Впервые о развивающих играх В.В.Воскобовича я услышала примерно в 1999 году. Уже тогда, я использовала некоторые игры этого автора в своей работе (“Квадрат Воскобовича двухцветный”, “Прозрачный квадрат”, “Прозрачная цифра”). В то время не было специальной литературы по этим играм и задания приходилось придумывать самой. А когда появились 2 книги по развивающим играм В.В.Воскобовича, я решила более углубленно изучить опыт работы этого автора, ознакомилась с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет - “Сказочные лабиринты игры”. Меня заинтересовали игры:
1. Игры яркие, красочные, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.
2. Игры существенно дополняют сказки. Они вводят ребенка в необычный, волшебный мир, заставляют содействовать и сопереживать героям и событиям.
3. С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.
4. Игры всесторонне развивают детей.
В 2004 году я решила проработать тему по самообразованию: “Использование развивающих игр В.В.Воскобовича в педагогической практике”. Выбрала игры, цель которых - развитие математических способностей детей и определила этапы работы по данной методической теме <Приложение 1>
I этап. Провела родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми играми В.В.Воскобовича, заинтересовала их. При помощи родителей были приобретены игры для интеллектуально-игрового центра. Некоторые родители заказали персонально игры для своих детей. Родители принимали активное участие в изготовлении некоторых игр (“Геоконт”, “Квадрат Воскобовича двухцветный и четырехцветный”, “Математические корзинки 5”)
II этап, в группе был оформлен интеллектуально-игровой центр, выполненный на стене в форме аппликации “Фиолетовый лес”, “населенный” персонажами сказок. “Фиолетовый лес” - <Рисунок 1> это своего ряда виртуальный, несуществующий мир, его внешний вид зависит от фантазии и творчества педагога. В центр помещались игры по мере знакомства с ними детьми. Во II младшей группе дети были познакомлены с семью играми, в средней группе я познакомила ребят еще с 4 новыми играми <Приложение 2>
Опираясь на знания и умения детей, мною были подобраны задания к играм.
III этап. В своей работе старалась использовать различные формы организации детского коллектива - совместную игровую деятельность детей и педагога, самостоятельную игру детей, использовала развивающие игры В.В.Воскобовича на занятиях по математике.
Конспект комплексного занятия по математике и лепке
“Спасаем колобка”
средняя группа
Программные задачи:
- Формировать у детей умение зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, ориентируясь на направление указанное стрелкой.
- Называть цифры в пределах 5, обозначать кол-во предметов цифрой.
- Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- Упражнять в составлении изображения квадрата из 2-х частей.
- Развивать логическое мышление, внимание.
- Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал:
карта (с направлением движений);
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Воспитатель: Ребята, нашего колобка похитила лиса. Что же нам делать, мы и с колобком поиграть не сможем, да и лиса его съесть может. |
Дети стоят около воспитателя. |
Воспитатель: А дорога нам предстоит трудная, необычная. Нам надо найти дом лисы, а поможет нам в этом карта. Здесь спрятаны задания, выполнив их мы доберемся до дома лисы и освободим колобка. |
Дети вносят предложения. Дети с воспитателем рассматривают карту, определяют направление движения (от цифры 1 к цифре 2 и т.д.), находят полянку с геометрическими фигурами (начало пути). |
Воспитатель проводит игру на
группировку геометрических фигур по форме. Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые цветы, а в цветах загадки спрятались. Давайте их отгадаем. |
Дети садятся на полянку. |
Воспитатель загадывает загадки о
геометрических фигурах.
|
Дети отгадывают загадки: |
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое необычное дерево. А что это на нем? |
Дети стоят около воспитателя,
определяют направления (от цифры 1 к цифре 2 -
дерево). Цифры. |
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру “Математические корзинки”. |
Дети берут корзинки, вставляют грибки, обозначают количество грибков цифрой. |
Ребята, нам пора отправляться в путь. Куда мы теперь пойдем? |
Физкультминутка. Дети с воспитателем определяют направление движения (от цифры 2 к цифре 3 - столы с квадратами). |
Воспитатель: Ребята, сколько здесь много разных фигур, давайте сложим из них квадрат. |
Дети играют в игру “Прозрачный
квадрат”, складывают из частей изображение
квадрата. Дети с воспитателем определяют направление движения от цифры 3 к цифре 4-дом. |
Воспитатель: Вот мы и добрались до дома лисы. Только как нам лису обмануть, да |
Дети вносят свои предложения. |
Воспитатель: Ребята, давайте вылепим колобков из пластилина и попробуем обмануть лису, обменяв пластилиновых колобков на настоящего. Воспитатель вносит много колобков в дом лисы и выходит с настоящим колобком. |
Дети лепят колобков. |
Воспитатель: Вот мы и обманули лису, пока она наши пластилиновые колобки рассматривала, да нюхала, настоящего колобка я и унесла. Колобок: Спасибо, ребятки, что освободили меня. Вы правильно выполнили задания, были внимательными и смогли найти дорогу к дому лисы. И лису обхитрили, ваши колобки очень на меня похожи. Воспитатель: Ребята, лишь правильно выполнив все задания, мы смогли освободить колобка. Что мы с вами делали? |
Дети с воспитателем обсуждают, какие задания они выполняли. |