Урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему "Такие разные поступки и проступки"

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательные:

1. Разъяснить значение понятий “поступок”, “проступок”.

2. Научить разграничивать эти понятия.

З. Показать источники собирания материала по теме.

Развивающие:

1. Сформировать умение разграничивать поступок и проступок.

2. 0тработать навыки написания сочинения-рассуждения, добиваясь четкой формулировки тезиса, убедительной системы доказательств и умения делать заключительный вывод.

Воспитательные:

1. Расширение кругозора.

2. Развитие познавательной активности.

3. Воспитание любви к литературе.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайды, раздаточный материал.

План

I. Вступительное слово учителя.

II. Словарная работа.

III. Работа с текстами.

IV. Анализ высказываний известных людей.

V. Определение семантического ряда понятий “поступок”, “проступок”.

VI. Работа над структурой сочинения-рассуждения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-рассуждению. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и тему сочинения: “Такие разные поступки и проступки”.

II. Словарная работа.

Учитель: Как вы понимаете, что такое поступок?

Ученики: Поступок - это какое-либо действие.

Учитель: Хорошо. Давайте обратимся к “Толковому словарю русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой и посмотрим, какое определение “поступка” дается в нём. Запишите это определение.

“Поступок - это 1. совершенное кем-нибудь действие;

2. решительное, активное действие в сложных обстоятельствах”.

- Составьте несколько словосочетаний со словом поступок.

Ученики: Поступок брата, оценить поступок, хороший поступок, плохой поступок, смелый поступок, неожиданный поступок.

Учитель: Молодцы! Подумайте, что такое проступок?

Ученики: Проступок - это что-то плохое, отрицательное.

Учитель: Верно. Давайте ещё раз обратимся к “Толковому словарю русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой и посмотрим, какое определение проступка даётся в нём. Запишите это определение к себе в тетрадь.

“Проступок - это поступок, нарушающий правила поведения, провинность”.

- Составьте словосочетания или предложение со словом проступок.

Ученики: Неблагородный проступок, серьезный проступок, понять глубину своего проступка, тяжкий проступок.

Учитель: Скажите, чем отличается поступок от проступка?

Ученики: Основное различие этих слов состоит в том, что поступок - это любое действие человека (он может быть и низким, и благородным), а проступок - это дурное, вредное действие, провинность.

Учитель: Проследим, как эти два понятия раскрываются в текстах художественной литературы.

III. Работа с текстами.

Текст 1.

Учитель: Прочитайте отрывок из рассказа А. М. Горького “Старуха Изергиль”. Охарактеризуйте поведение героя.

“... Ларра засмеялся и пошел, куда захотелось ему, - к одной красивой девушке, которая пристально смотрела на него; подошел к ней и, обнял ее. А она была дочь одного из старшин, осудивших его. И, хотя он был красив, она оттолкнула его, потому что боялась отца. Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла”.

Ученики: Герой (Ларра) убивает девушку, поэтому положительно к его поступку отнестись нельзя. Он вызывает отвращение и негативное отношение.

Учитель: Действительно, Ларра поступил плохо и даже больше того, его поступок заслуживает уголовного наказания за совершение убийства. В нашем уголовном кодексе содержится много статей, регламентирующих наказание за совершение разных по степени тяжести проступков (начиная от мелкого хулиганства и заканчивая убийством или другими преступлениями, сходными с ним по тяжести обвинения).

- Какие черты характера, присущие Ларре, заставляют его совершить убийство?

Ученики: Гордость, независимость, свободолюбие, нежелание принимать отказ от людей заставляют Ларру совершить убийство.

Текст 2.

Учитель: Прочитайте отрывок из этого же произведения, в котором говорится о поступке Данко. Попытайтесь сравнить проступок Ларры с поступком Данко.

“... Однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей... А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом...

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним, очарованные... А Данко был впереди, и сердце его все пылало, пылало!... ”

Ученики: Данко не просто совершает поступок, он совершает подвиг во имя людей, жертвует собой. Но люди не приняли его жертву. Ларра же человек, который все делает для себя, он эгоист. Такой человек, как Ларра никогда не совершит подвига ради людей.

Учитель: Данко и Ларра совершают действие по отношению к другим людям. Но отношение к этим поступку и проступку совершенно разное: в одном случае - это неприятие и требование наказания, в другом - теплое отношение и вера в то, что этот человек действительно выведет из леса, вера в светлое будущее.

- Вспомните и скажите, с какими проступками и поступками вы встречались в своей жизни?

Ученики приводят примеры из жизни.

Учитель: По каким признакам вы определяете, какой поступок хороший, а какой поступок плохой?

Ученики: Если поступок хороший, то он приносит пользу людям, вызывает в них чувство благодарности к тому, кто его совершил. Если поступок плохой, то он приносит горе и огорчение людям.

Учитель: Мы рассмотрели на примерах из художественных произведений и на ваших собственных примерах, как разграничить проступок и поступок.

IV. Анализ высказываний известных людей (работа со слайдами).

Учитель: Давайте обсудим высказывания известных людей, в которых говорится о поступках и проступках. Прочитайте высказывание Публилия и попробуйте его прокомментировать.

Простив проступок, побуждаешь к худшему.

Ученики: Публилий считает, что любой проступок не должен оставаться безнаказанным. Человек, совершивший проступок, должен понять, что так делать нельзя, должен понять, что он причиняет боль другим людям.

Учитель: Молодцы! Как вы думаете, простив человеку какой-либо его проступок, не побуждаем ли мы его к совершению еще таких же проступков?

Ученики: В одних случаях это действительно будет побуждением к совершению другого такого же проступка, но в других случаях, - прощение заставляет человека измениться, задуматься над тем, что он совершил.

Учитель: Правильно. Иногда прощение может заставить совершать зло повсеместно. Люди, чувствуя себя безнаказанно, могут совершать поступки более тяжкие. Для того чтобы прояснить ситуацию о наказании за проступки, приведу вам высказывание Сенеки.

Всякий разумный Человек наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершился впредь.

То есть человек после наказания должен понять, осознать, что он сделал не так, почему он поступил нехорошо и впредь уже не совершать проступка, а сначала подумать, что плохого и что хорошего принесет мой проступок людям, какое наказание я понесу за свое деяние.

- Подумайте, для чего нужно наказание?

Ученики: Наказание нужно для того, чтобы человек осознал свою вину, осмыслил свой поступок, задумался над совершением другого поступка.

Учитель: Верно. Вы молодцы! Мы должны совершать поступки, за которые нам не было бы стыдно, за которые нам не пришлось бы краснеть и винить себя потом всю жизнь.

Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому: “Поступай так же, как я”.

Это высказывание принадлежит Имануилу Канту.

- На чём должны быть основаны наши поступки? В ответе учтите высказывание И. Канта и приведённые выше.

Ученики: Поступки должны быть основаны на любви и доброте к другим людям. Они не должны приносить вред другому человеку.

Учитель: Это действительно так.

V. Определение семантического ряда понятий “поступок”, “проступок”.

Учитель: Сейчас попытаемся определить семантический ряд понятий, характеризующих поступок и проступок. Запишите их у себя в тетради и оставьте место для дополнений.

Ученики записывают

Поступок

- добро;
- сопереживание;
- поддержка;
- любовь;
- помощь;
- человеколюбие.

Проступок

- равнодушие;
- ненависть;
- зло;
- безразличие;
- неискренность.

Все эти качества помогают нам раскрыть понятия “поступок” и “проступок”.

Теперь вы знаете, чем характеризуются эти два понятия. По ходу урока мы с вами рассматривали материал, касающийся каждого человека. Выбирать, как поступать, что делать в той или иной ситуации, а главное как относится к человеку, совершившему что-то плохое – предстоит всем вам. И главное в этом выборе будет ваше понимание того, что является хорошим или плохим, положительным или отрицательным.

VI. Работа над структурой сочинения-рассуждения.

Учитель: Вспомните строение текста типа рассуждения.

Ученики: Тезис – Доказательство – Вывод.

Учитель: Напоминаю вам, что доказательств должно быть несколько для большей убедительности.

Дома вам предстоит написать сочинение-рассуждение на тему “Такие разные поступки и проступки”. Материал урока вы можете использовать в своем сочинении.

Я думаю, что каждый из вас при написании будет ориентироваться на свою точку зрения и на свою жизненную позицию. А это значит, что каждое из сочинений будет интересным и неповторимым.

Приложение 1

Приложение 2

Список литературы.

  1. Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, - М. , 1999.
  2. Горький М. Рассказы. - М. , 1983