Задачи урока:
- учить соотносить заголовок с основной мыслью текста; тренинг в подборе наиболее подходящих заголовков;
- развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать умения в правописании слов.
Оборудование: УМП “Начальная школа-XXI век”.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А теперь проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Каллиграфическая минутка.
На доске написан ряд букв: Б, В, З, Г, Т, Д.
- Найдите “лишнюю” букву в данном ряду. (Лишняя буква Т, т. к обозначает глухой согласный звук.)
- Однако, что же у них общего? (Парные согласные.)
Запись даты в тетради.
Письмо
Словарно-орфографическая работа. Работа в парах.
а) Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
- Какое слово вы составили? (Телевизор)
- Что такое телевизор? (Работа с толковым словарём).
Телевизор- аппарат для приёма телевизионных передач, телевизионный приёмник.
Звуко-буквенный разбор слова. Устно. Фронтально.
- Какие телевизионные передачи вы любите смотреть?
б) Работа со словами из словаря.
Выберите любую группу слов, вставьте пропущенную букву.
Спорт. | Всё о школе. | В мире природы. |
авт.м.биль | п.ртфель | м.дведь |
м.шина | уч.ник | с.л.вей |
к.ньки | учит.ль | б.рёза |
ст.дион* | д.журный* | гв.здика* |
лыж. | т.традь | яг.да |
Работа с орфографическим словарём, новые слова под*.
Самопроверка.
- Какие слова искали в словаре?
4. Сообщение темы и цели урока.
Работа по учебнику, с. 29. Фронтально.
Упражнение № 1. Наблюдение за правильно и неправильно озаглавленными текстами.
Задание к тексту и текст читает хорошо читающий ученик.
- О чём повествует рассказчик? Зачем передаёт эту историю? Что не понял мальчик, озаглавив свой рассказ “ На прогулке”.
Запись на доске лучшие варианты.
Задание тем, кто писал слова о спорте. Пополните ряд слов из текста. Это слова: хоккей, матч.
Второй текст из этого упражнения читает учитель. Это юмористический рассказ “ Дед Мороз шутит”. Заглавие!? Мнения учащихся.
- Зачем Дед Мороз оставил мальчику записку с ошибками, а в открытке написал всё правильно?
Пополняется столбик “ Всё о школе” словами: русский язык.
Работа над предложением. Исправление ошибок. Работа в паре.
Записать в тетрадь правильно предложение, выделить в какой части слова находится орфограмма.
Учитель работает с учеником на индивидуальной доске. Вот предложение.
Исчи свой падарок в партфели. Дет Марос.
Самопроверка. Ищи свой подарок в портфеле. Дед Мороз.
Физминутка. “Олимпийские игры”.
Упражнение № 2. Подбор наиболее выразительных заголовков.
Задание читает хорошо читающий ученик. Молча прочитайте текст и варианты ответов. Обсуждение.
Озаглавить. Списать текст.
“Сильные” учащиеся работают в тетради для индивидуальной работы “ Учусь писать без ошибок”.
5. Итог урока.
- Чему научились?
- Что нового, интересного узнали?
Урок окончен. Спасибо.