Конспект урока "Кубановедения" на тему "Особенности труда и быта жителей родного края"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с названием жилища казаков;
  • Развивать умения различать жилища народов многонациональной Кубани- казаков и адыгейцев;
  • Воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям кубанского казачества;

Оборудование:

(у учителя) иллюстрации, изображающие жилища народов края, опорные слова с названием видов жилищ, грамзаписи песен Кубанского хора, ТСО, литература по истории Кубани, фотоальбом “Зовут меня Кубань”, “Мемориальный музей-усадьба художника Ярошенко”, рассказ И.Бойко “Гимн хате”, толковый словарь В.Даля, современная версия, макеты домов, выполненных детьми.

(у детей) рабочие тетради, учебники “Любимый уголок земли” Н.Я.Паскевич.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка раннее усвоенных знаний.

1) повторительно-обобщающая беседа.

- Почему Кубань называют здравницей России?

- Какие города-курорты Кубани вам известны?

- Дайте небольшую характеристику городу Анапе.

- Расскажите о городе Горячий Ключ.

- Чем интересен город Темрюк?

- Какой вывод можно сделать о здравницах Кубани?

3. Введение в тему урока.

1) работа с творческими заданиями учащихся.

- Ребята. давайте обратимся к вашим творческим работам о труде жителей Кубани.

(просмотр работ)

- Какие профессии сельских жителей Кубани вам известны?

- Расскажите, а каким трудом они занимаются?

- В чём ценность каждой профессии?

2) выведение темы урока совместными действиями.

А) Упражнение “Рыбка”.

- А где плавает рыбка?

- Что можно назвать её домом?

Б) Сказка “Теремок”.

- Вспомните народную сказку, в которой мышка, зайчик, лягушка и другие жители леса искали себе крышу над головой?

- Ребята, а как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить и узнавать?

4. Сообщение темы урока.

- Правильно, сегодня мы поговорим о жилище, доме человека.

5. Основная часть урока.

1) вступительная беседа (одновременно с выставлением иллюстраций) .

- Что использовал первый человек для проживания? (пещеры)

- Правильно, а потом, что он научился применять? (ветки, деревья, траву, листья)

- А для чего человеку необходимо жильё?

2) слово учителя.

Наличие жилища- необходимое условие человеческой жизни.

Неодинаково в русском языке назывались жилища. В настоящее время привычно используется слово ДОМ. В центре России привычно применяют слово ИЗБА. Это деревянный крестьянский дом.

- А как же называлось основное жилище казаков на Кубани? (ХАТА)

- Наряду со словом хата, в этом же значении употребляется слово КУРЕНЬ. Это традиционное название жилого дома на Дону, Кубани и у запорожских казаков.

(Одновременно на доску вывешиваются опорные слова и показываются макеты домов, выполненных детьми)

- Из какого материала строили дома?

Хата

(1 ученик читает стихотворение П.С.Карпенко “Бабы Моти сказ про реку Челбас”) .

Строить дом в степи -
Тяжкий крест нести….
То камыш коси,
То саман меси.
Леса нет вокруг
Всё поля да луг.
В дело шла солома и глина,
И сухой камыш
Для шатровых крыш,
И для мазки навоз лошадиный.
В доброй хате той
Всей семье покой.
Круглый год благодать в ней витает.
В стужу здесь тепло,
В ясный день светло,
А уж летом прохлада, какая!

- Кто запомнил материал, который используется для постройки хаты?

(камыш, солома, глина, навоз лошади)

- А как относился к новой построенной хате человек?

Прослушайте прекрасный отрывок из рассказа И.Бойко, который сложил целый “Гимн хате”.(читает ученик)

“Боль моя, любовь моя, жаль моя…Вздрагиваешь от малейшего ветерка, от воробьиного крика, от гула моторов в степи. Пообсунулась, пошерхла от времени; надвинула до завалинки источенную дождями соломенную крышу; уткнула в землю печальные окна.

Для тебя предки мои искали вольные земли - прошли горы, прорубили леса, обжили болота, обласкали просторы…Такой путь, что весь мир позавидует!

Строили тебя на скорую руку, из всего, что ни есть.

Строили тебя всей роднёй, всей улицей, всей станицею, и потому к тебе каждый вхож, твои двери открыты каждому…”

- Какие чувства испытывает автор к хате?

Изба.

(прослушивание рассказов детей)

- Как вы думаете, а какой материал нужен для строительства избы?

3) работа с альбомом художника Ярошенко.

- Скажите, ребята. а какая республика входила раньше в состав Краснодарского края?

- А как вы думаете, что можно сказать о жилище адыгов?(рисунок 4)

- Посмотрите, художник Ярошенко изобразил домик в горах, а из чего и как он построен?

(прослушивание рассказов подготовленными детьми)

Физкультурная пауза.

(проводит ученик)

6. Работа со словарём В.И.Даля.

А как описывает жилища великий знаток языка В.И.Даль?

(с.164, с. 294, с. 515)

Дом м.- строение для житья; в городе: жилище строение; хоромы; в деревне: изба со всеми ухожами и хозяйством.(рисунок 2)

Курень м.- временный приют в лесу, в поле; селение, исподволь образовавшееся; у запорожцев: избы или хаты в одной купе, кучке; Стать куренем – обозом, станом для ночлега, привала. У запорожцев были куренные атаманы, что ныне у казаков станичные.(рисунок 3)

Хата ж. изба, домишка, халупа; хата бывает: турлучная или плетневая, камышовая, мазанка, битая, земляная и лимпачная, бревенчатая, из дикого камня. (рисунок 1)

7. Обобщение.

1) работа по учебнику (с.15, 28) .

- Чьё жилище изображено на иллюстрации?

- Посмотрите, как убрана хата, что в ней на главном месте?

8. Итог урока.

- Чему мы сегодня посвятили свой урок?

- Какие жилища были на Кубани?

- А из чего строятся современные дома?

9. Домашнее задание.

- Составьте небольшой рассказ о вашем доме, из чего его построили, когда он построен?

10. Оценивание ответов детей.

Рисунки