Цели: Обобщить и закрепить знания учащихся о словах – признаках.
Оборудование:
1. Картина с изображением лисы.
2. Плакаты с тремя облачками.
3. Плакат с алгоритмом.
4. Карточки для работы в парах.
5. Листочки с тестом для оперативного контроля.
Ход урока
1. Организационный момент.
(психологический настрой)
На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, фиолетовое.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите внимательно на облачка.
Какое вам больше нравится?
(ответы детей)
УЧИТЕЛЬ: - Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
2. Основная часть.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы с вами повторим и закрепим знания о словах – признаках. Выявим знатоков этой темы.
Дети работают по вопросам
- Что обозначают слова – признаки?
- На какие вопросы отвечают слова – признаки?
- С какими словами связаны слова – признаки?
- Как связаны слова – признаки со словами – предметами?
- Как можно показать эту связь на письме?
- Для чего нам нужны слова – признаки?
- Для чего мы их используем в нашей речи?
УЧИТЕЛЬ: - Отгадайте загадку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …
ДЕТИ: лиса.
(Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением лисы)
УЧИТЕЛЬ: Какие слова помогли отгадать?
ДЕТИ: Хитрая, рыжая.
УЧИТЕЛЬ: Опишите лису.
ДЕТИ: Она рыжая, у нее пушистый хвост, лиса хитрая.
УЧИТЕЛЬ: Что значит: хитрый, как лиса?
О ком так говорят?
ДЕТИ: Так говорят о хитром, льстивом человеке.
3. Минутка чистописания.
УЧИТЕЛЬ: Откройте тетрадочки.
Дети открывают тетрадочки и проговаривают:
Я тетрадочку открою –
И как надо положу.
Я от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы повторим написание маленькой буквы л в соединении с буквами а и к.
На доске:
ал кл
лисица
УЧИТЕЛЬ: Запишите слово лисица.
Какое это слово? Почему?
Подчеркните опасное место в слове.
Подберите и запишите однокоренные слова.
Дети записывают и читают свои слова, комментируя их написание.
УЧИТЕЛЬ: Какая часть слова повторяется?
Как она называется? Выделите её.
Составьте предложение о лисе (устно).
Дети составляют предложения о лисе.
УЧИТЕЛЬ: Я тоже составила предложение о лисе. Прочитайте его, спишите, подчеркните опасные места.
На доске написано предложение.
От хитрой лисицы под елью и сосной прячется заяц.
Дети списывают предложение. Указывают опасные места в словах.
4. Работа по учебнику.
Стр. 51 № 2.
УЧИТЕЛЬ: А вот как описал лису К.Д. Ушинский. Давайте прочитаем.
Лиса Патрикеевна.
У кумушки-лисы зубки острые, рыльце тоненькое, шубка тёпленькая. У неё шерсть золотистая, на шее белый галстучек.
Роет умница норы глубокие. Есть в них кладовые, есть спаленки.
Всё бы хорошо, да разбойница лиса! Любит курочек да уточек.
(По К. Ушинскому)
Дети читают текст К. Ушинского «Лиса Патрикеевна», а затем задание к упражнению.
УЧИТЕЛЬ: Это упражнение вы будете выполнять самостоятельно. А выполнить его правильно вам
поможет план – ключ. Давайте обратимся к нему.
На доске висит плакат в виде ключа с алгоритмом.
- Прочитай предложение.
- Найди слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие?
- Выпиши эти слова парами, с вопросами.
- Графически покажи, от какого слова к какому ты ставишь вопрос.
Дети записывают.
Далее дети работают самостоятельно. Затем под руководством учителя проверяют выполненное задание.
Физ. минутка.
УЧИТЕЛЬ: - Я знаю, что вы любите играть. Представьте, что сейчас лето, вы на красивой полянке и в руках у вас разноцветный мяч. Давайте поиграем с ним.
Мой веселый,
звонкий мяч,
Ты куда помчался
вскачь?
Жёлтый,
красный,
голубой.
Не угнаться за тобой!
УЧИТЕЛЬ: Из какого стихотворения взяты эти строки? Кто автор?
ДЕТИ: С. Я. Маршак «Мяч».
Работа в парах.
Дети работают с карточками.
1. Прочитай. Этот_________зверек живет в лесу. У него _________ уши, _________ хвост. Шубка у зверька летом - __________, а зимой - ________. Морковка _________ лакомство животного. _________ зверек всего боится. 2. Впиши слова – признаки, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ. Слова для справок: длинные, серая, короткий, пугливый, любимое, шустрый, белая. |
УЧИТЕЛЬ: О ком идет речь в тексте?
Как бы вы его озаглавили?
Прочитайте, что у вас получилось?
Ответы детей.
7. Работа со словами противоположными по смыслу.
УЧИТЕЛЬ: Теперь другое задание. Напишите слова – признаки противоположного значения.
Вставьте пропущенные буквы, докажите.
На доске:
У…кий –
в…селый –
х…роший –
Дети записывают слова, подбирают слова противоположного значения (антонимы), объясняя их написание.
8. Обобщение.
УЧИТЕЛЬ: Наш урок завершается. А сейчас я хочу проверить, кто был на уроке особенно внимательным. Предлагаю вам сыграть в игру «Сильное звено». Сильным из вас окажется тот, кто правильно выполнит все задания.
Дети работают с тестами индивидуально.
ТЕСТ
1. Выбери верное утверждение:
а) слова-признаки обозначают предмет.
б) слова-признаки обозначают признак предмета.
2. Выбери верное утверждение:
а) слова-признаки отвечают на вопросы кто? что?
б) слова-признаки отвечают на вопросы какой? какая? какие?
3. Прочитайте предложение.
Умный пес сразу услышал странный звук и насторожился.
Найди и выпиши слова, которые отвечают на вопросы:
Кто?____________
Что?____________
Какой?___________.
4. Напиши в скобках вопросы к словам. Покажи стрелочкой, от какого слова, к какому ставится вопрос.
(____________?) летнее солнце (___________?)
(____________?) ночи звездные (___________?)
(____________?) лучший друг (___________?).
Тестирование занимает немного времени, но позволяет дать ясную картину того, как материал усвоен учащимися. А также над чем и с кем необходимо будет работать индивидуально.
9. Подведение итогов. Домашнее задание.
Выпишите из 2 главы сказки А. Толстого «Приключения Буратино» три предложения со словами-признаками.