Форма проведения: сообщение новых знаний.
Цели и задачи:
- Развивать творческие способности студентов.
- Дать основные знания об элементарных понятиях музыкального языка, обучить навыкам применения их на практике.
- Воспитывать интерес и любовь к музыке как виду искусства.
Оборудование: фортепиано, нотные сборники, магнитофон, аудиозаписи, доска, мел, раздаточный материал: модель клавиатуры с нотным станом (Рисунок 1), знаки альтерации (Рисунок 2), размер две четверти (Рисунок 3), размер три четверти (Рисунок 4), размер четыре четверти (Рисунок 5), задание на составление ритмического рисунка в размере две четверти (Рисунок 6), задание “Угадай мелодию” (Рисунок 7), примеры нотной записи песен “Чижик-пыжик”, “Маленькой елочке”, “Вальс собачек” Артоболевской.
Содержание:
I. Организационный момент.
II. Сообщение новых знаний с первичным закреплением:
- клавиатура фортепиано;
- ноты;
- длительности;
- ритм;
- исполнение музыкальных примеров на фортепиано.
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Подготовка и оформление кабинета: на доске нарисован нотный стан, ниже буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H, B. На столах перед каждым студентом лежит набор раздаточного материала.
Ход урока
Звучит аудиозапись фрагмента музыкального произведения (по выбору преподавателя).
I. Организационный момент.
Здравствуйте! Меня зовут Вахмянина Ольга Николаевна, я преподаватель фортепиано, обучаю игре на этом музыкальном инструменте. Вам знаком этот инструмент? Скажите, кто-нибудь умеет играть на нем? А кто хотел бы научиться играть на инструменте? Для чего вам это нужно? Какие бы музыкальные произведения сыграли на инструменте? Как вы думаете, что нужно знать, чтобы играть на инструменте? (Ответы студентов).
Верно, чтобы лучше понимать смысл музыки, глубже чувствовать, переживать передаваемые ею образы, утонченнее наслаждаться ею, необходимо знание музыкального языка.
II. Сообщение новых знаний с первичным закреплением.
Примером того, как музыка может объединять огромное количество людей много, я приведу один. В Лондоне есть Альберт-холл, огромный концертный зал на восемь тысяч мест, там ежегодно исполняется “Мессия” Генделя, причем при непосредственном участии публики, пришедшей на концерт. (Мессия, или месса – большое произведение для хора, симфонического оркестра и солистов). Билеты на этот концерт приобретаются задолго до его проведения, потому что потом их невозможно достать, так как многие хотят участвовать. На входе в зал люди берут клавиры (это ноты, в которых расписаны все вокальные партии), а в зале садятся как голоса в хоре, на табличках указано: сопрано, альты, тенора, басы и т. д. Кто считает себя тенором, тот, взяв партию тенора, садится в секторе, отведенном для теноров, кто сопрано – садится в сектор сопрано. На сцену выходят профессионалы – оркестр, дирижер, солисты – и сочинение, которое идет больше двух часов, исполняют вместе с публикой. Без единой репетиции, концерт транслируется по радио. Если кто-то и сфальшивит, при такой массе поющих это не имеет значения, причем никто заранее не проверяет, есть ли голос, какой он, может ли человек петь. Главное – восемь тысяч людей самых разных специальностей, непрофессионалов, приходят, чтобы получить эстетическое удовольствие от самого процесса исполнения. Только ведь для этого надо как минимум знать нотную грамоту.
В компонентах музыки, взятых по отдельности, нет ничего сверхтрудного, все они доступны нашему пониманию, и сегодня вы в этом убедитесь.
Вы, наверное, встречали сборники песен и популярных мелодий, в которых дана только одна вокальная партия в скрипичном ключе, без аккомпанемента, а сверху над нотами расставлены буквы латинского алфавита (демонстрируется какой-либо сборник песен), вокальную партию можно играть правой рукой и петь, а для левой руки и проставлены эти буквы. После сегодняшнего урока вы поймете как это играется, и, начав регулярно заниматься этим, конечно если есть желание, вы вскоре сможете сыграть многие любимые мелодии, доставив радость и удовольствие не только себе, но и друзьям.
Клавиатура.
Начнем знакомство с клавиатуры фортепиано. Кто хочет выйти к инструменту? (к инструменту выходит студент). Остальные будут выполнять задания на моделях клавиатуры, которые лежат перед вами. (Рисунок 1).
Определим, где находятся высокие, низкие и средние звуки (студент, нажимая на клавиши, определяет). Таким образом, мы нашли на клавиатуре звуки низкого, среднего и высокого регистра. В какую сторону происходит повышение звуков? (студенты показывают) А понижение? (студенты показывают) Хорошо запомните это - в правую сторону звуки повышаются, в левую понижаются.
Клавиатура состоит из белых и черных клавиш, причем черные располагаются группами по две и по три. Такая группировка облегчает нахождение нужной ноты.
Слева от пар черных клавиш — нота до, буквенное обозначение С (студент находит на инструменте до, все остальные находят ее на модели клавиатуры). Двигаемся дальше вверх, вспомните, в какую это сторону, нажимаем и называем остальные белые клавиши: ре — D, ми — Е, фа – F, соль — G, ля — А, си – Н (студент проделывает это упражнение на инструменте). Мы опять видим до – С, и все повторяется снова. Фортепианная клавиатура выглядит большой, на самом деле она состоит из нескольких посторенний одной и той же группы нот, только звучать они будут выше или ниже. Такая группа от одного “до” до другого на клавиатуре называется октавой. Октавы на клавиатуре имеют свои названия: напротив пианиста находится первая октава, выше идут вторая, третья, четвертая, а ниже - малая, большая, контроктава, субконтроктава. Мы с вами сегодня будем в основном играть звуки среднего регистра - это первая октава, немного второй и немного малой, это те звуки, которые удобно петь.
Кто еще хочет сыграть звукоряд на инструменте? (выходит другой студент, исполняет).
Мы с вами сейчас исполнили не просто разрозненные звуки, у нас прозвучала гамма До мажор – именно так она выглядит: все белые клавиши подряд, а начало и конец звук До, поэтому и гамма называется До мажор, если начать играть мажор от другого звука, например от соль, он будет называться Соль мажор и в нем появится звук на черной клавише — фа диез. (показываю на инструменте).
Пришло время познакомиться с черными клавишами. Они не имеют собственных названий, а берут названия ближайших к ним белых соседей с прибавлением к ним знака диеза или бемоля. Принцип такой: диез повышает звук на полтона, бемоль понижает звук на полтона, полутон в музыке — самое близкое расстояние между двумя соседними клавишами. (Рисунок 2). Кто выйдет к инструменту? (выходит студент, находит задаваемые ему звуки на клавиатуре, остальные выполняют это задание на инструменте). Каждая черная клавиша имеет по два названия: одно с диезом, другое с бемолем, например: до диез = ре бемоль, соль диез = ля бемоль и т. д.
Есть знак, который отменяет действие диеза и бемоля, это бекар
Ноты.
Следующим шагом в нашем знакомстве с элементами музыкального языка будет чтение нот. Что такое нота? (ответы) Это звуки, перенесенные на бумагу. Записывают их на нотоносце (демонстрируется рисунок), линейки считаются снизу вверх, чем выше линейка, тем выше нота на ней пишется.
Каждая линейка нотного стана, а также промежуток между линейками, а еще место над линейками, под линейками соответствует одной-единственной ноте звукоряда. А вот какой – для этого нужен еще один знак. Кто-то может знает, какой? (ответы) Да, это ключ. Ключи бывают разные, чаще употребляются в музыке скрипичный и басовый, скрипичный ключ применяется для высоких звуков, басовый – для низких. Мы с вами сегодня изучим написание нот в скрипичном ключе. Вот как выглядит скрипичный ключ (демонстрируется запись на доске). Его называют ключ “соль”, потому что завиток внутри ключа указывает на местоположение ноты соль первой октавы — вторая линейка нотного стана. Теперь, зная, где находится соль, нетрудно написать и остальные ноты звукоряда, что вы сейчас сделаете в своих моделях. Каждая следующая нота по очереди занимает каждый промежуток, линейку. Посмотрите на свои макеты клавиатуры, которые лежат перед вами. Ниже клавиатуры вы видите нотный стан, скрипичный ключ, ноту соль первой октавы. Возьмите карандаши и сейчас мы вместе определим и запишем расположение других нот. Кто выйдет выполнять это задание за инструментом, играя эти звуки, чтобы мы их слышали? (выходит студент).
Выше ноты соль следует . . . (говорят студенты - ля, си), начинается вторая октава, а мы продолжаем, когда заканчивается линейки нотного стана, пишутся добавочные линейки для каждой ноты (ля, си второй октавы).
Ниже ноты соль запишем . . . (говорят студены - фа, ми, ре), и добавляя дополнительные линейки, ноты до первой октавы, си, ля малой и т. д.
Теперь мы с вами можем не только сыграть на клавиатуре эти звуки, записать их, но и показать по руке. Посмотрите, пять пальцев руки - это как пять линеек нотного стана. Поставьте одну руку перед собой, это будет нотоносец, а указательным пальцем другой руки мы будем показывать расположение нот на нотоносце. Споем по руке гамму До мажор, которую мы играли в начале урока (студенты поют по руке).
Мы с вами уже вполне готовы, чтобы спеть веселую песню советского композитора Аркадия Ильича Островского на слова Зои Петровой, которая так и называется “До, ре, ми, фа, соль. . . ”. Скажите, как называется группа людей, поющих вместе какое-либо музыкальное произведение? (ответ хор) Кто управляет хором? (дирижер, хормейстер) Кто еще помогает хору петь, сопровождая пение игрой на инструменте? (концертмейстер). У нас сегодня есть все эти составляющие: вы - хор, хормейстером мы попросим выступить Алевтину Ивановну Варехину, концертмейстером буду я, и у нас будет солист Алиева Айгуль. Айгуль будет исполнять куплет, а вы в припеве поете уже известную вам гамму До мажор, показывая ее по руке. Внимательно смотрим на Алевтину Ивановну, она становится для нас всех главной фигурой.
(Исполняется песня “До, ре, ми, фа, соль. . . ”, муз. А. Островского, сл. 3. Петровой)
Молодцы! Поапплодируем себе и друг другу!
Длительности.
Итак, мы знаем, как обозначается главнейшее качество музыкального звука - высота: с помощью нотоносца и ключей. Есть другая важная характеристика звука – какая? (длительность).
Длительности нот можно определить по их внешнему виду (пишется на доске каждая длительность).
Целая, в ней четыре доли или четыре удара ногой или хлопка. Каждая следующая длительность короче предыдущей в два раза:
Половинная, в ней две доли.
Четвертная, в ней одна доля.
Далее идут длительности меньше одной доли и их должно быть несколько на один удар или хлопок:
Восьмая, в одной доле их будет две.
Шестнадцатая, в одной доле их будет четыре.
(Рисуются длительности на доске, приводится графическое соответствие долей друг другу, прохлопываются ритмические примеры разных длительностей).
Ритм существует в природе. Проверьте свой пульс. Вы почувствуете равномерность его биений. Сосредоточьтесь на дыхании. Аналогичное ощущение. Мы воспринимаем два момента: вдох и выдох, т. е. сильное и слабое время (доля) Таким образом, ритмичность заложена в природе. Ее мы наблюдаем и в стихах, и, конечно, в музыке. В двудольности чередуется сильная и слабая доли, а в трехдольности – сильная и две слабые. Вот примеры двудольности в стихах:
Мчатся тучки, вьются тучки,
Невидимкою луна. . .
Или
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. . .
Или еще
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут. . .
А вот пример трехдольности:
Тучки небесные,
Вечные странники. . .
В музыке сильные и слабые доли равномерно чередуются, образуя музыкальный размер. Для того чтобы размер ясно был виден в нотописи, музыка условно расчленяется на такты тактовыми чертами. Такт – отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Первая доля такта всегда сильная, на нее приходится счет “раз”.
(Примеры размеров и длительностей в них на доске, на раздаточном материале, решение ритмических задач)
Сделаем веселую паузу, послушаем песню “Старый рояль” в исполнении Светланы и Лианы. Ваша задача: во время исполнения фортепианного проигрыша вместе с солистами хлопать ритмично каждую долю.
(Исполняется песня “Старый рояль” из кинофильма “Мы из джаза”)
Исполнение музыкальных примеров на фортепиано.
Прочитаем первую нотную запись. Перед вами в раздаточном материале имеется листок с фрагментами известных вам детских песен: “Чижик-пыжик”, “Маленькой елочке”, “Вальс собачек” Артоболевской. Выберите понравившийся и сыграйте на инструменте, (вызывается студент, выполняет задание за инструментом, остальные делают на моделях).
Теперь добавим звуки в левой руке, вы помните, что они обозначены буквами латинского алфавита над нотами. Держим один звук до следующей буквы, таким образом, на один звук в левой руке может быть сыгран целый такт, иногда и два такта в правой.
(Для закрепления навыка чтения нот с листа разбираются другие примеры с другими студентами).
В завершении нашего урока предлагаю спеть хор из оперы Вольфганга Амадея Моцарта “Волшебная флейта” “Откуда приятный и нежный тот звон” и пусть этот хор станет символическим гимном вашего приобщения к прекрасному миру музыки.
(Исполняется хор “Откуда приятный и нежный тот звон” из оперы В. А. Моцарта “Волшебная флейта”)
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
- Составить ритмические рисунки в размерах две четверти, три четверти, четыре четверти, используя известные длительности.
- Прочитать нотный текст из сборника популярных песен.