Направления воспитательной работы

Разделы: Классное руководство


Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Основными функциями, определяющими содержание классного руководителя, являются:

- аналитико-прогностическая;
- организационно-координирующая;
- коммуникативная;
- предупредительно-профилактическая;
- охранно-защитная;
- коррекционная.

Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:

- познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;

- трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживания, общественно полезного и производительного труда, сочетает бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирует уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;

- художественной, развивающей мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениями стимулирующий художественную самодеятельность школьника;

- спортивной, пропагандирует здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;

- общественной, содействует социализации школьника, приобщает его к активному преобразованию действительности;

- ценностно-ориентировочный, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях;

- свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью.

В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их возраста и уровня воспитанности.

Планирование воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое влияние школы.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты работы классного руководителя. Целенаправленное и чёткое, оно помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения педагогических задач.

Структура плана воспитательной работы может быть разнообразная. В настоящее время в методической литературе предложены различные варианты структуры плана. План воспитательной работы может включать следующие разделы:

Анализ педагогической работы за прошедший год.

Задачи работы классного руководителя на новый учебный год, к определению формулировке которых предъявляются следующие требования:

- вытекают из анализа работы,
- отличаются от задач предыдущего года,
- задачи конкретны и реальны для выполнения.

3) Выбор направления воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношений.

Выбор одного направления как приоритетного не означает отказ от остальных. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений гармоничного развития ребёнка в различных сферах. Среди направлений воспитательной работы могут быть следующие разделы:

А) Учёба.

«Ученье - свет, а неученье – тьма».

Важное место в своей работе я отвожу регулярным контактам с учителями-предметниками, ежедневно отслеживая оценки учеников, слежу за выполнением графика контрольных работ. По ситуации провожу индивидуальные беседы. Все учебные результаты стараюсь еженедельно отражать в дневниках.

Каждую четверть составляю подробный отчёт об успеваемости каждого ребёнка, в сравнении с прошлыми результатами. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины этого:

-усложнение учебного материала;
-завышенная самооценка;
-заниженная самооценка, комплексы;
-ослабление контроля со стороны родителей;
-преобладание внешкольных интересов.

После выявления причин неудач с ребёнком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С этой целью на родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития. С учениками также проводятся занятия по культуре учебного труда, развитию памяти, а родителями обсуждается вопрос, как помогать дома.

В этом направлении фиксирую:

-поручения учащихся класса,
-посещение кружков и секций,
-одарённые учащиеся и результаты их достижений,
-индивидуальная работа с учащимися,
-участие учащихся класса в классных и общешкольных мероприятиях,
-ведомость успеваемости учащихся за четверть и за год.
-тетрадь по работе с «трудными» детьми.

Б) Общение.

Цель: развитие умений и навыков в сфере общения.

Формы реализации:

1. тренинги общения,
2. встречи с интересными людьми,
3. КТД,
4. экскурсии, походы, совместный отдых на природе.
5. вечер отдыха, посвящённый к 8 Марта,
6. ролевые игры.

В рамках программы «Общение» ведётся работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении. Развитие коммуникативных навыков осуществлялось в досуговой и самоуправленческой деятельности, на специальных классных часах.

Методика подготовки и проведения классного часа предполагает его содержание, которое зависит от целей и задач, возрастных особенностей подростков, их опыта.

Темы классных часов определяю тогда, когда изучаю уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы). К выявлению более важных тем я привлекаю их родителей.

При подготовке и проведении классных часов использую различные методы и приёмы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирование и анализ его результатов, беседы «за круглым столом», обсуждение конкретных событий, знакомство с произведениями искусства, элементы художественно-творческой деятельности самих учащихся (поют, сочиняют, рисуют), познавательная или развлекательная коллективная деятельность, работа по творческим группам.

Практикую классные часы вне школы: библиотека, театр, цирк, выставки.

Предпочтение даю работе по творческим группам. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников - совет дела. Я вместе с учащимися продумываю лишь идею, общую композицию классного часа, помогаю составлять творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам учащиеся проявляют много выдумки, фантазии. Между группами возникает дух соревнования: кто интереснее представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами учащиеся, я после проведения такого типа классного часа провожу итог, даём оценку работе совета дела.

Особо следует выделить те классные часы, когда перед учащимися выступают приглашённые гости. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, реализуют педагогические замыслы педагога. Я предварительно беседую с приглашёнными, рассказываю им о цели мероприятия, об особенностях классного коллектива, даю некоторые советы по форме и содержанию выступления. Вместе с тем, готовлю к встрече и учащихся, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гостей.

Вот такие материалы в этом разделе:

-тематика классных часов,
-анкеты и их анализы

В) Досуг.

Делу время, потехе час.

Досуговая деятельность сплачивает классный коллектив, создаёт особый психологический микроклимат, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявить свои творческий и коммуникативные способности.

Подготовка досуговых мероприятий позволяет развивать инициативу и творчество учащихся, формировать организаторские и самоуправленческие навыки. По каждому направлению воспитательной работы годового плана необходимо иметь следующие материалы:

-состав творческих групп по подготовке общешкольных и классных мероприятий по данному направлению,
- сценарии мероприятий по данному мероприятию,
- мониторинг результативности данного мероприятия,
- материалы организации воспитательных дел в классе на год,
- награждения и благодарности, замечания по результатам проведённого мероприятия (списочный состав).

Г) Семья.

«В дружбе взрослых и детей - сила школы и семьи.»

Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества - также важное направление функционирования воспитательной системы класса. Ведь очевидно, что если образы жизни семьи и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотношениям ребёнка в семье

-встречи и беседы с членами семьи,
-изучение условий проживания.

Работа с родителями ведётся по двум направлениям - повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их учебно-воспитательный процесс. В рамках этого направления проводятся родительские собрания, совместные творческие дела.

Четверг-день открытых дверей. В этот день родители присутствуют на уроках, следят за обстановкой в классе, на уроках, переменах, видят ребёнка в общении со сверстниками и учителями. Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели. Немаловажным фактором при проведении подобных мероприятий является присутствие и матерей, и отцов, так как учитывается не только возрастные, но и половые особенности развития детей.

Повышение уровня психолого-педагогического знания реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей. Здесь находятся материалы:

-темы родительских собраний,
-состав родительского комитета,
-социально-педагогический паспорт класса,
-акты обследования жилищно-бытовых условий семьи,
-протоколы родительских собраний,
-список с указанием Ф.И.О.родителей учащихся и номером домашнего и рабочего телефона,
- посещение родителями родительских собраний и внеклассных мероприятий в классе и в школе.

Д) Я- гражданин.

« Ты тоже родился в России…»

Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей своей семьи, села, района, республики. Проводятся самсоновские чтения, уроки мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами- интернационалистами), диспут «Патриотизм: знак вопроса». Также ребята участвуют в операции «Милосердие».

Е) Здоровье.

«В здоровом теле – здоровый дух.»

Основная цель этого направления - сохранение и укрепление здоровья ребят; формирование стремления к здоровому образу жизни. С этой целью были проведены и разработаны мероприятия:

-познавательная ролевая игра «Суд над сигаретой»,
-валеологические беседы «Здоровые привычки - здоровый образ жизни»,
-КТД «Тропинка, ведущая в бездну»,

Акция «Конфетка за сигаретку».

У класса укрепляются и множатся традиции, среди которых наиболее значимыми являются: проведение игры «Зарница», участие общешкольных кроссах. Периодически фиксируется:

- листок здоровья,
- сведения о питании учащихся,
- сведения об участии учеников в дежурстве по классу, по школе, в генеральных уборках.

Вся воспитательная работа идет в сотрудничестве со школьной детской организацией «Роднички».