Цели урока
- Учить сознательному плавному выразительному чтению
- Приучать к осмысливанию материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений
- Развивать орфографическую зоркость, пытливость ума, мыслительные операции
- Воспитывать интерес к предмету
Оборудование:
буквы, схемы, рисунки, предметные картинки, карточки со словами слогами, ребусы .I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Мы продолжаем путешествие по проспекту Азбуки 33. Во время путешествия мы будем учиться выразительно читать, играть со словами, разгадывать ребусы и открывать секреты букв. А нашими спутниками будут буквы Е и Ё.
III. Работа с «лентой» букв.
Расскажите всё, что вы знаете об этих буквах.
IV. Чтение слов с буквами Е, Ё
Вы многое рассказали о буквах и теперь можно отправляться в путь.
Остановка « Почитай- ка»
(На доске записаны три столбика слов)
еда | ёж | мех |
езда | ёжик | смех |
выезд | поёт | лён |
поезда | даёт | клён |
а) работа со словами 1 столбика.
- Прочитайте.
- Что общего в этих словах?
- Какое слово лишнее? Почему?
б)работа со словами 2 столбика.
- Прочитайте слова 2 столбика.
- Как вы думаете, какие вопросы придумали буквы Е и Ё к этому столбику?
(На какие группы можно разбить слова, найди лишнее и т . д)
в) Прочитаем слова 3 столбика.
- Что вы можете сказать об этих словах?
- Можно ли слова мех и смех считать родственными? Почему?
- Сколько звуков в слове поёт?
- Сколько букв, слогов?
- Сколько звуков, букв, слогов в слове лён?
Вывод.
V. Работа с текстом .
Остановка « Наши секреты»
Вы умеете читать слова с буквами Е, Ё. Поэтому эти буквы вам раскроют свои тайны.
Чтение текста «Уж эта буква Ё!» (Азбука)
Буква Ё пришла в алфавит самая последняя. Встала рядом с буквой Е и приняла её вид. Но зоркий глаз не спутает эти буквы. Сравни: е ё ...
Но посмотри газеты и журналы. Там совсем нет буквы Ё. Вот слово "мел". Никто не знает: то ли мел, то ли мёл. Может, в предложении станет понятно? Ветер кружил и мел осеннюю листву. Догадался?
А другой секрет буквы Ё ты открой сам. Для этого определи ударные гласные: ёлка, котёнок, зверёк, твоё, весёлый, ёжик, пенёк.
Текст читают дети по частям.
Вопрос к 1 части.
- Чем отличаются буквы Е и Ё?
Вопрос ко 2 части.
- Как догадаться какую букву читать в слове Е или Ё, если у буквы не стоят две точки?
Вопрос к 3 части.
-Какой секрет вы узнали о букве Ё?
- Вам понравился рассказ про букву Ё?
- Прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом.
Ёлка, котёнок, зверёк, твоё, весёлый, ёжик, пенёк.
- Подчеркните слова, в которых звуков больше чем букв.
VI. Наблюдение за родственными словами.
Остановка «Лесная»
-А сейчас мы отправимся на лесную полянку. Чтобы найти тропинку, нам надо вставить в слова пропущенные буквы.
Л_С
Л_СОК
Л_СНИК
Л_СНОЙ
- Прочитайте. Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.
- Какую букву надо вставить? Почему?
- Здесь тоже кроется секрет буквы Е. Кто-нибудь догадался? (Буква Е в безударной позиции может обозначать звук [И ])
- Мы вышли на лесную полянку. Теперь можно отдохнуть(рисунок лесной полянки, рядом карточки со словами)
ФИЗМИНУТКА
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
VII. Работа с предложением.
- Посмотрите, здесь побывал Ветродуй
ЁЖИК, КОРЗИНУ, С, НЕСЁТ, ЯБЛОКАМИ
- Составьте предложение. Выделите грамматическую основу.
- Какое это предложение по цели высказывания?
- Сколько вопросительных предложений можно составить из этого предложения? Назовите эти предложения.
(Ёжик несёт корзину с яблоками?
Ёжик несёт корзину с яблоками?
Ёжик несёт корзину с яблоками?
Ёжик несёт корзину с яблоками? )
VIII. Занимательный материал.
- Ёжик приготовил для вас интересные игры.
а) Игра «Третий лишний».
- Что лишнее? Почему?
Е У А
МЕ ЛЕ ЖЕ
- Составить ребус из слова пчёлка (дети ставят запятую на картинку, разгадывают ребус, получается слово ЁЛКА)
- Составьте на своём наборном полотне схему этого слова. Покажите. Придумайте слова, где буква Ё стоит в начале слова.
Затем дети читают стихотворение (Азбука)
Мало слов встречали,
Где Ё стоит в начале ...
Ты первым делом назовёшь
Три слова: "Елка, ёрш и ёж".
И все ужасно колко:
И ёж, и ёрш, и ёлка!
IХ. Работа с лексическим значением слов.
Остановка «Объяснялки».
- Прочитайте:
Держать в ежовых рукавицах.
Съёжился, ежевика, ершистый.
-Почему мы так говорим?
Х. Театральная площадка.
Остановка «Сказочная».
- Дети, сейчас мы побываем в сказке, героем которой был ёжик.
- Название этой сказки угадайте сами. Для этого назовите следующую букву в алфавите.(На доске буква с карточкой справа, дети называют следующую букву в алфавите, учитель переворачивает карточку)
- Прочитайте слово из красных букв.
СТ Д Е ПР ДЕ ЛМ НО ЙК
- Вспомните героев этой сказки.
- Покажи (пантомима), какую роль ты выбираешь, но не называй её, а мы угадаем.
- Наденьте маску понравившегося вам героя и прочитайте слова
Терем – терем – теремок,
Он не низок, не высок.
Кто – кто в теремочке живёт?
ХI. Итог урока
Дети, что нового, интересного узнали вы на уроке?
- Чему научились?