Цели урока:
- познакомить с новыми звуками и буквой;
- учить отличать новые звуки и букву от других звуков и букв;
- совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения;
- способствовать раскрытию смысла действия деления;
- развивать внимание, память, речь, наблюдательность, мышление;
- формировать умение работать в парах и малых группах.
Ход урока
I. Оргминутка.
Ребята, повернитесь (в парах) друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, дотроньтесь до плеча рукой, передайте рукой и глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы.
II. Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и цели урока.
У. Назовите хором предметы, изображённые на картинках и постарайтесь их запомнить.
(на доске предметные картинки – белка, шуба, барабан, бант, бинокль).
У. А сейчас закройте глаза.
(учитель в это время меняет местами: белку – с барабаном, бант – с биноклем)
У. Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, и что изменилось?
(заслушиваются ответы детей)
У. Теперь скажите, какой предмет вы бы исключили из этой группы предметов и почему?
(дети высказывают свои предположения)
У. Я разделила эти предметы на 2 группы:
белка | барабан |
бинокль | шуба |
бант |
У. Подумайте и скажите, по какому признаку я разделила эти предметы?
(в случае затруднения учитель произносит слова первой группы, выделяя голосом звук [Б`])
Д. В словах первой группы слышится звук [Б`], в словах второй группы слышится звук [Б].
У. Охарактеризуйте эти звуки.
Д. [Б] – согласный, твердый, звонкий;
[Б`] – согласный, мягкий, звонкий.
У. Сможете ли вы сейчас сформулировать тему урока?
Д. Я думаю, что сегодня тема урока – звуки [Б] и [Б`] и буква, которая их обозначает.
У. Отталкиваясь от темы урока, скажите, чем бы вы хотели сегодня заняться на уроке?
Д. – познакомиться с новыми звуками и буквой,
- читать слоги с новой буквой,
- читать слова с новой буквой,
- научиться писать новую букву,
- писать слова с этой буквой и т.д.
III. Знакомство с новой буквой.
Еще раз охарактеризуем звуки [Б ] [Б `].
У. Какой буквой обозначают эти звуки?
Д. Буквой Б.
У. Найдите эту букву среди данных букв.
(на доске буквы А, Б, б, В, в, Ц, Щ, Э)
Почему вы выбрали две буквы?
Д. Одна заглавная, а другая строчная,
У. На какие предметы похожа буква Б?
У. Встаньте из-за парт и изобразите букву Б.
У. Работать нам будет интереснее, если мы пригласим гостя на урок.
Для этого вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой пять звуков, а наш новый звук занимает первое место.
Д. К нам придет белка.
Учитель убирает остальные картинки, оставляя картинку с белкой.
Физминутка.
У. Белочка, передвигаясь по лесу, встретила в лесу различные предметы. Если в названии этого предмета слышится звуки [Б] или [Б`], мы будем радостно хлопать в ладоши, а если этих звуков нет, то мы быстро убегаем.
- Ель, брусника, грибы, дятел, мухомор, берёза. подберезовик, сова, синичка, осина.
IV. Упражнение в чтении.
Работа в парах.
У. Откройте учебник "Грамота" на стр. 143.
Вы хотели научиться читать слоги с буквой Б.
Читать слоги будете парами. Разделите между собой задание:
- ученик, сидящий справа – читает слоги, которые соответствуют схеме син. красн. фишки, а сосед в это время внимательно слушает;
- затем ученик, сидящий слева – читает слоги, которые соответствуют схеме зел. красн. фишка.
У. Ребята, белочка, готовясь к зиме, собирала грибы и рассыпала их, да так, что шляпки отделились от ножек. Давайте поможем белочке и соберем грибочки, но эти грибочки не простые – это грибы – слова. Чтобы быстрей нам помочь гостю – поработаем в группах.
Дети образуют три группы по пять человек: (дополнительное задание – какое слово лишнее?)
1 группа получает половинки грибов со слогами: ба – нан, ба-ран, ба-лет, бар-сук;
2 группа получает половинки грибов со слогами: би-лет, би-дон, бул-ка, би-вень;
3 группа получает слоги: юб-ка, брю-ки, бел-ка, ба-ня.
Составив слова, группа выставляет их в кассу на доске.
Представитель от каждой группы у доски прочитывает слова.
Значение каких слов вам не понятно? ("бивень" , "балет" – учитель показывает картинку мамонта и балерины)
V. Письмо в тетради по грамоте №3 на стр. 33.
Пальчиковая гимнастика: "Солнышко".
- Как светит солнышко летом? (дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони).
- Как светит солнышко осенью? (мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты).
- Как светит солнышко зимой? (пальцы собираются в щепотку).
У. Откроем тетрадь по грамоте на стр.33.
Сравните печатные и письменные буквы на верхней строке. Из каких элементов состоит письменная строчная буква?
(Показ учителем на доске. Письмо в воздухе.)
У. Напишите заглавную и строчную букву Б.
У. Прочитайте предложение на следующей строке. Докажите, что это предложение.
Прочитайте второе слово в этом предложении, подчеркните в нём гласные буквы, разделите его на слоги.
Прочитайте третье слово в этом предложении. Кто такой зяблик?
Учитель показывает картинку. Видели вы такую птичку? Живет она в нашей зоне?
У. Весной солнце греет всё жарче. В середине апреля сходит снег на лесных полянках
Везде лужи, бегут ручейки. И в это время на опушке леса звенит бодрая песенка зяблика.
У. Запишите печатными буквами это предложение.
У. Элемент какой письменной буквы вы видите на следующей строке?
Напишите этот элемент.
VI. Раскрытие смысла действия деления.
Белочка решила подарить мальчикам орешки. Сколько орешков она принесла?
(на доске 5 орешков) Сколько у нас мальчиков? (5)
Как раздать орешки? Поможем белочке.
Мальчики, выйдите к доске. Кто в роли белочки будет? (выходит Юля)
Юля, раздай мальчикам орешки. (Юля раздает мальчикам орешки.) Сколько орехов получил каждый мальчик? (по одному). Как Юля раздала орешки? (поровну).
У. А теперь давайте составим задачу про орешки.
- Выслушиваются ответы детей. Составлена задача: Белочка разделила 5 мальчикам 5 орехов поровну. Сколько орехов получил каждый мальчик?
Решение этой задачи вы обсудите в группах и запишите на листочке маркером. У вас
на листочках запись 5 5 = 1, что это означает? (5 мальчикам разделила 5 орехов, каждый получил по 1 ореху). Вы должны посоветоваться и поставить знак действия между цифрами 5 и 5.
(У каждой группы маркер разного цвета, чтобы при обсуждении не называть группу, а только результат их деятельности: красная запись, синяя и т.д.)
В результате работы групп получились следующие решения:
5 + 5 = 1
5 -5 = 1
5 х 5 = 1
5 ? 5 = 1
Когда каждая группа доложила о выполнении задания, начинаем обсуждение и подошли к карточке №4? Почему поставили знак вопроса?
Д. Ни одно знакомое нам действие не подходит, и мы не знали, что ставить.
У. Значит, мы не подобрали сюда подходящий знак, с помощью которого можно решить белочкину задачу.
Ребята, а может, мы в задаче найдём подсказку? Давайте ещё раз повторим условие задачи: белочка "разделила" 5 орехов – "разделила" – от этого слово произошло название действия (подскажите какого) – "деление" и его обозначают : . Учитель показывает карточку с этим знаком. Таким образом, к чему сводится действие деление? (К раздаче предметов поровну.) Прочитаем вместе решение задачи: пять разделить на пять получится один.
Физминутка (проводит дежурный по классу).
VII. Работа с учебником.
Прочитайте задачу на стр.145.
Дети шепотом прочитали задачу.
У. Поняли, о чём задача? Юля, прочитай условие задачи, Саша, прочитай вопрос. Кто ответит на вопрос задачи?
Д. Каждая мартышка получит по одному банану.
Запишем решение задачи в клетках, проверим на доске: 7 : 7 = 1
Прочитайте следующее задание. Сравните первые звуки в именах и закрасьте клеточки в схеме соответствующим цветом.
(Проверка в парах)
Прочитайте задание внизу страницы.
Сколько детей на картинке? (4)
Учитель вызывает к доске четырех детей. Представьте, что это Кира, Гена, Коля и Галя. Давайте раздадим им конфеты поровну. Как мы это будем делать? (Раздавать всё время по одной конфете, пока они не закончатся.)
Посчитайте, сколько конфет было? (12)
Вова, раздай конфеты детям. (Вова раздает конфеты). Сколько конфет получил каждый ребенок?
Что мы делали с конфетами? (делили поровну)
Запишите решение задачи на индивидуальных досках и проверьте в парах.
Таня, выйди к доске и покажи своё решение.
Кто так же записал решение задачи? (12 : 4 = 3)
Молодцы!
Итог урока
Откройте рабочую тетрадь по грамоте на стр.47.
Разгадайте зашифрованные слова (берёза, рябина).
Выделите изучаемый звук и дайте ему характеристику (Б` - согласный мягкий звонкий)
С каким арифметическим действием познакомились сегодня? (деление)
В чем заключается смысл деления? (разделить поровну).
Ситуация успеха на уроке.
Ребята, давайте сделаем подарок белочке: если вам интересно и легко было сегодня на уроке – подарите ей красный грибочек, если немного трудно было или вы что-то не поняли – подарите ей желтый грибочек, а если совсем было трудно или скучно – подарите синий грибок.
Дети подходят к столу, выбирают грибок и прикрепляют рядом с белочкой.
Урок окончен! Скажем белочке: До свидания!