Цели:
1. Развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков Ч-Ц в словах, предложениях, тексте.
2. Формирование сложных форм фонематического анализа.
3. Развитие внимания, речевой и зрительной памяти.
4. Совершенствование навыков контроля и самоконтроля.
5. Обогащение словаря по теме “Весна”.
6. Закрепление умения различать и правильно читать повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.
7. Воспитание заботливого, уважительного отношения к птицам.
Оборудование: профили звуков, индивидуальные зеркала, карточки с заданиями, таблицы, картинки, учебники для чтения 4 класса, песок, аудиозапись птичьих голосов, журчания воды.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: - Я очень рада вас видеть. Начинаем занятие.
- Сядет тот, кто назовет все звуки в словах: врач, заяц, скворец, грач.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: - Вспомните слова, которые я называла и выделите в нем последний звук.
(предполагаемые ответы детей: “врач” - последний звук “Ч” и т.д.)
- Кто догадался, какая тема занятия? (согласные Ч и Ц)
- Будем учиться различать эти звуки в слогах, словах, предложениях и красиво их произносить.
Запись числа и темы занятия с предварительным их прочтением у доски: “Различай Ч-Ц”.
3. Сравнение звуков Ч-Ц по артикуляции.
(используются профили звуков Ч-Ц и индивидуальные зеркала)
Учащиеся дают характеристику артикуляции звуков:
Звук “Ч”: Губы слегка вытянуты вперед и округлены. Зубы чуть приоткрыты. Кончик языка касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята под напором воздуха, кончик языка отходит от неба.
Звук “Ц”: Губы слегка в улыбке. Зубы чуть приоткрыты. Кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка – касается неба за верхними зубами. Под напором воздуха спинка отходит от неба.
а) Определение общего в артикуляции звуков.
- Зубы слегка приоткрыты.
- Спинка языка приподнята.
б) Определение отличий в артикуляции.
- Положение губ.
- Кончик языка.
- При звуке “Ч” отрывается кончик языка, а при звуке “Ц” отходит спинка языка.
в) Характеристика звуков.
Звук “Ч” - согласный, глухой, мягкий.
Звук “Ц” - согласный, глухой, твердый.
(используется таблица “Гласные, согласные”.
4. Соотнесение звуков “Ч” и “Ц” с рукописными буквами.
Логопед: - А теперь сравним строчные буквы “Ч” и “Ц” (на доску вывешивается рисунок).
- Какая буква слева? Какая буква справа?
- Обратите внимание на некоторую схожесть нижнего элемента буквы “Ц” со звеном цепи и верхнего элемента буквы “Ч” с крылом чайки.
- Запомните! Нижнее положение кончика языка на звуке “Ц” и нижний элемент буквы. Верхнее положение кончика языка на звуке “Ч” и верхний элемент буквы.
5. Упражнение по дифференциации “Ч-Ц” в слогах.
Логопед: - Повторим слоговые цепочки.
Таблица на доске:
ча-ца-ча
ча-ца-ча-ца
ца-ча-ца
ца-ча-ца-ча
- Как должны прочитать запись? (Читаем то тихо, то громко.)
(Чтение учащимися по одному, хором)
- Где различали звуки и буквы? (В слогах.)
6. Знакомство с лексической темой. Развитие фонематического анализа.
а) Шифрование слов с буквами Ч и Ц.
Логопед: - Откройте тетради. Сейчас вы будете шифровать слова с буквами Ч и Ц, указывая цифрой их место в слове. (задание дифференцировано)
Слова: пчела, птицы, ручей, цветок, почка, черемуха.
Запись в тетрадях: Ч2, Ц4, Ч3, Ц1, Ч3, Ч1. (для проверки на доску вывешивается табличка.)
- Вспомните слова, которые вы шифровали.
- О каком времени года они вам напомнили? (О весне.)
б) Сообщение лексической темы.
Логопед: - Сегодня мы будем говорить о весне.
- Какие весенние месяцы вы знаете? А какой сейчас месяц?
7. Развитие внимания и слуховой памяти.
Логопед: - Какие приметы весны вы знаете?
(предполагаемые ответы детей: Все сильнее греет солнышко. Становится тепло. Природа просыпается. Тает снег.)
- Какие звуки можно услышать, когда тает снег?
8. Релаксация с использованием песка.
Логопед: - Прослушайте, как шумит вода (аудиозапись), а вы с помощью песка представьте, как она течет.
- А теперь закройте глазки и послушайте, какие еще звуки можно услышать весной.
(звучит аудиозапись птичьих голосов).
- Кого вы услышали? Что делают птицы весной? (показ слайда “Птицы на гнездах”)
- Посмотрите: слева – гнездо иволги, а справа – гнездо пеночки, в котором сидит кукушонок.
- А можно ли трогать птичьи гнезда? Почему?
- Ребята, весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких стран.)
- Путь их нелегкий, с препятствиями и бедами. (Открывается картина “Схема препятствий”. По ходу выполнения заданий – птичка перемещается.)
9. Развитие звуко-буквенного анализа. Буквы Ч-Ц в словах.
Логопед: - Прочитайте, какие препятствия встречают птицы на своем пути.
а) Беседа о первом препятствии.
(Учащиеся на “карточках-тучках” читают предложения, а один – вслух)
“Из-за густых туманов птицы теряют дорогу, могут разбиться о невидимые скалы”.
Логопед: - Ребята, давайте поможем птицам. Чтобы они не разбились о скалы, обозначим их словами. (на схему вывешиваются картинки скал, а на партах у каждого – карточки. Задание дифференцировано.)
- Записывайте слова около первой скалы или около второй в зависимости от буквы в слове: Ч или Ц.
Слова: цветы, почки, птенцы, ручьи.
Проверка: дети читают свои записи.
- Молодцы! Справились с заданием!
10. Развитие навыков образования словосочетаний.
Беседа о втором препятствии.
Логопед: - Прочитайте, какое следующее препятствие.
Дети: - “Морские бури ломают птичьи перья, уносят далеко от берега”.
Логопед: - Преодолеем и это препятствие. Составьте словосочетания. Для этого используйте слова первого и второго столбиков. Определите схему словосочетания (устно).
Кузнечики Солнце Разноцветные Чужие |
печёт бабочки стрекочут птенцы |
- Что составляли? (словосочетания.)
11. Развитие зрительной памяти.
Беседа о третьем препятствии.
Дети: - “Перелетные птицы становятся добычей хищников”.
Логопед: - Итак, чтобы этого не случилось, выполним задание. Откройте учебники для чтения по закладке. Прочитайте название рассказа. Знаком ли он вам? О ком говорится в рассказе? Где читали? Найдите и прочитайте, чему учил дедушка мальчика.
Дети: - “Птицу на гнезде нельзя тревожить. Иначе она улетит навсегда”.
Зрительный диктант.
Логопед: - Прочитайте про себя несколько раз и постарайтесь запомнить. (задание дифференцировано).
Запись по памяти.
Проверка по учебнику.
- Молодцы, и в этот раз помогли птицам. Наверное, устали? Давайте отдохнем.
12. Физминутка.
На коротких своих ножках утка ходит по дорожке.
Вперевалочку похаживает, куцым хвостиком помахивает.
Утка плавать мастерица: доберется до водицы,
Ловко лапками гребет, по воде легко плывет.
13. Дифференциация Ч-Ц в тексте. Упражнение в выразительном чтении повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений.
Беседа о четвертом препятствии.
Дети: - “Из-за внезапного холода птицы могут умереть от голода и стужи”.
Объяснение учащимися смысла слов: внезапные, стужа.
а) Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы (задание дифференцировано).
Гра..и вьют гнёзда на деревьях. Весной выводят птен..ов.
Гра..и приносят птен..ам ..ервей.
Какую пользу приносят пти..ы? Они уни..тожают ..ервяков и гусени.. . Берегите пти..!
Проверка: дети читают предложение и поясняют, какую букву вставили.
б) Беседа по содержанию.
Логопед: - Где вьют гнёзда грачи?
- Чем полезны птицы?
- Как надо относиться к птицам?
в) Упражнение в выразительном чтении предложений.
Логопед: - Все ли знаки одинаковы в конце предложений? Какие вы видите знаки?
- Для чего эти знаки? (Чтобы читать выразительно).
- Прочитайте выразительно повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения.
14. Домашнее задание.
Логопед: - Ребята, дома вы попробуйте составить устный рассказ о трудном перелете птиц.
Помогут в этом слова. (таблица)
Чтение про себя.
Чтение вслух.
- Давайте подберем название к будущему рассказу, используя схемы.
- Какое название вам понравилось больше?
Густые туманы | Морские бури | Хищники | Внезапные холода |
теряют дорогу невидимые скалы могут разбиться |
уносят далеко |
добыча | умереть голод |
15. Итог занятия.
Логопед: - Чему научились на занятии?
Дети: - Различать звуки Ч и Ц, писать, читать правильно слова с буквами, обозначающими эти звуки.
Логопед: - Для чего вам это нужно?
- По вашим ответам я поняла, что вы правильно произносите звуки Ч и Ц, различаете буквы Ч и Ц. Надеюсь, верю, что вы будете также правильно говорить, читать и писать и на других уроках.
- Я уверена, что вы никогда не обидите птиц, не бросите их в беде.
Спасибо за работу.