Одним из важнейших требований, предъявляемых к любой программе по чтению, является родовое и жанровое разнообразие произведений. Поэтому нет ни одной современной программы, в которую не были бы включены лирические стихотворения самых различных авторов - от классиков до современных поэтов. Младшие школьники с удовольствием слушают, читают и учат наизусть лирические произведения, но далеко не всегда глубоко воспринимают их. А ведь изучение лирики призвано не просто познакомить ребенка с тем или иным стихотворением, но и раскрыть глубину переживаний, показать своеобразие авторского миропонимания, научить общаться с лирикой, передавать в чтении чувства, заложенные автором.
Перед учителем встают сложные задачи - помочь ребенку осознать главную идею произведения, прочувствовать его, понять смысл непонятных слов и оборотов, а главное, учитель должен показать младшим школьникам своеобразие лирики того или иного автора. Для решения этих задач необходимо пристальное внимание к тексту, организация школьного анализа на научных основах.
На мой взгляд, наиболее грамотно и научно к проблемам организации школьного анализа подходит автор программы по литературе М. П. Воюшина. На каждом уроке дети учатся быть квалифицированными читателями, полноценно воспринимать искусство слова, приобретают умение анализировать художественный текст. Наравне с задачей формирования высокого уровня восприятия художественного произведения, развития творческих способностей эта программа успешно решает и другие задачи: формирование представлений о целостной картине мира, овладение необходимыми способами действий. Учащиеся приобретают опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Вот уже пять лет я работаю по этой программе и
могу сказать, что мои ученики овладевают
приемами анализа художественного текста, у них
формируется система читательских умений,
школьники без страха и с удовольствием выполняют
творческие письменные работы, а главное, у них
формируется система общечеловеческих ценностей
и самостоятельность мышления. Работать по
программе М. П. Воюшиной очень интересно как
школьникам, так и учителю. В этой статье мне
хотелось бы поделиться опытом работы над
лирическим произведением в рамках программы по
литературе
М. П. Воюшиной.
Один из принципов организации школьного анализа текста - учет родовой и жанровой специфики произведения - требует от учителя знания основных литературоведческих положений, раскрывающих особенности лирики как рода литературы.
Лирика – непростой для восприятия младшего школьника род литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его переживания, размышления. В лирике отсутствует описание событий, поступков персонажей, обстоятельств действия. Она не столько изображает, сколько выражает впечатления от реальной жизни. В лирическом произведении автор отражает субъективное настроение, которое становится близким широкому кругу людей. Но младшим школьникам зачастую бывает трудно понять основную идею произведения в силу их небольшого жизненного и чувственного опыта. Еще одним препятствием на пути осознания главной идеи произведения становится язык, которым написано стихотворение. Классики литературы, чьи произведения читают младшие школьники, жили и творили двести или сто лет назад и зачастую в лирике используются трудные для понимания слова и обороты.
Анализ лирического стихотворения в начальной школе всегда вызывает трудности, поскольку велика опасность упрощения, сведения разговора о лирике до бытового уровня. Конкретность мышления младших школьников, их крайне малый читательский кругозор часто приводят к тому, что пейзажная лирика воспринимается как фотография действительности. Между тем, художественное произведение не равно жизни. Оно представляет собой особую – художественную действительность, созданную воображением писателя. Задача школьного анализа состоит в том, чтобы помочь ребенку освоить содержание, идею стихотворения, другими словами, точку зрения, отношение, позицию автора. Ребенок должен именно освоить, то есть пережить, осознать прочитанное.
Поэтому при работе над лирическим произведением учителю необходимо тщательно продумывать формулировки вопросов и заданий. Вопросы должны направлять внимание школьников не на природные явления, а на изображение этих явлений автором, на изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для передачи настроения, вопросы должны побуждать ребенка не воспроизводить текст, а размышлять над ним.
В процессе работы над произведением учитель может использовать разнообразные приемы: стилистический анализ текста, подготовка к выразительному чтению, создание видеоклипа, создание палитры настроения, сопоставительный анализ произведений разных авторов на одну тему. Выбор приема анализа определяется особенностями стихотворения, возрастом учащихся, степенью овладения ими читательскими умениями. В процессе анализа лирических произведений учащиеся овладевают системой читательских умений, необходимых для полноценного восприятия лирики. В эту систему входят следующие частные умения:
- умение воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в художественном произведении;
- умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные поэтом;
- умение проследить динамику эмоций в лирике;
- умение целостно воспринимать образ –переживание;
- умение видеть авторское отношение, позицию во всех элементах стихотворения;
- умение осваивать идею лирического произведения
Так как полноценное восприятие стихотворения возможно лишь в результате взаимодействия всех частных умений, поэтому формирование отдельно взятых читательских умений невозможно. На каждом уроке должна быть предусмотрена работа по формированию всей системы читательских умений в целом, а также установлению связей между ее частными умениями.
Анализ лирического произведения – это проявление творчества учителя. Он должен сам найти путь решения, здесь нет готовых рецептов. На уроке важно не четко следовать написанному плану урока, а, чутко прислушиваясь к ученикам, направлять их восприятие по пути постижения основной идеи стихотворения. Для этого учителю необходимо четко представлять себе, к чему он должен привести учеников, и отлично владеть системой приемов анализа художественного произведения.
В качестве примера, иллюстрирующего методику работы над лирическим произведением, хочу представить конспект урока, проведенного мною в 4 классе по программе М.П. Воюшиной.
На уроке четвероклассники знакомились с творчеством М.Ю. Лермонтова, в частности, со стихотворением « На севере диком стоит одиноко…». В процессе работы учитель стремился формировать у школьников систему читательских умений и способствовать целостному восприятию художественного произведения. В ходе урока решались следующие задачи:
- формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, сравнивать их с изобразительно-выразительными средствами живописи;
- формирование умения воссоздавать в воображении картины жизни, созданные автором;
- формирование умения целостно воспринимать образ-переживание;
- обучать выразительному чтению
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, картина И. Шишкина «На севере диком» в черно-белом и цветном варианте, «палитры» с набором красок
Ход урока
В ходе урока учитель должен представлять себе тот вывод, к которому должны прийти дети и дополнительными вопросами подводит их к этой формулировке. В своем конспекте я предлагаю вариант такого вывода (он записан курсивом), а дополнительные наводящие вопросы формулирует сам учитель в ходе беседы, ориентируясь на предыдущие ответы детей и уровень их литературного развития
Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы с вами изучали стихотворение М.Ю Лермонтова «Утес». Вам было задано на дом научиться выразительно читать это произведение. При чтении вы должны соблюдать «ноты» выразительности, постараться передать голосом и интонацией характеры героев. Вспомним, какие характеры создал автор в произведении. (Учащиеся дают характеристику каждому из героев и говорят как следует читать тот или иной отрывок. После этого слушают чтение 2-3 учеников, при этом отмечаются плюсы и минусы чтения, что удалось, что не получилось, кто из учеников наиболее точно смог передать характеры героев).
Знакомство с новой темой
Сегодня мы продолжим изучение творчества М.Ю. Лермонтова. Стихотворение,с которым я хотела бы вас познакомить не имеет заглавия и называется по первой строчке «На севере диком стоит одиноко…»
Первичное восприятие произведения
Проверка первичного восприятия
Понравилось? Какое настроение создало стихотворение?
Постановка учебной задачи
Это стихотворение - вольный перевод одного из стихотворений немецкого поэта Генриха Гейне. Перевод поэтического текста c одного языка на другой - очень сложное дело, так как важно соблюсти не только рифму и ритм, но и передать поэтическую идею. Перевод М. Ю. Лермонтова считается вольным, потому что поэт изменил идею произведения. В немецком языке слово «сосна» - мужского рода, а «пальма» - женского. Какая тема звучала у Гейне? (тема любви, стихотворение о несчастной любви) А вот у М. Ю. Лермонтова в стихотворении заложен иной смысл. Какой ? Сегодня на уроке мы и попытаемся это выяснить. Для этого обратимся к тексту.
Вторичное восприятие
Анализ произведения
Сколько строф в стихотворении? О чем каждая из них? (первая строфа о сосне, вторая о пальме) С каких слов начинается 2-я строфа? Только ли это сон? Может это что-то большее, чем сон? (Это видение, мечта) Она близка, осуществима? Почему?
В своих черновиках Лермонтов сначала не делил стихотворение на строфы, но в окончательном варианте они появились. Как вы думаете, зачем автор это сделал? Что он хотел этим показать? (Поэт хотел показать, как далеко друг от друга расположены деревья, между ними огромное расстояние)
Прочитайте 1 строфу. Как выглядит сосна? С чем автор сравнивает ее одеяние? Что такое «риза»? (Учитель дает толкование слова и демонстрирует иллюстрацию, изображающую священника в ризе. Следует обратить внимание школьников на то, что в этой одежде у священника открыты только кисти рук). Почему именно это слово выбрал автор для описания сосны? Прочитайте те образные выражения, которые использует автор, описывая место, где растет сосна? Почему автор называет север диким? (На севере пустынно и холодно) Где растет сосна? Как он называет вершину? Что значит «голая вершина»? «Север дикий», «вершина голая» - все эти эпитеты имеют разное или одинаковое значение? Какое значение? Зачем автор вводит в текст одинаковые по смыслу слова? Какую цель он преследует? (Автор показывает степень одиночества сосны, вокруг нее на сотни километров нет никого)
Прочитайте 2 строфу. С какого слова она начинается? О чем рассказывает автор во 2 строфе? (Речь идет о сне сосны) Чем похоже положение пальмы? Найдите в тексте те слова и выражения, которые описывают положение пальмы? Есть ли кто-нибудь рядом? 2 строфа-это сон сосны, а этот сон ей снится впервые? Какое слово нам подсказывает, что сон повторяется?
Сосну и пальму автор описывает почти одинаково. Какую цель он этим преследует? Что их объединяет? ( Сосна и пальма близки и похожи,как две сестры, они обе одиноки)
Есть средства выразительности,которые использует М. Ю Лермонтов в своем произведении- это ритм и темп. Послушайте стихотворение еще раз и ответьте, меняется ли ритм и темп на протяжении всего произведения? Какой темп? (неторопливый) А ритм? ( плавный и монотонный) Почему именно такой? (Сосна дремлет, ей снится сон)
Что разделяет? (Их разделяет то, что сосна-реальность, пальма – сон, деревья растут далеко друг от друга: сосна – на севере, пальма – на юге) Скажите,а они могут изменить что либо в своем положении? Почему? (Сосна и пальма - деревья, значит они корнями «привязаны» к тому месту, где живут, не могут сократить расстояние и избавиться от одиночества) Меняется ли ритм стихотворения? Почему ритм не меняется? (Деревья одинаково одиноки, это состояние объединяет их, но в этом положении ничего не меняется, поэтому и ритм постоянен)
Обобщение
Сколько картинок можно нарисовать к стихотворению? Что вы на них изобразите? А если бы вам нужно было сделать только один рисунок, то что бы вы изобразили? Почему? (Нарисовали бы только сосну, т.к. она - реальность, а пальма лишь сон)
Известный русский художник И.И. Шишкин так и сделал. Им была написана картина, которая называется «На севере диком…» У художника нет слов, но есть другие средства выразительности, он может о том же самом рассказать иначе Посмотрите на репродукцию картины и скажите, как художник передает одиночество сосны? (Голые камни, вокруг никого нет, не видно земли, т.к сосна растет очень высоко, кругом только темное небо) Как художник передал, что сосна «ризой одета», что она дремлет?(Ветки покрыты снегом, макушка и ветки наклонены, ствол склонился в сторону)
Художник может передать настроение еще и цветом. У меня картина черно-белая, а у Шишкина, конечно, есть цвета. Давайте поиграем и проверим себя. У вас на парте есть палитры. На них нарисуйте круги тех цветов, которые можно использовать в картине, чтобы передать настроение грусти, тишины и одиночества. Какие цвета выбрали? А теперь проверим (показываем цветную репродукцию)
Сосна и пальма - деревья. Случаен ли выбор героев? Почему автор выбрал в качестве героев стихотворения именно деревья? (Деревья вросли корнями в землю и не могут прийти друг к другу? А когда они могут объединиться и встретиться? (Только во сне) В этом их трагедия: деревья не могут сократить расстояние, которое их разделяет. Сосна на севере испытывает одиночество, тоже происходит с пальмой на юге . Только этих героев объединяет одиночество? (Нет,оно объемлет весь мир: от одиночества страдают на юге и на севере, и наверное, где-нибудь на земле есть такая же страдающая от одиночества душа, которая тоже не может ничего изменить в своем положении)
Итак, в чем же главная идея стихотворения? (Одиночество двух людей. Невозможность преодоления этого одиночества.)
Работа над выразительностью
Какие «ноты» выразительности вы знаете? (Паузы, ритм, темп, интонация, логическое ударение) Какой должен быть темп? Почему? Где делаем паузы? Почему? Когда повышаем голос, понижаем? При чтении нужно помнить о ритме: он размеренный и монотонный. Расставьте «ноты» выразительности. Попробуем прочитать.
Подведение итогов
Чему учились на уроке? Что нового узнали?
Домашнее задание
В заключение следует сказать, что подобная работа по организации школьного анализа произведения должна вестись с первого класса, на каждом уроке и при изучении любого произведения. Только при этом условии учитель сможет сформировать у младших школьников систему читательских умений и тем самым обеспечить литературное развитие учащихся.