Урок-проект "Зимний пейзаж"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛЬ: формирование представлений о пейзажной живописи, об использовании художественных средств и приемов при описании природы, привитие эстетического вкуса, развитие речи учащихся, приобщение к миру прекрасного, искусства, воспитание любви к родной природе.

ХОД УРОКА

Слово учителя: Тема урока – “Зимний пейзаж”. Мы сегодня будем защищать свои проекты. Изучая пейзажную живопись русских художников В. Серова, И. Грабаря, Н Крымова, читая прозаические произведения Д. Зуева, Г. Скребицкого, К. Паустовского, М. Пришвина, С. Аксакова, посещая красивые уголки природы школьного двора, у вас сформировалось представление о зимнем пейзаже. Вы подготовили пейзажные зарисовки, мини-сочинения к ним, надеемся, вы постараетесь убедить нас в том, – как прекрасен зимний пейзаж. Перед защитой проекта давайте вспомним:

  • Что такое пейзаж? (пейзаж – это вид какой-нибудь местности, рисунок, картина, изображающая природу).
  • Как можно изобразить пейзаж? (нарисовать, написать).
  • Вспомните, с какими пейзажами великих художников вы познакомились? (мастером пейзажной лирики были В. Серов, И. Грабарь, Н. Крымов. При помощи кисти и красок они старались показать необычность, красоту зимней природы).
  • Чьи репродукции картин представлены на этом экране? (демонстрируются на телевизионном экране репродукции картин, учащиеся называют авторов, смотри Приложение).

Слово учителя: Все они объединены не только одной темой, назовите, какой? (зима), но и идеей (как прекрасна русская зима). Ребята, давайте пофантазируем, еще раз просматривая эти картины, словесно опишем их. Помогайте мне (демонстрируются репродукции картин В. Серова, И.Грабаря).

Вот Владимир Серов рисует зимний вечер, поездку на тройках (на телевизионном экране изображена репродукция картины

В. Серова “Святки. Поездка на тройках”). Глядя на картину, невольно заражаешься этим весельем в святки, кажется, что снег бьет нам по щекам, чувствуется прохладный морозный воздух, слышится ржание лошадей. Кругом огромные бело-голубые сугробы.

Игорь Грабарь изображает чудесный февральский день (демонстрируется репродукция картины И. Грабаря “Февральская лазурь”) В природе творится нечто необычайное. Она празднует какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Все засыпано снегом. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты зимнего пейзажа.

Вспомните, что такое пейзаж (вид определенной местности), так В. Серов демонстрирует нам домик на окраине деревни (на экране появляется репродукция картины В. Серова “Солнечный день”). Пусть он небольшой, сероватого цвета. Его украшают белоснежные сугробы, стройные стволы высоких берез, убеленных серебристым инеем. Видны чьи-то следы. Кругом тишина. Так и хочется погреться в этом уютном сельском домике. Еще бы, потрескивают дрова в печи, пахнет свежим хлебом, молоком.

А в заснеженном саду царствуют безмолвные деревья (представляется репродукция картины В. Серова “Заснеженный сад”). Вечереет, посерели холодные серые стволы осин. Снежный покров не тронут, наверное, выпал только что снег. Все в природе отдыхает: круглый стол, лавочка. Им тепло, уютно, никто не тревожит. Какое великолепие и спокойствие.

Красив зимний пейзаж (на экране появляется зимний пейзаж В. Серова “Зима. Сараи”). Даже жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв, старые заброшенные сараи красуются новым роскошным белоснежным одеянием. Все обыкновенное, неприглядное становится необычным, таинственным, красивым.

  • Что происходит с нашими чувствами, когда видим пейзаж? (пейзаж вызывает радостное чувство, отвлекает от неприятностей, успокаивает и даже лечит, на душе становится спокойно, умиротворенно).
  • А теперь погорим о пейзаже, изображенном в литературном произведении. Что такое пейзаж? (пейзаж – это словесное описание природы и местности, на фоне которой происходят изображаемые события. Вашему вниманию предлагались отрывки из произведений Д. Зуева, Г. Скребицкого, К. Паустовского, М. Пришвина, С. Аксакова. Мы не только их читали, учили наизусть, восхищались яркой, образной речью писателей, но пытались вместе с учителем рисования изобразить эти зимние пейзажи. Сейчас постараемся вспомнить художественные строки авторов. Я буду показывать картины, подготовленные учителем рисования, а вы постарайтесь вспомнить автора и отрывок его произведения (демонстрируются картина, подготовленные учителем рисования к отрывкам произведений Д.Зуева, М. Пришвина, К. Паустовского, Г Скребицкого, зачитываются тексты к картинам).

Приложение