаться и употреблять чай, прививать привычки здорового образа жизни.

1 скоморох. 2 скоморох.
Не толпитесь у дверей
Проходите поскорей.
Ждут вас с чаем, ребятишки,
И баранки, и коврижки.
Это все для вас, гости дорогие!
Калачи, ватрушки, пышки.
Налетайте, разбирайте.
Сладким чаем запивайте.
3 скоморох. Все трое хором.
Все на праздник к нам спешите
И друзей с собой ведите!
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем! /Рисунок /
К нам, смотри, не опоздай,
А не то остынет чай!

- Скоморохов мы приглашаем на наш праздник чая. /Рисунок 1/

1 ведущий.

Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб.

- О чае нам к сегодняшнему уроку Антипин Кирилл приготовил стихотворение.

Чай горячий, ароматный.
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.

2 ведущий.

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

1 ведущий.

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Чай там ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Поэты воспевали чай в стихах. Во времена правления китайского императора Киенг Лона выпускалась чайная фарфоровая посуда. На чашках, которые там изготовлялись, была написана сочиненная им поэма, прославляющая чай. Считалось неприличным не знать стихов императора, чашки раскупались, и росла слава воспетого не них напитка.

2 ведущий.

В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или полуторакилограммовые “доски” долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые.

Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной, как и производство шелка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай во многих странах.

У.- А сейчас давайте проведем небольшой конкурс “Кто больше знает названий чая”, а за правильный ответ вы будете получать сушку. (Ахмат, Липтон, Бодрость, Лисма, Майский, Индийский чай, Акбар, Цейлонский чай и т.д.)

2 ведущий.

Начиная с 8 века, чай начал свое триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, в Юго-Восточную Сибирь и в Среднюю Азию.

1 ведущий.

На первых порах не все европейцы умели обращать с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая (приблизительно 400 г.) Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.

2 ведущий.

А как чай попал в Россию?

1 ведущий.

В 1638 году русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Посол доносил царю: “Я не знаю, листья ли какого-то дерева или травы, варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя чаем”.

2 ведущий.

Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины- мех соболя, бобра, барса, изумительный черный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 пакетов с надписью “бахча”. “Чай для заварки” - так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но приближенные хана настояли на своем, утверждая, что царю напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе.

1 ведущий.

Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных. Для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение “чайком побаловаться”. А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.

Стихотворение “Раз привез мне барин чаю”.

Раз привез мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички,
Кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком
И петрушки корешок.
Гости с барином плевались,
Сам он важно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался -
Чай забыл я посолить.

1 ведущий.

Чтобы не случалось таких курьезных историй, давайте попробуем заварить чай. А это - не простое искусство! Давайте проверим, знаете ли вы, как правильно заваривать чай? Перед вами написаны операции, выполняемые при заварке чая. Давайте расположим эти карточки в правильной последовательности, и у нас получится алгоритм заваривания чая.

Алгоритм.

  1. Вскипятить воду.
  2. Сполоснуть заварочный чайник горячей водой.
  3. Положить чай в заварочный чайник.
  4. Залить чай на 1.4 кипятком.
  5. Накрыть чайник и дать постоять 2-3 минуты.
  6. Залить чайник на 3.4 кипятком.
  7. Накрыть чайник и дать постоять 10 минут.
  8. Налить чай в чашку.

Для того чтобы чай был ароматнее, вкуснее и полезнее, в чайник можно добавить несколько листочков травы – мяты, мелиссы, смородины, душицы или просто кусочек сахара..

Нам расскажет мама Тани Постоваловой, как она заваривает чай у себя дома. Вообще, существует много способов заваривания чая, и мы вас познакомим с одним из них.

1 скоморох. 2 скоморох 3 скоморох.
Утро в свежести яркой
Не проспать на боку,
А с хорошей заваркой
Выпить кружку чайку,
Да приняться за дело.
Ту найти целину,
Чтобы дело задело
Крепко в сердце струну.

- Объявляется конкурс загадок.

Сейчас вы отгадаете загадки, и мы приготовим все, что нам будет необходимо для чаепития, накроем стол к чаю.

В брюхе – баня.
В носу – решето.
На голове – пупок.
Всего одна рука
И та – на спине. (Чайник). /Рисунок 2/

Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (Сахар)./Рисунок 6/

Что на сковородку наливают.
Вчетверо сгибают.
Да в сметану макают? (Блин).

Сверху дыра.
Снизу дыра.
А посередине –
Огонь да вода. (Самовар).

Ножек четыре.
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаевничать вся семья. (Стол).

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем.
Разделю ребяткам всем. (Бублик) /Рисунок 3/

Цветом желт и ароматен.
В чай кладут, и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его … (Лимон). /Рисунок 4/

Был листок зеленым -
Черным стал, томленым,
Был листочек зубчатым-
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине -
Стал он - в магазине. (Чай)

1 ведущий.

В России первое время были и противники чая. Некоторые религиозные секты отвергали его, как и табак. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были оценены истинные достоинства этого напитка. В начале XX века Россия заняла второе место после Англии по употреблению чая. В крупных городах страны открывались специализированные магазины, торговавшие самыми разнообразными сортами чая.

2 ведущий.

В XVIII веке в России изобрели самовар. Поначалу его изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле.

Внутри самовара находилась труба. В нее засыпались сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. В наши дни самовар является таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда. С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

1 скоморох. 2 скоморох. 3 скоморох.
Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар гудит, шумит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар.
Наш красавец – самовар.
Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

У.- Чай помогает справиться с усталостью и плохим настроением. В народе даже говорят: “Чай не пьешь – откуда силы возьмешь?” Чай с лимоном или малиной помогает при простуде или гриппе. В народе считается, что чай от 49 болезней помогает! Вот он какой полезный!

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает.
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!

- Что вы узнали из стихотворения о целебных свойствах чая?

1 ведущий.

Ученые давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам.

2 ведущий.

При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая.

- Ребята нашего класса приготовили чайные частушки. Давайте их послушаем.

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!

Самовар блестит, кипя.
Чай в нем пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая.
Ведь тебе не жалко чай?
В чае я души не чаю.
Наливай горячий чай! /Рисунок 5/

В пляске не жалей ботинки.
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли?
А теперь мы вас попросим.
Чтобы вы похлопали.

- А сейчас давайте поиграем в игру “Доскажи словечко”

Я хотел устроить бал.
Я гостей к себе…(позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …(пирог).
Ножи, тарелки, вилки тут.
Но что-то гости …(не идут).
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек …(проглотил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту …(съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек не …(нашли).

- Ну а на нашем столе все по-другому.

1 скоморох. 2 скоморох.
На столе лежат баранки.
Самовар уже кипит.
Черный чай в сухой жестянке
Словно гвоздики звенит.
Приходите чаевать
Поскорее, гости.
И душистого опять
Чаю в чайник бросьте.

3 скоморох.

Мы, чаинки - шелестинки,
Словно гвоздики, звеним.
Хватит нас на сто заварок,
На четыреста припарок -
Быть сухими не хотим.

У.- А сейчас, садимся за наш праздничный стол.

На чаепитие спешите
И друзей с собой ведите!
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьет,
“Чайная” давно уж ждет.
Не толпитесь у дверей,
Приходите поскорей.
Налетайте, разбирайте,
Сладкий чай вы выпивайте!

- Давайте, все вместе исполним песенку о чайном празднике.

Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам.
Вкус их вех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай,
И наливай-ка всем ароматный чай.
Знаем лучше доктора серьезного -
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку.

- Большое всем спасибо за участие в нашем празднике. Надеюсь, что все ребята запомнили многое о чае. На следующем уроке по питанию мы с вами продолжим беседу о чае. Приятного вам аппетита!