Раздел программы: Информация. Двоичное кодирование информации.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: учебно-исследовательская работа.
Технология: исследовательская.
Формы учебной деятельности учащихся
- по способу проведения урока: учебно-исследовательская работа;
- по основным этапам учебного процесса: установление законов и правил.
Методы обучения:
- общие: исследовательский;
- частные: эксперимент, сравнение, обобщение.
Время проведения: завершение темы “Двоичное кодирование информации”.
Оборудование: компьютеры, наушники, микрофон, колонки, бланки оформления учебно-исследовательской работы, раздаточный материал с теоретическими сведениями по изучаемой теме; бланки для оформления учебно-исследовательской работы; тексты, которые будут записываться учащимися при помощи приложения Звукозапись. На компьютерах установлена операционная система Windows 2000, XP.
Цели урока:
- Формирование представления о временной дискретизации звука, качестве двоичного кодирования звука.
- Формирование умения оценивать информационный объем аудиофайла; записывать звук с помощью компьютера, сохранять его в звуковых файлах в формате WAV, воспроизводить; использовать приобретенные умения в практической и повседневной жизни.
- Развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий.
- Воспитание избирательного отношения к полученной информации.
- Активизация навыков групповой работы.
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
- Формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.
- Связь информатики с повседневной жизнью, другими предметами (физика, музыка).
- Развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач практической направленности.
- Контроль уровня усвоения учащимися программного материала.
Задачи урока:
- Учебная: познакомиться с понятием временной дискретизации звука, установить зависимость между качеством кодирования звука, глубиной кодирования и частотой дискретизации; уметь оценивать информационный объем аудиофайла; записывать звук с помощью компьютера, сохранять его в звуковых файлах в формате WAV, воспроизводить.
- Воспитательная: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
- Развивающая : развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач в практической и повседневной жизни.
- Познавательная: знакомство с компьютерными технологиями, повышение интереса к занятиям информатикой.
Подготовительный этап:
Учащиеся делятся на группы (по 4 человека в группе). В группах распределяются функции между учащимися: организатор, спикер, хранитель времени, секретарь. Необходимо заготовить раздаточный материал с теоретическими сведениями по изучаемой теме, бланки для оформления учебно-исследовательской работы, тексты, которые будут записываться учащимися при помощи приложения Звукозапись, тестовую проверочную работу.
План урока
№ п/п |
Содержание этапов урока |
Виды и формы работы |
Хронометраж времени |
1. |
Организационная ситуация. | Приветствие. | 1 мин. |
2. |
Мотивационное начало урока. | Постановка цели урока, плана урока. | 3 мин. |
3. |
Изучение нового материала. | Работа в группах. Составление опорного конспекта. | 20 мин. |
4. |
Выполнение исследовательских заданий. | Работа в группах. Проведение эксперимента. Анализ полученных результатов. | 25 мин. |
5. |
Подведение итогов работы в группах. | Защита исследовательских заданий. Оценка работы группы и каждого учащегося. | 20 мин. |
6. |
Контроль уровня усвоения программного материала. | Тестовая проверочная работа. | 7 мин. |
7. |
Домашнее задание. | Комментарий учителя к выполнению домашнего задания. | 2 мин. |
8. |
Подведение итогов урока. | Выводы. Заключительное слово учителя. | 2 мин. |
Итого |
80 минут |
Ход урока
Тема нашего урока – “Двоичное кодирование звуковой информации”. Сегодня мы познакомимся с понятием временной дискретизации звука, установим экспериментальным путем зависимость между качеством кодирования звука, глубиной кодирования и частотой дискретизации; научимся оценивать информационный объем аудиофайла; записывать звук с помощью компьютера, сохранять его в звуковых файлах в формате WAV и воспроизводить. План урока …
Работа учащихся в группах по изучаемой теме с выделением главных понятий и зависимостей. Составление опорного конспекта (теоретическая основа урока – в Приложении 1).
Бланк № 1
Бланк опорного конспекта
1. Тема
___________________________________________________________________________
2. Основные понятия
____________________________________________________________________________
3. Формулы
____________________________________________________________________________
4.Примеры
____________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
- Что представляет собой временнaя дискретизация звука?
- Чем заменяется непрерывный звуковой сигнал при двоичном кодировании?
- От чего зависит качество двоичного кодирования?
- Какие значения может принимать частота дискретизации, глубина звука?
- Какие существуют режимы записи звуковых файлов в приложении Звукозапись?
4. Выполнение исследовательских заданий.
Группы № 1 - 4. Установить зависимость между качеством двоичного кодирования звука и информационным объемом аудиофайла для звуковой информации различного содержания (монологическая речь, диалогическая речь, стихотворение, песня); зависимость между информационным объемом файла и режимом записи (моно, стерео).
Тексты для записи аудиофайлов:
1. Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слова не сказал.
(Саади)
2. Во поле березка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
3. - Что трудно?
- Познать самого себя.
- Что легко?
- Давать советы другим.
(Фалес)
4. Гибкость ума может заменить красоту.
(Стендаль)
Бланк № 2
Учебно-исследовательское задание
Гипотеза. Информационный объем аудиофайла зависит от качества двоичного кодирования звука, режима записи и не зависит от содержания.
Задача. Установить зависимость между качеством двоичного кодирования звука и информационным объемом аудиофайла для звуковой информации различного содержания (монологическая речь, диалогическая речь, стихотворение, песня); зависимость между информационным объемом файла и режимом записи (моно-, стерео-).
Метод исследования: эксперимент.
Выполнение задания
- Записываемый текст
- Результаты, полученные в ходе эксперимента:
- Выводы
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
№ п/п |
“Глубина” кодирования |
Частота дискретизации |
Режим записи |
Информационный объем |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
Инструкция № 1
для выполнения исследовательского задания
1. Запишите звуковой файл:
- "глубина" кодирования 8 бит, частота дискретизации 8 кГц, монорежим;
- "глубина" кодирования 16 бит, частота дискретизации 24 кГц, стереорежим;
- "глубина" кодирования 16 бит, частота дискретизации 48 кГц, монорежим;
- "глубина" кодирования 16 бит, частота дискретизации 48 кГц, стереорежим.
2. Воспроизведите аудиофайл.
3. Сравните его информационный объем с качеством звучания.
4. Сравнить информационные объемы файлов, записанных с одинаковой “глубиной” кодирования, частотой дискретизации в различных режимах записи.
5. Сделайте выводы.
Запись звукового файла с помощью стандартного приложения Звукозапись. | ||
1 |
Ввести команду [Программы-Стандартные-Развлечения-Звукозапись]. | |
2 |
В появившемся окне приложения Звук - Звукозапись ввести команду [Файл-Свойства]. | |
3 |
На появившейся диалоговой панели Свойства: Звук щелкнуть по кнопке Преобразовать. | |
4 |
На появившемся диалоговом окне Выбор
звука с помощью раскрывающегося списка Формат:
выбрать стандартный формат PCM. В раскрывающемся списке Атрибуты: выбрать качество дискретизации, например, 8 000 Гц; 8 бит; Моно. |
|
5 |
Запишите звуковой файл с выбранным качеством, сохраните его [Файл –Сохранить как] в папке Мои документы – Моя музыка – 10 класс – Группа № __ с именем N1. | |
6 |
Повторить действия 1-5 для других атрибутов (имена файлов соответственно N2, N3, N4). | |
Воспроизведение и оценка информационного объема аудиофайла. | ||
1 |
Ввести команду [Мои документы – Моя музыка – 10 класс – Группа № _-N1]. | |
2 |
Кликнуть правой кнопкой мыши по нужному аудиофайлу, из раскрывшегося меню выбрать Воспроизвести. | |
3 |
Кликнуть правой кнопкой мыши по нужному аудиофайлу, из раскрывшегося меню выбрать Свойства. Записать размер файла. |
5. Подведение итогов работы в группах.
Каждая группа демонстрирует записанные аудиофайлы, анализирует полученные в ходе эксперимента результаты.
Инструкция № 2
для подведения итогов работы в группах
- Заполнить бланк № 2.
- Воспроизвести аудиофайлы через колонки.
- Сделать выводы.
6. Контроль уровня усвоения программного материала.
Тест
1. При частоте дискретизации 8 кГц качество дискретизированного звукового сигнала соответствует:а) качеству звучания аудио-CD;
б) качеству радиотрансляции;
в) среднему качеству.
2. В каком формате сохраняются звуковые файлы:
а) DOC;
б) WAV;
в) BMP.
3. Качество кодирования непрерывного звукового сигнала зависит:
а) от частоты дискретизации и глубины кодирования;
б) от глубины цвета и разрешающей способности монитора;
в) от международного стандарта кодирования.
4. Два звуковых файла записаны с одинаковой
частотой дискретизации и глубиной кодирования.
Информационный объем файла, записанного в
стереорежиме, больше информационного объема
файла, записанного в монорежиме:
а) в 4 раза;
б) объемы одинаковые;
в) в 2 раза.
5. Стандартное приложение Звукозапись позволяет:
а) записывать, сохранять звуковые файлы;
б) записывать, воспроизводить, редактировать звуковые файлы;
в) записывать, редактировать, микшировать, воспроизводить звуковые
файлы.
Ключ к тесту:
Задание № 1 |
Задание № 2 |
Задание № 3 |
Задание № 4 |
Задание № 5 |
б |
б |
а |
в |
в |
- Домашнее задание.
Вычислить информационные объемы записанных на уроке аудиофайлов и сравнить их с объемами, полученными экспериментальным путем.