Урок математики по теме "Меры времени. Секунда". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.

Тема урока: “Меры времени. Секунда.”.

Цели урока: Познакомить учащихся с новой единицей измерения времени и систематизировать знания единичных отношений между мерами времени, совершенствовать вычислительные навыки. Закрепить умения решать простейшие уравнения, выполнять действия на порядок действий Развивать внимание, мышление. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: Модель циферблата часов, секундомер, карточки с тестами.

Ход урока

I. Орг момент.

У.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука -
Это математика!

У. Итак, у нас урок математики.

II. Сообщение темы и целей урока.

У. Скажите, над какой темой мы с вами работаем?

Д. Меры времени.

У. Сегодня на уроке мы закрепим знания полученные на прошлых уроках по данной теме. Познакомимся с новой единицей времени. Будем развивать навыки устного и письменного счёта, продолжим работать над решением задач и простейших неравенств.

III. Устный счёт.

Ну-ка, в сторону карандаши.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где – то во тьме,
И глаза начинают светиться.
И кругом – только умные лица,
Потому что считаем в уме!

1. У. Чему равна треть суток?

Д. 8 часов

У. А чему равна половина суток?

Д. 12 часов

У. А четверть часа?

Д.15 минут

У. 3/ четверти часа?

Д. 45 мину

У. 3/четверти года?

Д. 9 месяцев.

2. Решение задач:

На уроках природоведения мы изучаем с вами природные зоны, и знаем, что в разных уголках Земли из-за разных климатических условий деревья живут разное количество лет. Например:

Баобаб живёт 4000 лет, а лиственница – 400 лет. Во сколько раз баобаб живёт дольше?

Д. В 10 раз.

У. Сосна может прожить 600 лет, ель в 2 раза дольше, а дуб на 800 лет дольше ели. Сколько лет живёт дуб?

Д. 2000 лет.

У. Ель может жить 1200 лет, а рябина на 80 лет меньше. Сколько лет может жить рябина?

Д. 1120 лет.

У. Берёза уже прожила 50 лет, что составляет пятую часть её жизни. Сколько лет может прожить берёза?

Д. 250 лет.

У. Скажите, для чего нужны деревья на земле?

Д. Поглащать углекислый газ и выделять кислород.

Вывод: Надо любить природу, надо беречь нашу планету, любить и замечать её красоту.

IV. Самостоятельное решение задачи.

Все вы знаете, какое важное значение в природе играет вода. Но к сожалению люди её загрязняют и используют неэкономно.

Вот вам и задача: В квартире подтекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?

Решение задачи:

12 : 3 = 4 (ст.) – за 1 час

4* 8 = 32 (ст.) – за 8час.

В. 12 : 3 ? 8 = 32

Ответ : 32 стакана вытекает за 8 часов.

У.

У. Как же надо относиться к воде?

Д. Бережно

Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

V. Работа над новым материалом.

1. У. Давайте вспомним изученные ранее единицы времени.

- Какое сейчас время года?

- Какое время года последует за ним? А затем?

- Сколько зимних месяцев? Назовите их?

- Сколько суток в январе? В феврале?

- Сколько часов в одних сутках?

- Какие единицы времени меньше часа вы знаете?

- Какой промежуток времени проходит за 1 час минутная стрелка?

- А часовая?

- А знает ли кто из вас ещё меньшую единицу времени, чем минута?

- Если внимательно посмотреть на часы, то кроме часовой и минутной стрелки, есть ещё маленькая стрелка, которая быстро движется по циферблату. Эта стрелка отсчитывает секунды. За 1 минуту стрелка делает полный оборот. В 1 минуте 60 секунд.

2. Практическая работа.

- А что можно сделать за 1 секунду? (1 – 2 шага)

- Давайте хором называть числа от 20 до 30. Я засекаю по секундомеру. За 10 секунд успели назвать 10 чисел, значит можно назвать одно двузначное число за 1 секунду.

- А что можно успеть за 1 секунду. (Скорость движения звука, скорость космического корабля.

- I космическая скорость – 8 км/с

- II космическая скорость отличается от первой на 3 км/с. Какова она?

Д. 11км/c

У. Имейте в виду, ребята, что у корабля есть и III космическая скорость. Она нужна для того, чтобы преодолеть солнечное притяжение и отправиться к другим звёздным мирам. Она больше I космической скорости в 2 раза. Какова она?

Д. 16 км/c.

VI. Закрепление нового материала.

Для закрепления материала можно прочитать по учебнику, как сокращаются наименования единиц времени (стр.54). а затем выполнить № 273 – устно (Выразить 1мин. 45 с. – в секундах)

№ 275 – решить задачу устно

32 сн. – за 2 с.

? сн. – за 10

Решение: 32 : 2?10 =160 с

Ответ: За 10 секунд кинокамера сделает 160 снимков..

VII. Физкультминутка.

От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход (встать из-за парты )

Раз, два.
Он назад шагнул сначала (шаг назад )
Раз, два,
А потом шагнул вперёд (шаг вперёд ),
Раз, два.
И потом поплыл по речке (волнообразные движение руками),
Набирая полный ход (ходьба на месте).

VIII. Работа над пройденным материалом

1. Решение задачи № 277 с объяснением. (После чтения задачи, записать краткое условие в таблице).

Масса 1 ящика Кол-во ящиков Масса всех ящиков
Яблок – по 9 кг

Слив - ?кг

10 ящ.

8 ящ.

?

?

170 кг

Решение задачи:

1. 10 ? 9 = 90 (кг ) – яблок

2.170 – 90 = 80 (кг ) – слив

3. 80 : 8 = 10 (кг ) – в 1 ящике

2. Работа в парах – (№ 276 – поставить знаки < или > так, чтобы получились верные неравенства ). Взаимопроверка.

3. Решение примера на порядок действий.

900 – (600 – 130 ? 4 ) : 10 + 140 : 5 ? 2 = 948

4. Решение уравнений № 278 по вариантам.

(Верхняя строка – 1 вариант

Нижняя строка - II вариант)

IX. Работа с тестами. (У каждого ученика карточка с тестами).

1. Вырази 3 минуты в секундах?

а) 300с.

б) 30 с.

в) 3000с.

г) 180 с..

2. Сколько минут в 5 часах?

а) 500 мин.

б) 300 мин.

в) 150 мин.

г) 50 мин.

3. Сколько месяцев в 4 годах?

А) 28

б) 38

в) 48

г) 50.

4. Какая из следующих записей верная:

5мин. 6с = 56 с

5мин.6с = 506 с.

5мин.6с = 306 с.

5мин. 6с = 36с.

X. Подведение итогов.

Что нового узнали на уроке?

Какие единицы времени знаете?

Какую роль играет время в жизни человека? (приучать себя жить по установленному режиму, уметь высчитывать , сколько времени ему понадобится на то, или другое занятие, что он успеет сделать за данный отрезок времени и т. д.).

XI. Домашнее задание. № 279, № 274 (1, 2) стр.54.