Цели урока:
- Дать первоначальные сведения об образовательном уходе за новорожденным ребенком.
- Развивать навыки общения с ребенком.
- Формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни, который необходим для воспитания здорового ребенка, чувство ответственности, любви к будущему ребенку.
Тип урока: Урок формирования знаний и умений
Методы:
1. По источнику знания.
1.1. Словесные:
а) беседа с закреплением материала.
1.2. Наглядные:
а) плакаты, рисунки, инструкционные карты
б) практический показ приемов работы.
2. По характеру познавательной деятельности.
а) частично-поисковый
3. Практический.
тест, макетирование, выбор предметов, приготовление соков, пеленание
Форма урока: групповая, индивидуальная
Объект труда: Макет детского уголка, пеленание куклы, приготовленный сок, пюре.
Межпредметные связи:
- Литература - колыбельные, стихи, сказки
- Биология - медицина, физиолого-анатомические особенности, массаж, уход
- Музыка - колыбельные
Материально-техническое оснащение:
- Папка “Уход за ребенком”, плакат “Курение вредно”, плакат “Мать и дитя”,
- Рисунок 1 - “Утренний туалет”, Рисунок 2 - “Массаж”, Рисунок 3 - “Пеленание”.
- Инструкционная карты № 1 “Предметы ухода за новорожденным”, инструкционная карта №2 “Белье для новорожденных. “Личное белье младенца”, инструкционная карта №3 “Пеленание ребенка” инструкционная карта №4 “Купание новорожденного”, инструкционная карта №5 “Физическое воспитание и закаливание, Массаж и гимнастика”, тесты, магнитофон, предметы ухода, приданое, продукты, форма, куклы, ванночка.
Литература для учителя:
- “Ребенок и уход за ним” Б. Спок, М., 1990
- “Мы и наши дети и внуки” Б. Никитин
- Медицинская энциклопедия М, 1992
- В,В, Маяковский “Санплокат”
Литература для внеклассного чтения:
- Русские народные колыбельные песни, Ленинград, 1990
- “Тайна имени” - Классик, 2004
- “Игры с детьми младенческого возраста” Ю. Разенкова - М., Школьная пресса, 2003
- “Книга для девочек” М, “Колосок”. 1995.
Ход урока
1. Организационно-подготовительный этап.
2. Тема урока и ее значимость в жизни.
Сообщение учителя.
3. Актуализации знаний на основе жизненного опыта учащихся.
- Практическая работа в парах:
- Предметы ухода за новорожденным
- Подготовка “ приданого”.
- Дизайн-проект “Оборудование детского уголка”
4. Тест: “Школа будущих мам”
Совместное “открытие” знаний.
Беседа, с использованием таблиц, теста, плакатов.
5. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Практическая работа.
6. Закрепление темы
Карточки
Выставка литературы
Тест
7. Рефлексия “Спроси себя”.
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.
План-конспект урока
I. Организационно-подготовительный этап.
II. Сообщение учителем темы урока, ее значимость в жизни.
С детских лет, подражая взрослым, девочки играют в “дочки-матери”. Время идет вперед, вы взрослеете, поэтому тема нашего урока очень актуальна.
Учитель: Задумайтесь над изречением: “Мир освещается солнцем, а человек - знанием”.
Учащиеся: Высказывают понимание этого тезиса.
Учитель, подводя итог высказываний, сообщает цель урока
III. Актуализация знаний на основе жизненного опыта.
Рождается человек. Ему дают красивое имя, которое он будет гордо носить всю жизнь, являясь его своеобразной визитной карточкой.
Учитель: Вопрос классу: Кто знает значение и происхождение своего имени?
Кто знает вес, рост, физиологические особенности новорожденного?
Учащиеся высказывают свои мнения.
Для совместного “открытия” жизненного опыта класс разбивается на группы. Учащиеся каждой группы решают поставленные задачи. В итоге этой работы дают ответы, обосновывая свой выбор.
I группа - “игровая ситуация”.
“Аптека”: Из предложенного ассортимента товаров выбрать “Предметы ухода за новорожденным”.
а) для купания
б) утренних процедур
(1 - соска, 2 - конфета , 3 – мыло хозяйственное , 4-детское мыло, 5-термометр водный , 6-зубная щетка, 7-зеленка, 8- мочалка,9-фланелевая ткань, 10-присыпка, 11-вата).
П группа
“Дизайн-проект”: Необходимо подготовить детский уголок из предложенного мини-набора мебели по функциональным, гигиеническим, эстетическим качествам интерьера.
III группа:
“Магазин” Записать в тетрадь необходимое приданое новорожденному. Значение слова” приданое” найдете по “Толковому словарю русского языка” С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
IV группа
“Школа будущих мам”: Ответьте на вопросы теста:
1. Как подготовить комнату для новорожденного?
а) настелить больше ковров
б) убрать лишнюю мебель
в) все тщательно и чисто вымыть
2. Где поставить детскую кроватку?
а) у окна
б) у батареи
в) у кровати мамы
3. Коляску выбираем :
а) с гарантией экологической безопасности
б) c маленькими колесиками
в) легко моющуюся
Итог:
Учитель обосновывает ответы учащихся по игровым ситуациям, тесту
Учащиеся комментируют ответы.
I Группа Аптека” Ответ сверяем по инструкционной карте №1 “Предметы ухода за новорожденным” / Приложение 1/
а) для купания (4.5.9.) б) утренних процедур.(10.11.7)
II Группа “ Дизайн-проект”
Учащиеся наглядно демонстрируют дизайн-проект детского уголка, обосновывая расстановку и количество мебели, оговаривая о постели ребенка.
Учитель делает акцент на чистоту комнаты, расположение кровати ребенка. Зачитывает стихотворение В.В.Маяковского “Санплакат”.
III Группа “Магазин” Учащиеся дают определение “приданое”, Ответ сверяем по инструкционной карте №2 “ Белье для новорожденных” “Личное белье младенца” /Приложение 2/
IV Группа “Школа будущих мам” Ответы теста:1-б, 2-в, 3-а,в.
Учитель делает акцент на сертификат качества на коляску.
Учитель хвалит детей за выполненные задания.
IV. Совместное “открытие” знаний
Запись в тетради числа, темы. Беседа об уходе за ребенком с использованием рисунков
“Утренний туалет”<Рисунок1>, “Массаж новорожденного” <Рисунок2>, инструкционной карты №5 “Физическое воспитание и закаливание, Массаж и гимнастика” /Приложение 5/.
Воспитание ребенка дело сложное, требующее от родителей больших познаний, вдумчивого труда.
Как только ребенок проснется, мама чисто и опрятно одетая, с короткими ногтями, чистыми руками, улыбаясь ребенку, выполняет утренний туалет.
Учитель обращается к классу с вопросом, используя плакат “Утренний туалет” <Рисунок 1>
Какой важный момент запечатлен при промывании глаз?
Ответ: кипяченой водой, промывание глаз ведется от наружного к внутреннему краю глаз.
Создание проблемной ситуации:
Можно ли чистить нос новорожденному ватными палочками?
Ответы:
Палочками нос прочищать нельзя, т.к. можно травмировать ребенка.
Пользуются ватным жгутиком, смоченным в прокипяченном растительном масле.
Учитель обращается к учащимся с вопросом, используя плакат “Массаж новорожденного”: <Рисунок2>
Когда можно проводить укрепляющие и закаливающие процедуры?
Выслушав мнение, переходит к объяснению:
Массаж новорожденному проводить по рекомендации врача-педиатра.
Воздушные процедуры здоровому ребенку начинать с 1-х дней жизни, с учетом его настроя, здоровья. Если он радуется, спокойно переносит водные обтирания, воздушные ванны, то со временем их можно увеличить по рекомендации врача-педиатра.
Способ воспитания и обучение малыша.
При массаже, уходе с ребенком надо проводить игры, согласно возрасту. Игра - самый эффективный способ воспитания и обучения любого малыша.
Выяснение у учащихся:
В какие игры вы играете с младшими братьями, сестрами?
Какие сами помните стихи, колыбельные, считалочки?
Стишки для поддержания положительного настроя во время утреннего туалета, закаливающих процедур, массажа, при подъеме и опускания рук могут быть такими: “Птички летели, на головку сели. Сели, посидели, снова полетели”.
Беседа о кормление: Работа по карточкам “Школа будущих мам”.
- Чем лучше кормить новорожденного?
Ответ: Самое лучшее питание - грудное вскармливание.
-Что содержит грудное молоко?
Ответ: Все вещества, помогающие ребенку бороться с инфекцией и расти здоровым.
Беседа о купании, пеленании ребенка с демонстрационным показом учителя на примере куклы, используя инструкционные карты: Инструкционная карта №4 “Купание новорожденного” /Приложение4/
Инструкционная карта №3 “Пеленание ребенка” / Приложение3/
Акцент учителя, что купание проводить совместно с папой ребенка для укрепления семьи.
V. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний
ТБ (метод предупреждения ошибок)
Практическая работа “Приготовление учащимися сока, пюре из яблок и моркови, с соблюдением санитарно-гигиенических норм и техники безопасности”.
Приготовленный сок и пюре учащиеся в игровой ситуации “дочки-матери” должны накормить друг друга, под детские стишки, считалочки.
Создание благоприятной обстановки развития малыша.
Стихи для поддержания положительного настроя: “Водичка, водичка
Умой мое личико, чтобы зубки белели, чтобы щечки розовели и т д.
Практическая работа.
1. Вводный инструктаж:
Пеленание:
Создание проблемной ситуации: Конкурс “Кто быстрей оденет грудного ребенка”.
2. Самостоятельная работа учащихся.
Дети в парах должны запеленать: а) “с ручками”, б) “без ручек”, в) на улицу.
Помощь: Инструкционная карта №3 “Пеленание ребенка”/Приложение3/ и <Рисунок3>. Текущий инструктаж
Итог: Просмотр выполненного задания. Обсуждение ошибок.
4. Заключительный инструктаж.
Показ учителем правильного пеленания.
VI. Закрепление темы
1. Карточки задания
Учитель, используя плакат “Мать и дитя” с объемными кармашками на одежде, выдает карточки с заданием всему классу:
Из предложенных карточек выберите те, которые отвечают здоровому образу жизни мамы и ребенка и разложите их по кармашкам на фартучке у мамы и на распашонке у ребенка..
Каким должен расти ребенок при правильном уходе и воспитании?
Что может и должна делать мама, чтобы ребенок рос здоровым?
курить | радостным |
пить пиво | умным |
кушать фрукты, овощи, молочные продукты | больным |
закалять малыша | нервным |
ворчать на плачущего малыша | умственно отсталым |
петь песни, читать стихи, сказки ребенку | |
гулять на свежем воздухе | |
тереть фрукты на железной терке |
Обсуждение ответов: Мама должна питаться фруктами, петь, читать сказки ребенку, гулять на свежем воздухе, закалять малыша, кормить его соками, пюре. Ребенок вырастит тогда радостным, умным.
Акцент учителя: Обращение к классу: “STOP! Сигаретам, пиву!” с привлечением плаката “Курение вредно”.
2. Выставка литературы для внеклассного чтения, в которых можно получить информацию об уходе, кормлении, воспитании, происхождении имени.
Запись учащимися авторов в тетрадь.
3. Тест “Какими вы будите родителями”
Установить это вы сможете, ответив на вопросы теста:
- Охотно ли вы проводите время с младшими братьями, сестрами и племянниками?
- Попав в детскую компанию, станете ли вы
организовывать игры детей или их
совместную работу? - Легко ли вы находите общий язык с одноклассниками?
- Согласитесь ли вы, если это необходимо, заменить учителя на уроке в младшем классе?
- Вызывают ли у вас сострадание больные люди?
- Считают ли окружающие вас приветливым и вежливым человеком?
- Если у вас плохое настроение, можете ли вы не показывать это окружающим?
- Если человек жалуется вам на недомогание, слушаете ли вы его без раздражения?
- Сможете ли вы объяснить ребенку то, что ему не понятно?
- Готовы ли вы взять на себя заботы по уходу за младшим братом, сестрой?
- С интересом ли слушают вас ваши маленькие друзья?
- Готовы ли вы без раздражения отказываться от заранее запланированного посещения кинотеатра ради того, чтобы побыть дома с младшим братом, сестрой, племянником?
- Можете ли вы, споря с младшим по возрасту, отстаивать свою точку зрения, не повышая голоса?
- Можете ли вы поставить себя на место ребенка и взглянуть на ситуацию его глазами?
- Если младший по возрасту сделал вам замечание или указал на какую-либо ошибку, останетесь ли вы спокойны и сдержанны?
А теперь подведите итоги. За ответ “Да” начисляется 2 очка, “Нет” - 0 очков, “Не знаю” - 1 очко.
24-30 баллов. Несомненно, вы сможете стать не только хорошим отцом или матерью, но и прекрасным, любимым детьми воспитателем.
18-23 балла. У вас будет немало трудностей при воспитании детей. Рекомендуем вам еще раз подумать над теми вопросами, на которые вы ответили отрицательно или неопределенно
12-17 баллов. Воспитание детей, не измени вы свои сегодняшние взгляды, станет для вас мучительным и неприятным делом.
0-11 баллов. Вас вообще трудно представить отцом или матерью. Большим несчастьем для детей будет, если вы окажетесь учителем.
VIII. Рефлексия “Спроси себя”.
Подумайте, что вам понравилось на уроке?
Что из услышанного на этом уроке вы бы взяли для себя?
Удовлетворены ли вы своим участием на уроке?
IX. Итог урока.
Заключительное слово учителя.
Анализ ошибок Похвала за участие и сотрудничество.
Раскрытие значения имен девочек, присутствующих на уроке:
Наталья - (лат.) родная, женственная, легкая, застенчивая. Фантазерка, любима, хорошая мать.
Ольга - (сканд.) светлая. Достойная, независимая, упрямая, вспыльчивая, но очень преданная, самоотверженная, и т.д.
X. Домашнее задание.
Записать в тетради:
- Определение слова “приданое”.
- Записать “Предметы ухода за новорожденным”.
- Зарисовать эскиз детской комнаты.
- Подобрать материал по воспитанию детей: игры, сказки, стихи, прибаутки, скороговорки.