Цели:
1.Познакомить учащихся с обитателями аквариума ( расширить и углубить знания по данной теме). Учить выделять элементы экосистемы на примере представителей аквариума. Научить поддерживать экосистему аквариума. Повторить свойства квадрата и приёмы оригами. Научить складывать рыбку.
2. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Мелкую моторику пальцев, речь. Расширять кругозор учащихся.3. Воспитывать аккуратность, ответственность, умение слушать товарищей, чувство
прекрасного.
Оборудование:
-схемы экосистем поля и озера;
-физическая карта мира;
-иллюстрации аквариумных рыбок;
- модели аквариумов (сделаны учащимися заранее на уроках трудового обучения), цветная бумага, ножницы, клей;
-схема выполнения оригами;
- кроссворды (3 экземпляра).
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.
- У: Сегодня мы познакомимся с ещё одной экосистемой. Что такое экосистема?
Д: Это то место на земле, где животные и растения чувствуют себя как дома.
У: На какие группы делятся экосистемы?
Д: Замкнутые и незамкнутые.
У: Каких участников экосистемы вы знаете?
Д: Производители, потребители, разрушители.
- Работа в парах: ( по вариантам, взаимопроверка).
Покажите взаимосвязь компонентов экосистемы: 1 вариант - поля, 2 вариант - озера.
Карточки:
1 вариант 2 вариант
производители разрушители едоки мусорщики
потребители кормильцы
У: Выберите пары слов синонимов.
Д: Производители-кормильцы, разрушители-мусорщики, потребители-едоки.
- Сравнение экосистем.
У: Чем экосистема поля отличается от других экосистем?
Д: Она искусственная.
У: Что значит искусственная?
Д: Создана человеком, и он принимает участие в работе экосистемы: мусорщики и едоки.
У: С какой экосистемы мы начали знакомство с ними?
Д: С экосистемы озера.
3.Совместное открытие новых знаний.
- У: Как вы считаете, почему мы повторили именно эти экосистемы?
Д: Познакомимся с экосистемой, похожей на ту и на другую.
У: Кто знает, какая это экосистема?
Д: Это экосистема – аквариум.
У: Чем они схожи?
Д: С полем обе искусственные, с озером - участниками экосистемы.
У: Чем отличаются экосистемы озера и аквариума
Д: Размерами.
У: Сегодня мы не только познакомимся с представителями данной экосистемы, но и сделаем
свой маленький аквариум, точнее запустим туда обитателей.
У: Что является основой для аквариума?
Д: Вода.
У: Можно ли сразу, после того как налили воду, запускать рыбок?
Д: Нет, вода должна отстояться 2-3 дня, чтобы исчезли запахи. Затем воду сливают, насыпают песок, ракушки, камешки и снова наливают.
У: Кого поместим в аквариум?
Д: Рыбок.
У: Какая роль отводится в этой экосистеме рыбкам?
Д: Потребители, едоки.
- Работа по учебнику. Стр. 60.
У: Прочитайте диалог Лены и Миши и выполните задания № 1 и2.
( Самопроверка – плакат с правильными ответами).
- Физминутка:
Рыбки плавали, плескались
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- У: Давайте подробнее познакомимся с представителями потребителей и посмотрим, с какого материка они к нам попали. Для этого вспомним, что такое материк и сколько их?
Д: Часть света, омываемая со всех сторон водой, их 6.
У: Сколько океанов и какие?
Д: 4 океана.
Учащиеся выходят к карте и показывают материки и океаны.
Доклады об аквариумных рыбках. (Дети выходят к доске, рассказывают и прикалывают рыбку на карте в том месте, откуда она родом первоначально). Приложение № 1.
- Заполнение аквариума.
У: Выполнять работу мы будем в технике оригами. Что это за техника?
Д: Техника складывания.
У: Какая фигура является основой для большинства поделок?
Д: Квадрат.
У: Что такое квадрат?
Д: Прямоугольник, у которого все стороны равны, а углы прямые.
У: Что вы знаете о диагоналях квадрата?
Д: Диагонали делятся точкой пересечения пополам.
Выполнение работы (одну под руководством учителя, 2 – 3 самостоятельно, во время выполнения работы звучит музыка – шум воды).
- У: Полная или нет будет наша экосистема?
Д: Нет.
У: Представителей какой профессии там не хватает?
Д: Мусорщиков или разрушителей.
У: Прочитайте о них в учебнике на стр. 62.
У: Может ли данная экосистема обойтись без помощи человека?
Д: Нет.
У: Давайте выведем правила заполнения аквариума:
- Менять воду, чистить аквариум.
- Делать подсветку.
- Следить за температурой воды в аквариуме.
- Кормить рыбок.
- Проводить сортировку.
4.Закрепление полученных знаний.
- Учащиеся по рядам заполняют кроссворд.
1.Р А К
2.С О М И К
3. В О Д А
4. К А Р А С Ь
5. Р А К У Ш К И
6. Г У П П И
7. Б А Р Б У С
8. М Е Ч Е Н О С Е Ц
1. Мусорщик в аквариуме.
2.Мелкая рыба с длинными усами.
3. Основное составляющее аквариума, которое надо менять.
4. Предок золотой рыбки.
5. Что можно положить в аквариум на дно?
6. Рыбка, в названии которой две п.
7. Рыбка, похожая на серого карася.
8. Рыбка, на хвосте которой есть шип.
5.Итог урока.
У: С какой экосистемой мы сегодня познакомились?
Д: Мы познакомились с искусственной экосистемой – аквариумом.
У: Почему данная экосистема искусственная?
Д: Она создана и поддерживается человеком.
У: Кто является основными обитателями аквариума?
Д: Рыбки – основные обитатели аквариума.
У: Кому из вас захотелось завести дома аквариум?
6. Домашнее задание.
Учебник А. А. Вахрушева “Окружающий мир. 3 класс. Обитатели Земли. Ч.1”, стр. 60 – 62 пересказ, задания № 4, 5.
7. Рефлексия.
У: Сейчас мы с вами заполним аквариум (аквариум нарисован на ватмане).
У каждого из вас на парте лежит рыбка, вы можете раскрасить её одним из трёх цветов:
- красный – было интересно и узнали на уроке что-то новое;
- жёлтый – было интересно, но нового ничего не узнали;
- коричневый – было неинтересно.