Дидактические цели:
- Создать условия для формирования понятий режимов резания при точении на уровне понимания.
- Развитие наглядно-действенного мышления и моторных навыков (точности и скорости движения), умений учебного труда (наблюдательности и самоконтроля), совершенствование личностных качеств (добросовестности, самостоятельности, комуникативности).
Тип занятия: комбинированный.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Время проведения: 90 минут.
Форма: парно-групповая.
Наглядность и оборудование: станки ТВ-4, ТВ-6, ТВ-7, справочные таблицы, технические сведения, штангенциркули, микрометры, цилиндрические заготовки.
Организационно-методические советы:
При недостатке токарных станков данную работу можно проводить по скользящему графику на основе заранее подготовленного учителем описания занятия, где должны быть приведены основные технические сведения и порядок выполнения работы. Можно отметить, что этой работой завершается цикл работ по изучению основных приёмов токарной обработки металла. Это занятие построено так, чтобы закрепить и обобщить основные сведения, уже известные учащимся с 7-го класса, сформировать некоторые новые понятия, которые не могли быть усвоены всеми школьниками в силу сложности их содержания. При проведении работы желательно (но не обязательно) использовать новый измерительный инструмент (микрометр), применение которого даёт более высокий качественный уровень выполнения токарных работ. В ходе выполнения работы учащиеся сделают вывод о техническом состоянии каждого станка, что является интересным не только для них, но и для учителя.
Ход занятия
Структура занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Целеполагание и мотивация. | Поясняет, что в процессе урока учащиеся могут научиться более эффективным приёмам токарной обработки, получить необходимые навыки точных измерений и испытать станок на точность обработки детали. | Формулируют (под руководством учителя) цели урока и записывают их в тетрадь. |
2.Актуализация знаний. | Предлагает учащимся проблемную ситуацию: При изготовлении деталей повышенной точности на токарном станке можно пользоваться разными способами, но даже правильные приёмы работы не могут гарантировать положительного результата. Почему? | В ходе обсуждения проблемной ситуации учащиеся выясняют, что на результаты работы влияют: правильное пользование измерительными инструментами, последовательность трудовых действий и физическое состояние станка и его механизмов. |
3. Изучение нового материала. | Предлагает самостоятельную работу по обобщению и изучению способов установки глубины срезаемой стружки (приложение 1). Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует, направляет их деятельность, предлагает дополнительные источники информации. | Изучают подробные технические сведения (приложение 1) и отвечают на вопросы: Что такое глубина резания? Какой недостаток в работе имеет метод снятия пробных стружек? |
4.Промежуточный контроль | Проверяет правильность усвоения терминов и демонстрирует технические сведения на доске. | Взаимопроверка и самоконтроль |
5.Практическая работа. | 1.Предлагает выполнить практическую
работу и проанализировать её результаты 2.Проводит вводный инструктаж на рабочем месте с показом последовательности приёмов работы. 3. Наблюдает за деятельностью учащихся, организует своевременную помощь. 4. Предлагает подготовиться к ответам на вопросы по изученному материалу. |
1. Изучают порядок выполнения работы (приложение 2) 2.Наблюдают за деятельностью учителя, задают вопросы. 3.Выполняют практическую работу, обсуждают результаты в группе, делают выводы. 4.Отвечают на контрольные вопросы. |
6. Подведение итогов работы. | Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на занятии. | Определяют результаты своей работы, ориентируясь на заданные цели. |