Интегрированный урок по окружающему миру и трудовому обучению на тему "Аквариум – маленькая искусственная экосистема" (программа "Школа 2100"). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

1.Познакомить учащихся с обитателями аквариума ( расширить и углубить знания по данной теме). Учить выделять элементы экосистемы на примере представителей аквариума. Научить поддерживать экосистему аквариума. Повторить свойства квадрата и приёмы оригами. Научить складывать рыбку.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Мелкую моторику пальцев, речь. Расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать аккуратность, ответственность, умение слушать товарищей, чувство
прекрасного.

Оборудование:

-схемы экосистем поля и озера;

-физическая карта мира;

-иллюстрации аквариумных рыбок;

- модели аквариумов (сделаны учащимися заранее на уроках трудового обучения), цветная бумага, ножницы, клей;

-схема выполнения оригами;

- кроссворды (3 экземпляра).

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

  • У: Сегодня мы познакомимся с ещё одной экосистемой. Что такое экосистема?

Д: Это то место на земле, где животные и растения чувствуют себя как дома.

У: На какие группы делятся экосистемы?

Д: Замкнутые и незамкнутые.

У: Каких участников экосистемы вы знаете?

Д: Производители, потребители, разрушители.

  • Работа в парах: ( по вариантам, взаимопроверка).

Покажите взаимосвязь компонентов экосистемы: 1 вариант - поля, 2 вариант - озера.

Карточки:

1 вариант 2 вариант

производители разрушители едоки мусорщики

потребители кормильцы

У: Выберите пары слов синонимов.

Д: Производители-кормильцы, разрушители-мусорщики, потребители-едоки.

  • Сравнение экосистем.

У: Чем экосистема поля отличается от других экосистем?

Д: Она искусственная.

У: Что значит искусственная?

Д: Создана человеком, и он принимает участие в работе экосистемы: мусорщики и едоки.

У: С какой экосистемы мы начали знакомство с ними?

Д: С экосистемы озера.

3.Совместное открытие новых знаний.

  • У: Как вы считаете, почему мы повторили именно эти экосистемы?

Д: Познакомимся с экосистемой, похожей на ту и на другую.

У: Кто знает, какая это экосистема?

Д: Это экосистема – аквариум.

У: Чем они схожи?

Д: С полем обе искусственные, с озером - участниками экосистемы.

У: Чем отличаются экосистемы озера и аквариума

Д: Размерами.

У: Сегодня мы не только познакомимся с представителями данной экосистемы, но и сделаем

свой маленький аквариум, точнее запустим туда обитателей.

У: Что является основой для аквариума?

Д: Вода.

У: Можно ли сразу, после того как налили воду, запускать рыбок?

Д: Нет, вода должна отстояться 2-3 дня, чтобы исчезли запахи. Затем воду сливают, насыпают песок, ракушки, камешки и снова наливают.

У: Кого поместим в аквариум?

Д: Рыбок.

У: Какая роль отводится в этой экосистеме рыбкам?

Д: Потребители, едоки.

  • Работа по учебнику. Стр. 60.

У: Прочитайте диалог Лены и Миши и выполните задания № 1 и2.

( Самопроверка – плакат с правильными ответами).

  • Физминутка:

Рыбки плавали, плескались

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

  • У: Давайте подробнее познакомимся с представителями потребителей и посмотрим, с какого материка они к нам попали. Для этого вспомним, что такое материк и сколько их?

Д: Часть света, омываемая со всех сторон водой, их 6.

У: Сколько океанов и какие?

Д: 4 океана.

Учащиеся выходят к карте и показывают материки и океаны.

Доклады об аквариумных рыбках. (Дети выходят к доске, рассказывают и прикалывают рыбку на карте в том месте, откуда она родом первоначально). Приложение № 1.

  • Заполнение аквариума.

У: Выполнять работу мы будем в технике оригами. Что это за техника?

Д: Техника складывания.

У: Какая фигура является основой для большинства поделок?

Д: Квадрат.

У: Что такое квадрат?

Д: Прямоугольник, у которого все стороны равны, а углы прямые.

У: Что вы знаете о диагоналях квадрата?

Д: Диагонали делятся точкой пересечения пополам.

Выполнение работы (одну под руководством учителя, 2 – 3 самостоятельно, во время выполнения работы звучит музыка – шум воды).

  • У: Полная или нет будет наша экосистема?

Д: Нет.

У: Представителей какой профессии там не хватает?

Д: Мусорщиков или разрушителей.

У: Прочитайте о них в учебнике на стр. 62.

У: Может ли данная экосистема обойтись без помощи человека?

Д: Нет.

У: Давайте выведем правила заполнения аквариума:

  • Менять воду, чистить аквариум.
  • Делать подсветку.
  • Следить за температурой воды в аквариуме.
  • Кормить рыбок.
  • Проводить сортировку.

4.Закрепление полученных знаний.

  • Учащиеся по рядам заполняют кроссворд.

 1.Р А К

2.С О М И К

3. В О Д А

4. К А Р А С Ь

5. Р А К У Ш К И

6. Г У П П И

7. Б А Р Б У С

8. М Е Ч Е Н О С Е Ц

1. Мусорщик в аквариуме.

2.Мелкая рыба с длинными усами.

3. Основное составляющее аквариума, которое надо менять.

4. Предок золотой рыбки.

5. Что можно положить в аквариум на дно?

6. Рыбка, в названии которой две п.

7. Рыбка, похожая на серого карася.

8. Рыбка, на хвосте которой есть шип.

5.Итог урока.

У: С какой экосистемой мы сегодня познакомились?

Д: Мы познакомились с искусственной экосистемой – аквариумом.

У: Почему данная экосистема искусственная?

Д: Она создана и поддерживается человеком.

У: Кто является основными обитателями аквариума?

Д: Рыбки – основные обитатели аквариума.

У: Кому из вас захотелось завести дома аквариум?

6. Домашнее задание.

Учебник А. А. Вахрушева “Окружающий мир. 3 класс. Обитатели Земли. Ч.1”, стр. 60 – 62 пересказ, задания № 4, 5.

7. Рефлексия.

У: Сейчас мы с вами заполним аквариум (аквариум нарисован на ватмане).

У каждого из вас на парте лежит рыбка, вы можете раскрасить её одним из трёх цветов:

  • красный – было интересно и узнали на уроке что-то новое;
  • жёлтый – было интересно, но нового ничего не узнали;
  • коричневый – было неинтересно.