Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в педагогической практике

Разделы: Работа с дошкольниками


Впервые о развивающих играх В.В.Воскобовича я услышала примерно в 1999 году. Уже тогда, я использовала некоторые игры этого автора в своей работе (“Квадрат Воскобовича двухцветный”, “Прозрачный квадрат”, “Прозрачная цифра”). В то время не было специальной литературы по этим играм и задания приходилось придумывать самой. А когда появились 2 книги по развивающим играм В.В.Воскобовича, я решила более углубленно изучить опыт работы этого автора, ознакомилась с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет - “Сказочные лабиринты игры”. Меня заинтересовали игры:

1. Игры яркие, красочные, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.

2. Игры существенно дополняют сказки. Они вводят ребенка в необычный, волшебный мир, заставляют содействовать и сопереживать героям и событиям.

3. С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.

4. Игры всесторонне развивают детей.

В 2004 году я решила проработать тему по самообразованию: “Использование развивающих игр В.В.Воскобовича в педагогической практике”. Выбрала игры, цель которых - развитие математических способностей детей и определила этапы работы по данной методической теме <Приложение 1>

I этап. Провела родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми играми В.В.Воскобовича, заинтересовала их. При помощи родителей были приобретены игры для интеллектуально-игрового центра. Некоторые родители заказали персонально игры для своих детей. Родители принимали активное участие в изготовлении некоторых игр (“Геоконт”, “Квадрат Воскобовича двухцветный и четырехцветный”, “Математические корзинки 5”)

II этап, в группе был оформлен интеллектуально-игровой центр, выполненный на стене в форме аппликации “Фиолетовый лес”, “населенный” персонажами сказок. “Фиолетовый лес” - <Рисунок 1> это своего ряда виртуальный, несуществующий мир, его внешний вид зависит от фантазии и творчества педагога. В центр помещались игры по мере знакомства с ними детьми. Во II младшей группе дети были познакомлены с семью играми, в средней группе я познакомила ребят еще с 4 новыми играми <Приложение 2>

Опираясь на знания и умения детей, мною были подобраны задания к играм.

III этап. В своей работе старалась использовать различные формы организации детского коллектива - совместную игровую деятельность детей и педагога, самостоятельную игру детей, использовала развивающие игры В.В.Воскобовича на занятиях по математике.

Конспект комплексного занятия по математике и лепке

“Спасаем колобка”

средняя группа

Программные задачи:

  1. Формировать у детей умение зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, ориентируясь на направление указанное стрелкой.
  2. Называть цифры в пределах 5, обозначать кол-во предметов цифрой.
  3. Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник).
  4. Упражнять в составлении изображения квадрата из 2-х частей.
  5. Развивать логическое мышление, внимание.
  6. Воспитывать самостоятельность, активность.

Материал:

  • карта (с направлением движений);
  • цветы с лепестками в форме геометрических фигур;
  • игры “Чудо-крестики 1 и 2”, “Чудо-соты”: дерево с цифрами;
  • игра “Математические корзинки 5”, “Прозрачный квадрат”;
  • пластилин, доски, природный материал, дом, колобок.

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность детей
Воспитатель:

Ребята, нашего колобка похитила лиса.

Что же нам делать, мы и с колобком поиграть не сможем, да и лиса его съесть может.

Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель:

А дорога нам предстоит трудная, необычная. Нам надо найти дом лисы, а поможет нам в этом карта. Здесь спрятаны задания, выполнив их мы доберемся до дома лисы и освободим колобка.

Дети вносят предложения.

Дети с воспитателем рассматривают карту, определяют направление движения (от цифры 1 к цифре 2 и т.д.), находят полянку с геометрическими фигурами (начало пути).

Воспитатель проводит игру на группировку геометрических фигур по форме.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите какие красивые цветы, а в цветах загадки спрятались.

Давайте их отгадаем.

Дети садятся на полянку.
Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах.

1. Нет углов у меня
и похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
на кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (КРУГ!)

2. Он давно знаком со мной,
каждый угол в нем прямой,
4 угла и 4 стороны
Все 4 стороны одинаковой длины.  (КВАДРАТ!)

3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины. (ТРЕУГОЛЬНИК!)

Дети отгадывают загадки:
Воспитатель:

Посмотрите, ребята, какое необычное дерево. А что это на нем?

Дети стоят около воспитателя, определяют направления (от цифры 1 к цифре 2 - дерево).

Цифры.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру “Математические корзинки”.

Дети берут корзинки, вставляют грибки, обозначают количество грибков цифрой.
Ребята, нам пора отправляться в путь.

Куда мы теперь пойдем?

Физкультминутка.

Дети с воспитателем определяют направление движения (от цифры 2 к цифре 3 - столы с квадратами).

Воспитатель:

Ребята, сколько здесь много разных фигур, давайте сложим из них квадрат.

Дети играют в игру “Прозрачный квадрат”, складывают из частей изображение квадрата.

Дети с воспитателем определяют направление движения от цифры 3 к цифре 4-дом.

Воспитатель:

Вот мы и добрались до дома лисы.

Только как нам лису обмануть, да

Дети вносят свои предложения.
Воспитатель:

Ребята, давайте вылепим колобков из пластилина и попробуем обмануть лису, обменяв пластилиновых колобков на настоящего.

Воспитатель вносит много колобков в дом лисы и выходит с настоящим колобком.

Дети лепят колобков.
Воспитатель:

Вот мы и обманули лису, пока она наши пластилиновые колобки рассматривала, да нюхала, настоящего колобка я и унесла.

Колобок:

Спасибо, ребятки, что освободили меня. Вы правильно выполнили задания, были внимательными и смогли найти дорогу к дому лисы. И лису обхитрили, ваши колобки очень на меня похожи.

Воспитатель:

Ребята, лишь правильно выполнив все задания, мы смогли освободить колобка. Что мы с вами делали?

Дети с воспитателем обсуждают, какие задания они выполняли.

Рисунки к приложениям