Цели урока:
- формирование навыков, умений в решении геометрических задач,
- развитие интеллектуальных навыков (анализировать и оценивать свои знания и знания товарища, помогать друг другу).
- повысить интерес к изучаемому материалу, увидеть применение теоремы в стереометрии.
Тип урока: урок оценки и коррекции знаний, повторения и обобщения,
Вид урока: урок-обобщение.
Оборудование: оформление доски, раздаточный материал для групп, стереометрические тела, рисунки, высказывание, тесты для слабоуспевающих учащихся.
Ход урока
Высказывание: (1 мин)
Если дан нам треугольник и притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы мы всегда легко найдём.
Катеты в квадрат возводим, сумму степеней находим,
И таким простым путём к результату мы придём
1. Актуализация знаний:
а) Слово ученику, он представляет реферат:
«Теорема Пифагора, заповеди учеников в
Пифагорейской школе». (3 мин)
б) Устная работа (5 мин)
Работа ученика у доски: Найди соответствие.
II. Решение задачи из стереометрии (это раздел геометрии, в котором изучаются тела и их свойства). - 10мин.
На доске куб, пирамида (четырёхугольная).
1) Дано: ABCDA1B1C1D1 - куб.
AB=BB1=CB=a
Найти: AC1=?
2)
III. Работа в группах (решение задач).
Этот этап работы даёт мне следующее:
а) актуализация имеющихся у учащихся знаний;
б) самостоятельная работа учащихся;
в) оценка своих знаний учащимися;
г) хорошая обратная связь;
д) накопляемость оценок;
е) готовность учащихся к работе.
Алгоритм решения задач по теореме Пифагора
- Внимательно прочти задачу, разберись с условием.
- По условию сделай чертеж.
- Выдели на чертеже прямоугольный треугольник.
- Найди катеты и гипотенузу.
- Запиши теорему Пифагора и соотнеси данные в задаче с ней.
- Выполни подстановку данных.
- Соотнеси полученный ответ с вопросом задачи и смыслом условия.
Задания группам:
- Стороны прямоугольника равны 12см и 5см. Найти диагонали прямоугольника.
- В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 10см, а основание 16см. найти высоту, опущенную на основание.
- Найти сторону ромба, диагонали которого равны 20см и 24см.
- Дан прямоугольный треугольник с углом в 30є. Катет, лежащий против этого угла равен 10см. Найти другой катет?
- Найти диагональ куба, если его рёбра раны 11см.
- Будет ли треугольник со сторонами 20см, 15см, 25см прямоугольным?
Тест (подчеркни ответ):
1. Является ли треугольник прямоугольным, если его стороны равны 6; 8; 10?
Ответ: да, нет.
2. Верно ли: Катет больше гипотенузы?
Ответ: да, нет.
3. Могут ли быть в прямоугольном треугольнике 2 равных угла, если да, то какие их величины?
Ответ: да, нет.
4.Сумма углов в треугольнике равна ...
Ответ: 2400, 1800,2000,1400.
5. Может ли быть в прямоугольном треугольнике 2 равных катета?
Ответ: да, нет.
6. Найти площадь прямоугольника, если его стороны равны 15см и 18см.
Ответ: 270 см2, 200 см2, 450 см2, 140 см2.
7. Найти AB=?
Ответ: 20 см, 5 см, 30 см, 15 см.
8. Найти М=?
Ответ: 100, 300, 700, 400.
9. ABCD - параллелограмм
Найти: A=?
B=?
C=?
Ответ: а) 1400, 1400, 400;
б) 1000, 1200, 1000;
в) 1400, 2000, 1000.
10.
c - секущая
Ответ: а) 1000, 1150, 200 , 150;
б) 1150, 650, 650 , 1150.
Итог урока: Ребята, давайте вместе решим, а взял бы нас Пифагор в свою школу, как мы выполнили его заповеди на нашем уроке?
Домашнее задание: №494, №497 и дополнительно №499 (учебник –Атанасян Л.С. и др.)
Заповеди Пифагора
- Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться.
- Не делай никогда того, чего не знаешь.
- Но научись всему, что следует знать...
-Не пренебрегай здоровьем своего тела…
- Приучайся жить просто и без роскоши
- Не закрывай глаза, когда хочется спать, не разобравши всех своих поступков в прошлый день.
- Помогай не тому, кто ношу сваливает, а тому, кто её взваливает.