Презентация дидактического материала для словаря трудных слов в 1–2-х классов "По лесной тропинке"

Разделы: Начальная школа


Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. В наше время учащиеся показывают низкий уровень экологического образования и воспитания. Они равнодушны к проблемам экологии, не осознают себя, как часть природы, не воспринимают ее как ценность. Слабо проявляют эмоциональные переживания при восприятии природы. Нарушают правила поведения в природе, потребительски относятся к ней. Учащиеся не готовы и не способны отвечать за последствия своих действий в природе. На наш взгляд, у учащихся начальной школы необходимо воспитывать эстетическую и нравственную отзывчивость на прекрасное в окружающей среде.

Ведущая идея:

Неразрывная связь человека и природы.

Роль и место “я” в среде жизнедеятельности человека.

Цели данного дидактического пособия:

  • Формирование грамотного письма, словарных слов (растения и животные родного края)
  • Формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Задачи:

  • Формирование навыка грамотного письма словарных слов
  • Расширение знаний о растениях и животных родного края
  • Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса, а также способности к причинно-следственному анализу фактов и явлений окружающей действительности.
  • Научить видеть и понимать красоту природы.
  • Формирование умения применять свои знания на практике.

Дидактический материал “По лесной тропинке” включает в себя словарные слова (растения и животные родного края Иркутской области) и языковой материал к ним (толкование слова; загадки, пословицы, скороговорки; народные приметы; стихотворения; познавательные тексты; иллюстрации). Смотри Приложение 1.

Словарные слова:

Растения Животные
Берёза
Земляника
Колокольчик
Лиственница
Малина
Одуванчик
Осина
Ромашка
Рябина
Черёмуха
Черника
Воробей
Ворона
Дятел
Заяц
Лисица
Лягушка
Медведь
Муравей
Синица
Снегирь
Сорока
Тетерев
Ящерица

Данный материал используем на уроках: русского языка (знакомство и отработка словарных слов, словарные диктанты, письмо по памяти, списывание, грамматические разборы и т.д.); на уроках чтения - познавательные тексты для развития речи; на уроках окружающего мира – полученный ранее материал в виде тестовых заданий; а также во внеклассной работе.

В своей работе применяем такие методы и приемы работы:

1. Восприятие слова посредством органов чувств.

Например

- Первый слог этого слова является второй буквой слова, которое находится сзади в левом верхнем углу. (сорока)

- Второй слог этого слова является первым слогом в слове справа от вас. (синица)

- Третий слог находится в слове, которое вы видите на передней стене класса с правой стороны доски (ворона).Это слово ОСИНА.

2. Метод ярких ассоциаций. Ассоциативная связь может быть по цвету, месту расположения, форме, звучанию, действию, вкусу, материалу, назначению, количеству и т.д.

3. Литературное описание. Приложение 1.

Например:

Береза – белая, белоствольная, молочная, кудрявая, раскидистая, тонкая, кружевная, светолюбивая.

4. Наблюдение народных примет (проведение экскурсий). Смотри Приложение 1.

Например:

Пока лиственница иголки не осыплет, снега не будет.

Если муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины – жди засухи.

Перед ненастьем одуванчики закрываются, прячась от дождя.

Рано зацвела черемуха – будет теплое лето.

Когда у черемухи много цвета, лето будет мокрое.

5. Составление и использование пословиц, поговорок, ребусов, загадок, шарад, кроссвордов.

Смотри Приложение 1.

6. Pифмование.

Например:
рябина – малина

черника – земляника

Клюет снегирь рябину,
Медведь любит малину,
Еще вкусна черника
С лесною земляникой.
Для птиц, зверей и для людей
Нет угощения вкусней. (Семенова Юлия 3 “А”)

7. Виды словарных диктантов: зрительные (иллюстрации), отгадки на загадки, “Узнай по портрету” (описание признаков), “Живые синонимы” (холодный, как лягушка) и т. д.

Например:

Узнай по портрету” (составлены по познавательным текстам Приложения 1).

- Десяток листьев розеткой на безлистой полой стрелке золотая корзина. Распускается рано утром, а днем уже складывается в бутон.

- Спустя время уже не встретишь на поляне ярко-желтых головок, теперь поляна усеяна седыми прозрачными шарами. В каждом шарике много мелких семян с легкими пушистыми хохолками - парашютиками. (одуванчик)

- Ягоды похожи на крупные красные шарики, которые будто из мелких ягодок собраны. Шарики сидят на белом конусе, и когда созревают, легко с него снимаются. Ягоды сочные, мягкие, душистые. (малина)

- Птица эта крупнее голубя. Туловище у нее пепельно-серое, а клюв, ноги, голова, хвост и крылья – черные. (ворона)

- Оперение у птицы черное, с металлическим отливом. Только под хвостом белые перья да на крыльях видны белые полоски. Над глазами – ярко-красные брови. Хвост напоминает музыкальный инструмент – лиру. А крайние перья на нем, словно два месяца. изогнуты. (тетерев)

- Насекомое. Видит очень плохо. Ему помогают усики. Ими он ощупывает все, что встречается на пути. При помощи усиков по пахучим следам на тропинках находят дорогу в свой дом. (муравей)

“Живые синонимы”

Синонимы могут передать, тонко отразить характер и чувства человека:

- трусливый, как (заяц)

- мудрый, как (ворон)

- вороватый, как (сорока)

- холодный, как (лягушка)

Могут передавать особенности разговора человека:

- щебетать, весело разговаривать, как (воробей)

- реветь, как (медведь)

- долбить, как (дятел)

- бормотать, как (тетерев)

8. Тестирование учащихся по экологическому образованию.

Например:

Экологический тест (материал взят из познавательных текстов Приложения 1)

1. Зимой дерево красиво. Ветки усыпаны короткими побегами – маленькими бугорочками. Еще на ветках много нарядных мелких шишек.

А) ель

Б) лиственница

В) сосна

2. От запаха цветов этого дерева у людей кружится голова. В лесу же, где она растет, воздух всегда чистый.

А) сирень

Б) верба

В) черемуха

- 3 -

3. Эта ягода больше любит солнечные опушки, светлые вырубки да лесные поляны. Любимые ее места подскажут муравейники. Муравьи строят свои дома на сухих землях да на слабом солнцепеке, как раз там, где растет эта ягода.

А) земляника

Б) черника

В) малина

4. Кого называют шатуном?

А) зайца

Б) волка

В) медведя

5. Поймать ее нелегко. Она очень осторожна и , почувствовав опасность, Мгновенно исчезает. Иногда даже на дерево взбирается. То между корнями пробежит, то из-за пня покажется, то травой и листьями в кустах зашелестит.

А) мышь

Б) ящерица

В) белка

6. У него очень длинный язык. Длина его 10-15 см. Язык липкий, с твердыми зазубринками. Им он достает насекомых: он все приклеиваются к языку и накалываются на зазубринки.

А) дятел

Б) снегирь

В) тетерев

7. Листочки на длинном стебле у растения резные. Цветки вниз смотрят. По краям цветка треугольнички вырезаны, словно юбочка нарядная надета. Стоит цветок, на стебле покачивается, приветствует жителей леса.

А) одуванчик

Б) ромашка

В) колокольчик

8. У этой птицы гнездо снаружи сложено из толстых, а внутри из более

тонких прутьев. Они переплетены травинками и скреплены глиной. Низ в гнезде, тоже обмазан глиной. Получается внутри гнезда – твердая глубокая чаша – ложе для яиц, которую хозяйка устлала мхом, мягкой травой и шерстью.

А) синица

Б) ворона

В) сорока

9. Ролевые игры, экологические праздники, инсценировка басен, сказок.

Лисица и волк.

- Здравствуй, куманек! – улыбнулась Лисица Волку.

- Здравствуй, здравствуй, - щелкнул зубами Волчище. – Опять что-нибудь скверное затеяла?

- Я затеяла? Да я всю жизнь ни разу никому плохого не сделала! – возмутилась рыжая.

- А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост опустить? – напомнил Волк. – Еле ноги унес.

- Так это сказка! – махнула лапой Лисица.

- Если это неправда, то вот уж в курятнике хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья после тебя остаются.

- Ха-ха-ха! – рассмеялась плутовка. – Ну ты, оказывается, совсем меня не знаешь. На домашних птиц я нападаю очень редко. Я все больше на грызунов охочусь. Полевки, мыши да суслики – вот моя еда. Когда уж совсем голодная буду, могу напасть на зайца. Летом не откажусь от насекомых и ягод.

- Опять, наверное, ты меня кума обманываешь, - протянул Волк. Летом-то на мышей охотиться можно, я поверю, а где ты их зимой найдешь?

- Подожди, подожди, - Лисица потянула носом. – Чуешь?

- Что? – серый недоуменно повертел головой.

- Мышь скребется.

- Никого не вижу. Да где она скребется-то? – удивился Волк.

- У тебя под ногами, - ответила рыжая и всеми четырьмя лапами бросилась в то место, где стоял Волк.

Волк от неожиданности подпрыгнул и отскочил в сторону. А Лисица начала быстро копать снег. Цап-царап – и во рту плутовки мышь.

- Совсем маленькая мышка оказалась. Не наелась я. Придется мне еще мышковать.

При использовании в работе языкового и практического материала этого пособия наблюдается у учащихся рост уровня экологического образования (расширились знания о растениях и животных Иркутской области, возрос познавательный интерес к окружающему миру, формируется умение видеть и понимать красоту природы и оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости). Мы считаем, что чем раньше начинается работа по экологическому образованию и воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогический эффект и результативность.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.