Тема урока: Повторение и обобщение имени прилагательного. Космическое путешествие (урок-игра).
Цели урока: В игровой форме повторить основные сведения по теме “Имя прилагательное”: степени сравнения, их образование, употребление в речи; разряды прилагательных, роль прилагательных в предложении.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в космическое путешествие.
Побываем на разных планетах, расположенных в Галактике "Имя прилагательное".
Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся
на нашем пути, и вернуться на нашу планету” Земля".
2. Старт.
Чтобы старт прошел успешно, нужно показать, что вы достойно подготовились к этому полету. Каждая команда должна ответить на вопросы- правильный ответ и будет вашим разрешением на старт. Любая команда не отправляется в путь без капитана. Кто желает быть капитаном?
(Выбор капитанов. Каждый ряд – это команда)
Задания капитанам:
1 команда. Рассказать, что вы знаете об имени прилагательном.
Каким членом предложения оно может быть? (примеры)
2 команда. Имя прилагательное-это самостоятельная или служебная часть речи?
Какие еще самостоятельные части речи вы знаете? (примеры)
3 команда. Как согласуются прилагательные с существительными в словосочетаниях: замечательный день белый снег
– Капитаны со своими заданиями справились, а как же команды?
(Просклонять в тетрадях и у доски прилагательные: зеленый (лес), темная (ночь), глубокое (озеро)).
3.
С поставленной задачей вы справились.
А вот на пути и первая планета” Степанида". Королева этой планеты очень любит слушать рассказы гостей о том, откуда они прилетели, что видели, что знают. Если королеве понравятся ваши рассказы, то она с радостью укажет нам путь к следующей планете.
1 команда – рассказ о городе. Использовать как можно больше прилагат.
2 команда – рассказ о школе
3 команда – рассказ о классе
(Вспомнить, что такое текст)
4. Разряды прилагательных.
Внимание! внимание! Перед нами неопознанный объект, он передает сигналы СОС!!! Планета просит помощи. В результате воин жители этой планеты забыли ее название и забыли , к какому разряду относятся прилагательные.
Запись на доске или на мультимедио.
Веселые ребята, огромная вселенная, водяные брызги, звериные тропы, трудное путешествие, стальные двери, деревянная кровать, рыбий жир, лебединый пух, птичьи гнезда.
Ваша задача – распределить прилагательные по разрядам (качествен, притяжат, относит.)
Мне кажется, что теперь жители этой планеты вспомнили все о разрядах, но у них есть еще одна просьба: дайте название этой планете.
5.
На уроках мы с вами говорили о том, что притяжательные прилагательные могут употребляться в прямом и переносном значении. И вот мы с вами находимся у планеты” Знатоки”. Мы должны провести расследование и выяснить, когда это происходит (фотографии прилагаются). И задание наше называется “Следствие ведут знатоки" .
6.
Следующая планета, которая нас ждет – это планета” Степени сравнения". Давайте вспомним, какие степени сравнения могут иметь прилагательные. (простая и составная сравнительная и простая и составная превосходная)
Записать в тетради и образовать:
1 команда – простую сравнительную – удобный, хороший, плохой, старый.
2 команда – превосходную простую – сильный, редкий, мелкий. высокий.
3 команда – превосходную составную- богатый, смелый, звонкий.
7. Следующая планета “Незнакомка".
Мы должны к данным прилагательным подобрать существительные (можно устно)
а) высокое, ветвистое – (дерево)
б) трусливый, длинноухий – (заяц)
в) яркое, ослепительное – (солнце)
г) большой, лохматый, белый, северный – (медведь)
д) большой, кирпичный, многоэтажный – (дом)
е) холодный, дождливый – (день) и др.
Придумать аналогичные загадки:
а)++++++++------ кот
б)++++++++------ кактус
в)++++++++------лимон и др.
8. Мы приближаемся к планете” Орфо".
Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы найти обратный путь , необходим справиться с заданием.
Исправь ошибки:
1) Мой друг добр и красивый.
2) Береза более красивее сосны.
3) Это характерные нашему климату растения.
4) Корень учения горек а плот сладок.
5) По птичьему следу неузнаешь, куда птица улитела.
9.
Успешно выполнив все задания, мы возвращаемся на Землю.
Наша речь богата и красива. А как вы думаете, почему в речи часто встречаются прилагательные? Какова их роль?
Молодцы! С заданиями справились все ребята. И завершим урок оценкой, которой вы себя оцениваете.
(У всех на столах лежит оценочный лист: звездочка – отл., квадрат – хор., треугольник – удовл.)
Дети ставят себе оценку и сдают листы учителю.