Урок технологии на тему "Определение глубины резания по лимбу и проверка токарно-винторезного станка на точность обработки"

Разделы: Технология


Дидактические цели:

  • Создать условия для формирования понятий режимов резания при точении на уровне понимания.
  • Развитие наглядно-действенного мышления и моторных навыков (точности и скорости движения), умений учебного труда (наблюдательности и самоконтроля), совершенствование личностных качеств (добросовестности, самостоятельности, комуникативности).

Тип занятия: комбинированный.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Время проведения: 90 минут.

Форма: парно-групповая.

Наглядность и оборудование: станки ТВ-4, ТВ-6, ТВ-7, справочные таблицы, технические сведения, штангенциркули, микрометры, цилиндрические заготовки.

Организационно-методические советы:

При недостатке токарных станков данную работу можно проводить по скользящему графику на основе заранее подготовленного учителем описания занятия, где должны быть приведены основные технические сведения и порядок выполнения работы. Можно отметить, что этой работой завершается цикл работ по изучению основных приёмов токарной обработки металла. Это занятие построено так, чтобы закрепить и обобщить основные сведения, уже известные учащимся с 7-го класса, сформировать некоторые новые понятия, которые не могли быть усвоены всеми школьниками в силу сложности их содержания. При проведении работы желательно (но не обязательно) использовать новый измерительный инструмент (микрометр), применение которого даёт более высокий качественный уровень выполнения токарных работ. В ходе выполнения работы учащиеся сделают вывод о техническом состоянии каждого станка, что является интересным не только для них, но и для учителя.

Ход занятия

Структура занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Целеполагание и мотивация. Поясняет, что в процессе урока учащиеся могут научиться более эффективным приёмам токарной обработки, получить необходимые навыки точных измерений и испытать станок на точность обработки детали. Формулируют (под руководством учителя) цели урока и записывают их в тетрадь.
2.Актуализация знаний. Предлагает учащимся проблемную ситуацию: При изготовлении деталей повышенной точности на токарном станке можно пользоваться разными способами, но даже правильные приёмы работы не могут гарантировать положительного результата. Почему? В ходе обсуждения проблемной ситуации учащиеся выясняют, что на результаты работы влияют: правильное пользование измерительными инструментами, последовательность трудовых действий и физическое состояние станка и его механизмов.
3. Изучение нового материала. Предлагает самостоятельную работу по обобщению и изучению способов установки глубины срезаемой стружки (приложение 1). Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует, направляет их деятельность, предлагает дополнительные источники информации. Изучают подробные технические сведения (приложение 1) и отвечают на вопросы: Что такое глубина резания? Какой недостаток в работе имеет метод снятия пробных стружек?
4.Промежуточный контроль Проверяет правильность усвоения терминов и демонстрирует технические сведения на доске. Взаимопроверка и самоконтроль
5.Практическая работа. 1.Предлагает выполнить практическую работу и проанализировать её результаты

2.Проводит вводный инструктаж на рабочем месте с показом последовательности приёмов работы.

3. Наблюдает за деятельностью учащихся, организует своевременную помощь.

4. Предлагает подготовиться к ответам на вопросы по изученному материалу.

1. Изучают порядок выполнения работы (приложение 2)

2.Наблюдают за деятельностью учителя, задают вопросы.

3.Выполняют практическую работу, обсуждают результаты в группе, делают выводы.

4.Отвечают на контрольные вопросы.

6. Подведение итогов работы. Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на занятии. Определяют результаты своей работы, ориентируясь на заданные цели.

Приложение 3