1. ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей истории нашей страны правительство уделяло и уделяет большое внимание охране здоровья подрастающего поколения, гармоничном развитии личности, повышению массовости физической культуры и спорта. В последнее время внимание широких слоев общественности приковано к обсуждению реформы общеобразовательной и профессиональной школы.Наше общество должно быть заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к защите Родины. Поэтому, нужно организовывать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках, во внеучебное время, в спортивных секциях, создавать для этого необходимые условия. Надо поставить вопрос так, чтобы каждый ученик смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни.
Однако, практика показывает, что существенного улучшения здоровья и физического развития не отмечается. Среди учащейся молодежи велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой тела, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими отклонениями, кардиологическими, нарушениями зрения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность может привести к развитию целого ряда заболеваний. В особо неблагоприятном положении оказываются подростки, перенесшие какое-либо заболевание. Они надолго оказываются лишенными активных занятий физкультурой или получают недостаточную нагрузку. Между тем, весь уровень современных знаний свидетельствует о том, что таким ученикам особенно необходима двигательная активность, причем не только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях.
Отрицательное влияние дефицита в двигательном режиме подростков усугубляется явлением акселерации, свойственным этому возрасту. Возникают “ножницы” между физическим развитием и физической подготовленностью, что выявляется , в частности, при призыве на военную службу.
2. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В последние годы все больше школьников имеют определенные отклонения в физическом развитии. Для того, чтобы правильно выбрать начальную физическую нагрузку на уроке, необходимо определить степень физического развития, подготовленности, функционального состояния и адаптации организма к мышечной деятельности.
Для определения физического развития проводят антропометрические измерения. В практической работе наиболее важными показателями являются: вес, рост, жизненный индекс, по которому можно судить о гармоничности физического развития и степени избыточного веса. Соотношение веса и роста указаны в таблице 1 (приложение 1).
В качестве показателей физической подготовленности могут быть использованы функциональные пробы и тесты., например тест Купера. Тесная взаимосвязь между сердечно-сосудистой и дыхательной системами с одной стороны, и физической работоспособностью организма с другой, позволяют использовать ряд показателей кровообращения и дыхания в условиях напряжения этих систем для оценки адаптации организма к мышечной работе. Наиболее ценны в диагностическом отношении для оценки функционального состояния организма – приседания за 30 секунд. По изменению ЧСС можно судить о приспособляемости аппарата кровообращения к заданной нагрузке. Нормальной реакцией на пробу с 20 приседаниями за 30 секунд считается учащение пульса в пределах 60-80% от исходной величины. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем определяется с помощью ортостатической пробы. Разница между показателями ЧСС в горизонтальном и вертикальном положениях не должна превышать 20 ударов в минуту. Выраженное покраснение или побледнение лица, одышка, значительное потоотделение, дрожание рук также свидетельствует о неблагоприятной реакции на нагрузку.
3. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
Основная опасность, которая может помешать эффективному использованию физических упражнений на первом этапе занятий, заключается в перегрузке слабо - подготовленных и ослабленных детей. С этой целью обычно определяют интенсивность нагрузок, исходя из состояния наиболее слабой стороны в физическом развитии и физической подготовленности. Особого внимания заслуживает сердце. Аппарат кровообращения и дыхания, которые после перенесенного заболевания надолго становятся уязвимыми.
Исключительно важно применение в начальном этапе занятий физическими упражнениями активного отдыха в виде чередования работы мышц. Активный отдых, способствующий ускоренному восстановлению реакций кровообращения и дыхания после физических нагрузок, целесообразно осуществлять в форме включения кратковременных (10-15 сек) упражнений для других мышечных групп. В первоначальном периоде обучения основным направлением является постепенное повышение общей работоспособности, физического развития и защитных сил организма, его сопротивляемости по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды и на этом “фоне” развитие у школьников основных физических качеств, а также двигательных умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
После определения физического развития и физической работоспособности каждого учащегося, необходимо “разбить” учебную группу на подгруппы в соответствии с их подготовленностью. И для каждой подгруппы определить интенсивность первого и последующих уроков. На занятиях целесообразно придерживаться общепринятой структуры занятий по физическому воспитанию. Однако, в его организации и методике проведения есть особенность: в начале подготовительной части необходимо сделать подсчет ЧСС и дыхательные упражнения. С целью контроля за правильным распределением нагрузки, на первом же занятии надо научить измерять частоту пульса (за 10 сек). Такой подсчет проводят 4 раза в каждом занятии: до урока, в первую минуту, в середине основной части и через 5 минут восстановительного периода.
Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основной работы, поэтому ее длительность и интенсивность не должны переходить границ функциональных возможностей организма занимающихся. Длительность этой части зависит от контингента ,их физической подготовленности и задач, стоящих перед уроком.
Основная часть урока предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного, решает основную задачу урока: развитие и совершенствование у школьников двигательных умений и навыков, основных физических качеств. Учебный материал надо расположить таким образом, чтобы обучение новому упражнению проходило в первый период основной части, а затем идет повтор ранее изученных упражнений, особенно это касается упражнений, требующих точности повторения, упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на расслабление и дыхание. Игры, эстафеты лучше проводить в конце основной части. Задача заключительной части привести организм в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание, можно включить упражнения на внимание.
В конце урока необходимо подвести итоги, проанализировать успехи и неудачи каждого ученика и обязательно дать задание на дом. На занятиях с учащимися с ослабленным здоровьем большое значение имеют наблюдения преподавателя за внешними проявлениями реакции организма занимающегося, по которым он может индивидуально дифференцировать мышечную нагрузку. Степень утомления по внешним признакам видна в таблице 2 (приложение 2).
4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Физическое воспитание учащихся проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах:
- учебные занятия по учебному расписанию
- самостоятельные занятия
- физические упражнения в режиме учебного дня
- массовые оздоровительные, физкультурные и туристские мероприятия.
Основной формой организации физического воспитания является урок, где преподаватель в наибольшей степени реализует весь комплекс задач. Особое значение групповых учебных занятий определяется их исключительно высокими возможностями как средства воспитания, оздоровления и обучения. На учебных занятиях применяют наиболее интенсивные физические нагрузки и обеспечивают комплексное использование средств физической культуры. Проводимые под непосредственным контролем преподавателя учебные занятия играют роль своеобразного “эталона” в определении максимально допустимой интенсивности и других особенностей физических нагрузок.
Необходимой составной частью процесса физического воспитания и оздоровления учащихся подготовительной группы являются самостоятельные занятия, так как урок не может обеспечить решения всех задач, стоящих перед физическим воспитанием. Однако, отношение большинства ребят к таким занятиям, оставляет желать лучшего. И именно учитель должен пробудить у школьников заинтересованность в таких занятиях, в том числе, и личным примером. Домашние упражнения, относящиеся к самостоятельным заданиям, решают следующие цели: самостоятельная работа по формированию предусмотренных программой двигательных навыков и умений, коррекция некоторых нарушений осанки, улучшение слабых сторон в физическом развитии, совершенствование навыков произвольного управления дыханием, освоение навыков самоконтроля за реакциями организма на физические нагрузки. В процессе самоконтроля учащиеся регистрируют субъективные и объективные показатели физического развития, закаливания, способные существенно улучшить состояние ослабленного заболеванием организма.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при любом заболевании, при любом отклонении в физическом развитии могут быть найдены специальные средства и методы для занятий физическими упражнениями. При использовании которых, необходимо дифференцировать величину функционального напряжения, приходящегося в процессе применения различных форм физического воспитания на отдельные органы и системы. Специальные физические упражнения могут в одних случаях снизить величину нагрузки на ослабленный орган или систему, а в других – оказать противоположное действие. Для достижения максимального оздоровительного и воспитательного результата необходимо комплексно использовать различные средства, методы и организационные формы занятий. Чем больше комплекс используемых средств, тем эффективнее процесс физического воспитания.
Приложение 1
Рост (см) | Вес (кг) | |||||
мальчики | девочки | |||||
Узкая грудная клетка | Нормальная грудная клетка | Широкая грудная клетка | Узкая грудная клетка | Нормальная грудная клетка | Широкая грудная клетка | |
150 | 44,5 | 51,0 | 58,5 | 43,0 | 47,5 | 55,5 |
155 | 48,7 | 54,7 | 63,0 | 46,6 | 51,2 | 59,0 |
160 | 52,8 | 58,4 | 67,4 | 50,2 | 54,3 | 62,4 |
165 | 57,0 | 62,1 | 71,8 | 53,8 | 58,5 | 65,9 |
170 | 61,1 | 65,8 | 76,3 | 57,4 | 62,1 | 69,3 |
180 | 69,4 | 73,2 | 85,2 | 64,6 | 69,4 | 76,2 |
190 | 77,7 | 80,6 | 94,1 | 71,8 | 76,7 | 83,1 |
Приложение 2
Наблюдаемые признаки | Признаки утомления | |
Значительная | Резкая | |
Общий вид | -угнетенный общий вид -небрежная осанка при сидении -туловище согнуто, голова опущена |
-дрожание конечностей |
Дыхание | -учащенное | -одышка |
Потливость | -большая потливость | - сильно выраженная головы, туловища |
Движения | -вялые, нарушается их точность и ритмичность | - неуверенный шаг, покачивание на ходу, беспорядочные движения |
Окраска лица | -покраснение, но скоро проходящее | -сильное покраснение, стойкое -сильное побледнение |
Мимика лица | -веки опущены, взгляд вялый, ноздри сжаты, нижняя губа опущена | -глаза полузакрыты, судорожное состояние мышц рта. |
Голос | -вялый, звуки низкие | -прерывающийся голос |
Самочувствие | -потеря желания к занятию, жалобы на усталость, сердцебиение, одышка | жалобы на головную боль и тошноту, сонливость |