Звучит музыкальное вступление в исполнении ансамбля русских народных инструментов: Тамарин “Музыкальный привет”.
Ведущий:
Проказница-Мартышка,
Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка –
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет,
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел: - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем”.
Послушались Осла; уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему;
Чтоб их решить сомненье:
“Пожалуй, - говорят: - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!” -
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей: -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”
Давайте подумаем, почему Соловей так ответил героям басни?
Что нужно уметь, чтобы быть музыкантом? Сегодня мы попробуем определить эти умения. Где можно услышать музыку?
Чуткое ухо слышит музыку и в голосах птиц, и в шуме деревьев, которые раскачивает ветер, и в волнах, набегающих на берег, и в каплях дождя, когда неторопливый, он звенит и стучит по стеклам окон.
На свете много вещей, которые человек непременно должен почувствовать сам. Вкус пищи, запах цветка, цвет неба. И звучание. А музыка – это сплошные звуки. Ничего, кроме звуков. Музыку надо уметь слушать.
Сейчас я вас научу слушать тишину. Сядем удобно, почувствуем спинку стула, поставим ноги устойчиво на пол, положим руки на колени, закроем глаза и попробуем услышать тишину. А теперь внимательно послушаем музыку.
Музыкальный номер в исполнении ансамбля русских народных инструментов: Бугушевский “Цыганская пляска”.
Ведущий:
Итак, первое умение – умение слушать!
Мелодия – душа музыки. Она полно раскрывает эмоциональное содержание произведения. Она может выразить и задушевную грусть, и печальные раздумья. У каждого человека есть слух! Но что такое музыкальный слух? Это слух, который умеет различать язык музыки, то есть слышать из чего состоит музыкальное произведение.
Даже незначительные изменения создают особенности мелодии, резко меняют ее. Она может быть стремительная и полетная, прерывистая и угловатая, задорная и игривая.
А наше второе умение – услышать и определить характер, настроение мелодии.
Музыкальный номер в исполнении ансамбля русских народных инструментов: Хромушин “Интерлюд”.
Ведущий:
В музыке почти всегда мелодию сопровождают и другие звуки, которые мы слышим одновременно с ней. То, что звучит вместе с мелодией, называют гармоническим сопровождением, или гармонией.
Великий русский композитор М.И.Глинка сказал так: “Дело гармонии дорисовывать слушателям те черты, которых нет, и не может быть в мелодии”. Гармония – одно из выразительных средств в музыке, это голоса и аккорды, они составляют с мелодией не только одно целое, но поддерживают, дополняют и украшают ее звучание. Гармония ярко подчеркивает окраску лада. Если это мажор, то мелодия поддерживается светлой, яркой, теплой, солнечной гармонией.
Музыкальный пример: гармоническая последовательность в мажоре.
Ведущий:
В миноре гармония помогает мелодии звучать печально, грустно и задумчиво. А мы стараемся услышать не только мелодию, но и ее окружение, состоящее из множества звуков. Это умение развивает гармоническое слуховое восприятие.
Музыкальный пример: гармоническая последовательность в миноре.
Ведущий:
Первую в мире мелодию воспроизвел человеческий голос. А сопровождал человек звуки различной длительности либо хлопками в ладоши, либо притопыванием. То есть подчеркивая ритмическую структуру, или ритм. Разнообразный развитый ритмический рисунок придает мелодии выразительность, характер, колорит и делает ее неповторимой. Особенно яркие примеры можно найти в танцевальной музыке. Итак, проверяем следующее умение – чувствовать ритм.
Музыкальный пример в исполнении ансамбля русских народных инструментов: пасадобль (ритмический рисунок подчеркивается игрой на костаньетах).
Ведущий:
У каждого человека есть сердце. Его удары – пульс. Пульс есть и в музыке, он может биться то на счет “два”, то на “три”, то на “четыре”.
Звуки мелодии чередуются по силе и слабости, по тяжести и легкости. Это музыкальный размер. Все отлично знают, как удобно и легко шагается в ритме марша. А что такое марш? Эту музыку мы слышим постоянно. Марши бывают самые разные, на все случаи жизни: военные, кавалерийские, парадные, спортивные, траурные, свадебные, торжественные. В ритме марша пишутся гимны.
Музыкальный пример в исполнении ансамбля народных инструментов: Петров “Гусарский марш”. Вместе с музыкальным размером двигаемся под пульс марша (маршируют все).
Ведущий:
Вот идет человек. Сначала очень медленно, еле плетется. Но постепенно он ускоряет свою ходьбу. Быстрый шаг переходит в бег, потом он бежит во всю прыть. Мы можем менять скорость своего передвижения, менять темп. В музыке темп тесно связан с характером и содержанием произведения. А что должен уметь слушатель? Чувствовать и рисовать картины из звуков, то есть обладать развитым воображением и фантазией. И, конечно же, предугадывать. Как нужно исполнять колыбельную песню?
Музыкальный пример в исполнении дуэта баянистов: Моцарт “Колыбельная”.
Ведущий:
А вот яркий, зажигательный, веселый танец должен исполняться в быстром темпе.
Музыкальный пример в исполнении дуэта балалаечников: Камалдинов “Плясовая”.
Ведущий:
А теперь вспомним один из жарких дней лета. Внезапно наступает напряженная тишина. Не шелохнутся деревья. Но вот раздались первые раскаты грома. Будто где-то в невидимом оркестре еле-еле зарокотали литавры. А туча все надвигается. Все слышнее раскаты грома. И вдруг ослепительным зигзагом небосвод прорезает молния. Потом налетает шквалистый ветер, льет дождь, и уже во всю силу грянул гром. Это момент наивысшего напряжения грозы. А затем все идет на спад. Туча уползает, открывая синеву неба.
В музыке усиление и уменьшение звука называют динамикой. Она может быстро меняться или постепенно нарастать, подготавливая слушателя. Но чтобы лучше прочувствовать ее смену, вы сейчас побудете исполнителями. От вас потребуется не только умение петь, но и внимание. Палочка вверху – поем громко, внизу – поем тихо.
Исполнение песни Шаинского “Вместе весело шагать по просторам”.
Ведущий:
Все музыкальные произведения сегодня вы слушаете в исполнении ансамбля народных инструментов. Что такое ансамбль? На каких инструментах играют исполнители? Сейчас мы с вами попробуем изобразить игру на этих инструментах. Это будет игра-молчанка. Работают только руки (игра проводится под аккомпанемент ансамбля русских народных инструментов, в исполнении которого звучит русская народная песня “Валенки” в обработке Широкова).
Ведущий:
Итак, музыканты должны уметь работать руками, делать точные и правильные движения.
У каждого из этих инструментов свой
неповторимый голос-тембр: звонкий и задиристый
звук балалайки сменяет напевная нежная мелодия
домр,
яркой россыпью звуков вступают баяны, устойчиво
и сдержанно звучит балалайка. А слух, который
умеет отличать все эти звуки, называется
тембральный.
Музыкальный пример в исполнении ансамбля русских народных инструментов: Новиков “Карнавал”.
Ведущий:
Давайте повторим умения, необходимые музыкантам и слушателям:
- слушать;
- определять характер;
- чувствовать ритм;
- рисовать картины;
- делать движения;
- различать тембр.
Все это может делать любой человек, но чтобы добиться хороших результатов, нужно много работать над собой, развивать все эти умения. А для этого требуется большое терпение и трудолюбие. Сейчас потренируем наше терпение, используя все ваши умения и внимание слушать.
Музыкальный пример в исполнении ансамбля русских народных инструментов: Якушенко “Деревенские музыканты”.
Ведущий:
На этом наша встреча подошла к концу. Будем рады видеть вас в гостях у музыки.