Цель представляемых рекомендаций заключается в профилактике детских заболеваний и снижении эмоционального дискомфорта в период адаптации ребёнка. В каком бы возрасте ребёнок не поступал в образовательное учреждение необходимо помнить, что сравнительная безболезненность адаптации к новым условиям возможно только на основе подготовленности к ним. Успешность этого процесса будет зависеть от учёта его психологических особенностей, характере связей со взрослыми и сверстниками. Необходимо тренировать систему адаптационных механизмов, приучать ребёнка к изменяющимся условиям социальной среды. Следует устранять анамнестические факторы риска, связанные с социальной средой на основе заключения участкового врача о типе адаптации ребёнка, создать схожий режим дома (режимные моменты, максимально приближённые условия, температурный режим и т. д.), как можно раньше провести профилактический, оздоровительный, коррегирующие мероприятия, рекомендованные врачом. Необходимо повысить роль закаливающих мероприятий, оптимизировать резистентные способности организма ребёнка расширять культурно-гигиенические навыки, формировать навыки самообслуживания, предупредить вредные, тупиковые привычки. Очень важно способствовать умению взаимодействовать со сверстниками, взрослыми ( первоначально в малых группах, кратковременные контакты в игровой форме), уделять ребёнку повышенное внимание, потакать капризам, проводить с ним больше свободного времени, насытить взаимодействие содержательной деятельностью и общением, избегать дополнительной нагрузки, создать все необходимые условия для отдыха ребёнка дома. В соответствии с выделенными механизмами исследователи в рамках социальной дезадаптации предлагают четвёртую звеньевую систему и её профилактики и коррекции:
- повышение эмоциональной устойчивости стрессовым воздействиям ( эмоциональная поддержка, расслабляющий тренинг в малых группах или индивидуально).
- тренировка механизмов вегетативного обеспечения ( физкультурные, музыкальные занятия с элементами аэробики, психогимнастики, техники свободного дыхания, групповая психотерапия на основе экспрессивных искусств).
- обучение умению общаться, начиная с дошкольного возраста “психогимнастика, коммуникативные тренинги”.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду:
лёгкую, среднюю, тяжёлую.
При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течении месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми. Окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжёлая адаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость).
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
- возраст
- состояние здоровья
- уровень развития
- умение общаться со взрослыми и сверстниками
- сформированность предметной и игровой деятельности
- приближённость домашнего режима к детскому саду
Причины тяжёлой адаптации к ДОУ.
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада
- наличие у ребёнка своеобразных привычек
- неумение занять себя игрушкой
- несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
- отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми
Задачи, стоящие перед педагогом в период адаптации.
В интервью с родителями следует выяснить:
- состояние здоровья ребёнка;
- круг его предпочтений, занятий дома;
- обязанности и права в семье;
- реакцию на успехи и неудачи;
- отношение к материальным ценностям;
- степень внимания и заботливости в отношениях с другими членами семьи;
- характер детских одиночеств и уединений, если ребёнок прибегает к ним в каких-то определённых случаях;
- особенности, характер ночного сна;
- о чём спрашивает родитель чаще всего;
- используют ли родители угрозу, связывают ли с этим непослушание ребёнка;
- ставят ли родители свои условия;
- бывают ли язвительны в общении с ребёнком, оскорбляют ли его;
- знают ли, как выглядит ребёнок в собственных глазах;
- знают ли, о чём ребёнок мечтает и чем лучше всего его поощрить (похвала, доверие, возможность самостоятельно что-то сделать).
Рекомендации воспитателю в период адаптации детей к ДОУ.
- пспользовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать, поглаживать).
- предлагать ребёнку ложиться в постель с мягкой игрушкой.
- по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребёнка мешочки с успокаивающими сборами трав.
- рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном.
- использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком.
- создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Вопросы к интервью с родителями.
- В честь кого назван ребёнок?
- Чем и как часто болен ребёнок? Был ли при этом длительный отрыв от родителей? Насколько сильной была эмоциональная реакция ребёнка на временное лишение его общения с родителями?
- Часто ли вы наказываете ребёнка? Понимает ли ребёнок, за что собственно он наказан?
- Реакция ребёнка на трудности. В чём он любит проявлять инициативу?
- Какие обязанности имеет ребёнок дома и как с ними справляется?
- Любимая игрушка или игра ребёнка?
- Что ребёнок любит делать с родителями, а что один?
- Кто из родителей чаще занимается с ребёнком?
- Есть ли в доме мужская линия воспитания?
- Кого или что хвалят родители – самого ребёнка или его дела?
Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка
Как вести себя с ребёнком:
- Показать ребёнку его новый статус (он стал большим);
- Не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;
- Обратить внимание на положительный климат в семье;
- Следует снизить нервно – психическую нагрузку;
- Сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребёнка, специфике режимных моментов и т. д.;
- При выраженных невротических реакций не посещать учреждение несколько дней.
Как не надо:
- Отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
- Не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребёнка;
- Препятствовать контактам с другими детьми;
- Увеличивать нагрузку на нервную систему;
- Одевать ребёнка не по сезону;
- Конфликтовать дома, наказывать ребёнка за капризы.
Что делать, если ребёнок начал ходить в детский сад:
- Установите тесный контакт с работниками детского сада.
- Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно.
- Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.
- Сообщить воспитателям о привычках и склонностях ребёнка.
- С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
- Поддерживайте дома спокойную обстановку.
- Не перегружайте ребёнка новой информацией.
- Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.
Что делать, если ребёнок плачет при вставании с родителями:
- Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
- Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
- Принесите в группу свою фотографию.
- Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
- Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
- После детского сада погуляйте с ребёнком в парке, на детской площадке. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
- Устройте семейный праздник вечером.
- Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.
- Будьте терпеливы.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(определение готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение)
1. Преобладающее настроение Вашего ребёнка:
- бодрое или подавленное;
- уравновешенное или раздражённое;
- неустойчивое.
2. Характер засыпания:
- быстрый, в течении 10 минут;
- медленный;
- очень медленный.
3. Характер и длительность сна:
- спокойный;
- неспокойный;
- длительность соответствует возрасту;
- длительность не соответствует возрасту.
4. Аппетит ребёнка:
- хороший;
- избирательный;
- неустойчивый;
- плохой.
5. Отношение ребёнка к высаживанию на горшок:
- положительное;
- отрицательное.
6. Навыки опрятности:
- просится на горшок;
- не просится на горшок, но бывает сухой;
- не просит, ходит мокрый.
7. Нежелательные привычки:
- сосед палец или пустышку;
- раскачивается, когда сидит или стоит;
- другое (укажите, что именно).
Если у Вашего ребёнка есть особенности поведения, о которых стоит знать воспитателю, напишите об этом.
ВОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА АДАПТИРОВАТЬСЯ К ЖИЗНИ (А. Фромм).
- Легко ли рассмешить вашего ребёнка?
- Как часто он капризничает (нормативно реже 1-2 раз в неделю)?
- Ложиться ли ребёнок спать спокойно?
- Всё ли ест ваш ребёнок, в достаточном количестве, не капризничая?
- Есть ли у ребёнка друзья, с которыми он охотно играет?
- Часто ли ребёнок выходит из себя?
- Всегда ли нужно присматривать за вашим ребёнком?
- Удаётся ли ему не мочиться в постели?
- Нет ли у него привычек, сосать большой палец, хныкать, много и подолгу фантазировать?
- Можете ли вы оставить ребёнка одного, не опасаясь, что он расплачется?
- Хорошо ли ребёнок ведёт себя со сверстниками, нуждается ли в особом присмотре?
- Нет ли у ребенка, каких – либо незначительных страхов?
- Если на поставленные вопросы получено более половины отрицательных ответов, необходимо обратиться к специалисту.
Опросник является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей в возрасте до 3 лет, от 3 до 6 лет он носит вспомогательный характер.