Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Растения. Хвойные растения" ("Биология" по системе Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомство с видами хвойных растений;
  • познакомить с общими признаками хвойных растений нашей местности;
  • развивать память, логику, мышление, технику чтения;
  • воспитывать умения работать в группе, выслушивать мнение товарищей, бережнее отношение к природе.

Оборудование:

  1. фотография леса,
  2. таблички-фрагменты большой таблицы: “царства живой природы”, “растения”, “животные”, “грибы”, “бактерии”,
  3. гербарий разных видов растений (хвойные и лиственные),
  4. карточки с загадками.

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по весеннему лесу, где познакомимся с новой темой.

1. Повторение признаков весны.

Сегодня 11 апреля. Что вы можете об этом сказать? (Погода. Весна света. С чего начинается весна света? Каждое время года имеет свой цвет. Назовите цвет весны. Докажите, обоснуйте в свой ответ. (Весна начинается с голубого неба.) какие еще периоды весны вы еще знаете?

2. Прочитайте пословицу.

Лес – богатство и краса, береги свои леса. Что вы можете сказать? (фотография леса).

Обобщение учителя.

Лес не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы.
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.

3. Повторение объектов живой природы.

Назовите в лесу объекты живой природы. (по мере называния вывешиваются таблицы).

Другими словами – это царства живой природы, которые ученые делят на несколько групп.

Все группы теснейшим образом связаны друг с другом и с окружающей средой. В каждой группе можно выделить еще несколько подгрупп. Сегодня мы остановимся на группе растения.

4. Повторение общих признаков растений. Группировка растений.

Что вы можете сказать о растениях? (Назовите общие признаки растений)

Перед вами несколько экземпляров гербария рассмотрите и назовите растения нашей местности.

Распределите растения нашей местности в группы? Назовите признак, по которому вы объединили растения в группы? Назовите признак, по которому вы объединила растения в группы.

В чем же особенность хвойных деревьев?

5. Объявление темы урока. (учащиеся формируют тему урока)

Сегодня на уроке поговорим о видах хвойных деревьев.

К хвойным деревьям относятся (учащиеся продолжают) сосна, ель, пихта, лиственница, кедр, можжевельник. (Образцы гербария вывешиваются на доску.)

6. Подготовка сообщений.

Работа в группах с учебником. Сейчас каждая группа подготовит сообщение об одном из видов хвойных деревьев по учебнику Естествознания 2 класс, страницы 25-26. О каком из деревьев вы будете готовить сообщение, узнаете, отгадав загадку.

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если Яне на опушке,
Ветви – только на макушке. (сосна)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Отпадают те иголки. (лиственница)

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдешь гулять и встретишь:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ель)

 Эти деревья с виду кажутся
Злючками,
Лапы их покрыты
Колючками,
Да колючки-то не злые,
Можешь даже их погладить ты. (пихта)

7. Проверка. Знакомство с новым материалом.

Ответы групп учащихся.

8. Дополнительный материал к уроку.

Экологическая минутка.

Ель – хвоинки располагаются поодиночке. Медленно растет, елочке подростку может быть 40-40 и даже 70-80 лет. А мы их легко рубим к новому году. Лучше использовать искусственную елку.

Сосна – очень неприхотлива к почве. Зато требовательна в отношении света. Хвоинки располагаются парами и опадают парами через 2-3 года.

Лиственница. На молодых побегах текущего года хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке от 20 до 60 хвоинок. Наша первая плотина на реке Реж была построена из лиственницы и простояла более 2оолет. О чем это говорит?

9. Индивидуальные домашние сообщения. Проверка.

Как же готовятся встретить весну хвойные деревья? Об этом нам расскажут Оля и Даша.

10. Проверка восприятия индивидуальных сообщений.

Как же готовятся встретить весну хвойные деревья? Сообщение домашнего задания.

11. О каких хвойных деревьях мы не говорили на уроке?

Подготовьте, по желанию, сообщение о кедре и можжевельнике, объем 1/3 печатного листа А4, обязательно прочитайте и ответьте на вопросы с. 132-134 учебника.

12. Итог урока.

Что нового, интересного принес вам урок о хвойных растениях? Чем бы вы поделились с другом?

Литература.

  1. Методическая газета для учителей начальной школы “Начальная школа”, Издательский дом “Первое сентября”, №12, июнь 2005, стр.16
  2. Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец. Естествознание, 2 класс (1-3), - М., “Просвещение”, 1996.
  3. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков “Мы и окружающий мир”, 1-2 классы (1-4). Методические пояснения к курсу. – М., 2000
  4. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков “Мы и окружающий мир”, 1-2 классы (1-4). – Корпорация Федоров. Издательство “Учебная литература”, Самара, 2003
  5. В.В. Петров. Растительный мир нашей Родины. – М., “Просвещение”, 1991
  6. Е.Ю. Сухаревская. Занимательное естествознание. – Издательство “Учитель”.