Цели:
- знакомство с видами хвойных растений;
- познакомить с общими признаками хвойных растений нашей местности;
- развивать память, логику, мышление, технику чтения;
- воспитывать умения работать в группе, выслушивать мнение товарищей, бережнее отношение к природе.
Оборудование:
- фотография леса,
- таблички-фрагменты большой таблицы: “царства живой природы”, “растения”, “животные”, “грибы”, “бактерии”,
- гербарий разных видов растений (хвойные и лиственные),
- карточки с загадками.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по весеннему лесу, где познакомимся с новой темой.
1. Повторение признаков весны.
Сегодня 11 апреля. Что вы можете об этом сказать? (Погода. Весна света. С чего начинается весна света? Каждое время года имеет свой цвет. Назовите цвет весны. Докажите, обоснуйте в свой ответ. (Весна начинается с голубого неба.) какие еще периоды весны вы еще знаете?
2. Прочитайте пословицу.
Лес – богатство и краса, береги свои леса. Что вы можете сказать? (фотография леса).
Обобщение учителя.
Лес не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы.
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
3. Повторение объектов живой природы.
Назовите в лесу объекты живой природы. (по мере называния вывешиваются таблицы).
Другими словами – это царства живой природы, которые ученые делят на несколько групп.
Все группы теснейшим образом связаны друг с другом и с окружающей средой. В каждой группе можно выделить еще несколько подгрупп. Сегодня мы остановимся на группе растения.
4. Повторение общих признаков растений. Группировка растений.
Что вы можете сказать о растениях? (Назовите общие признаки растений)
Перед вами несколько экземпляров гербария рассмотрите и назовите растения нашей местности.
Распределите растения нашей местности в группы? Назовите признак, по которому вы объединили растения в группы? Назовите признак, по которому вы объединила растения в группы.
В чем же особенность хвойных деревьев?
5. Объявление темы урока. (учащиеся формируют тему урока)
Сегодня на уроке поговорим о видах хвойных деревьев.
К хвойным деревьям относятся (учащиеся продолжают) сосна, ель, пихта, лиственница, кедр, можжевельник. (Образцы гербария вывешиваются на доску.)
6. Подготовка сообщений.
Работа в группах с учебником. Сейчас каждая группа подготовит сообщение об одном из видов хвойных деревьев по учебнику Естествознания 2 класс, страницы 25-26. О каком из деревьев вы будете готовить сообщение, узнаете, отгадав загадку.
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если Яне на опушке,
Ветви – только на макушке. (сосна)Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Отпадают те иголки. (лиственница)Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдешь гулять и встретишь:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ель)Эти деревья с виду кажутся
Злючками,
Лапы их покрыты
Колючками,
Да колючки-то не злые,
Можешь даже их погладить ты. (пихта)
7. Проверка. Знакомство с новым материалом.
Ответы групп учащихся.
8. Дополнительный материал к уроку.
Экологическая минутка.
Ель – хвоинки располагаются поодиночке. Медленно растет, елочке подростку может быть 40-40 и даже 70-80 лет. А мы их легко рубим к новому году. Лучше использовать искусственную елку.
Сосна – очень неприхотлива к почве. Зато требовательна в отношении света. Хвоинки располагаются парами и опадают парами через 2-3 года.
Лиственница. На молодых побегах текущего года хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке от 20 до 60 хвоинок. Наша первая плотина на реке Реж была построена из лиственницы и простояла более 2оолет. О чем это говорит?
9. Индивидуальные домашние сообщения. Проверка.
Как же готовятся встретить весну хвойные деревья? Об этом нам расскажут Оля и Даша.
10. Проверка восприятия индивидуальных сообщений.
Как же готовятся встретить весну хвойные деревья? Сообщение домашнего задания.
11. О каких хвойных деревьях мы не говорили на уроке?
Подготовьте, по желанию, сообщение о кедре и можжевельнике, объем 1/3 печатного листа А4, обязательно прочитайте и ответьте на вопросы с. 132-134 учебника.
12. Итог урока.
Что нового, интересного принес вам урок о хвойных растениях? Чем бы вы поделились с другом?
Литература.
- Методическая газета для учителей начальной школы “Начальная школа”, Издательский дом “Первое сентября”, №12, июнь 2005, стр.16
- Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец. Естествознание, 2 класс (1-3), - М., “Просвещение”, 1996.
- Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков “Мы и окружающий мир”, 1-2 классы (1-4). Методические пояснения к курсу. – М., 2000
- Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков “Мы и окружающий мир”, 1-2 классы (1-4). – Корпорация Федоров. Издательство “Учебная литература”, Самара, 2003
- В.В. Петров. Растительный мир нашей Родины. – М., “Просвещение”, 1991
- Е.Ю. Сухаревская. Занимательное естествознание. – Издательство “Учитель”.