Задачи:
- Познакомить с новой функцией мягкого знака, совершенствовать умение распознавать существительные по родам.
- Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, слуховую, зрительную и образную память, повышать речевую культуру.
- Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность.
Оборудование:
Схемы-опоры, плакаты “Мало уметь писать, надо уметь думать”, “Хорошую речь хорошо и слушать”, полоски со словами: “ Хитрый вопрос”, “Цирковые мячи”, листы с текстом для групповой работы, сказка “Путешествие Ь”, фонограммы “Голоса леса”, “Чунга – чанга” (для динамической паузы).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с таких слов…
Прочитайте! Как вы понимаете эти слова?
Мало уметь писать, надо уметь думать. |
Учащиеся. Будем писать без ошибок, а для этого нужно знать правила, уметь их применять, быть внимательными.
II. Мотивация.
Учитель. Сегодня мы совершим удивительное путешествие в “Страну существительных”, узнаем о приключениях одной буквы и её встрече с разными словами. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности.
III. Актуализация ранее усвоенных знаний.
Учитель. А начинаем мы путешествие по необычным дорожкам. Откройте тетради, запишите дату и вид работы.
Учитель. Назовите буквы, которые будем писать. Что вы можете сказать о них?
Учащиеся. Они обозначают шипящие звуки [ж], [ш] – всегда твёрдые, [ч,], [щ,] – всегда мягкие.
Учитель. Выберите из предложенных вариантов тот, который вам больше понравился, и запишите его в тетрадь. Итак, отправляемся в путь! Кому как удобней: “по тропинке” или “по кочкам”?
Учитель. Дорожку нам проложили шипящие, но среди букв русского алфавита есть одна особая буква. Учёные называют её буквой – помощницей. Что это за буква? Вы не догадываетесь?
Учащиеся. Мягкий знак.
Учитель. Что вы можете сказать о мягком знаке?
Учащиеся: ь – не обозначает звука; /примеры: день – [д,эн,] /
ь – обозначает на письме мягкость предшествующего согласного; /примеры/
ь – разделяет согласный и гласный, чтобы они не сливались; /примеры/
IV. Работа над новым материалом.
Путешествие в “Страну существительных” (Чтение сказки учителем на фоне музыки “Голоса леса”, сопровождается размещением на доске полосок со словами, дети читают слова в полосках хором. )
Сказка.
– Мягкий знак отправился в путешествие.
Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел
шалаш | ? |
У входа стоял
сторож |
– Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.
– Мы, существительные с шипящими на конце:
ёж |
чиж |
стриж |
грач | ? |
- А ты кто? – спросил сторож.
– Я – Мягкий Знак! Давайте дружить!
– Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял
меч |
– Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! – возмутился и замахал крыльями грач.
Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он вышел к полю, на котором росла
рожь |
– О чём ты плачешь? – спросила она.
Мягкий знак поведал свою печаль.
– Не горюй, я буду с тобой дружить!
– И я, – пропищала из норки
мыш ? |
– И моя
доч ? |
Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила
ночь |
– Я тоже буду с тобой дружить, – прошептала тихо ночь.
Тут вмешалась мышь.
– Пусть запомнит
молодёжь |
такую
вещь |
Мягкий знак - нам верный друг.
Учитель. Ребята, а вы ещё не догадались, почему одни слова прогоняли Ь, а другие называли его другом? (Ответы - предположения детей. )
Учитель. Что общего в этих словах?
Учащиеся. Это существительные, они оканчиваются на шипящий.
Учитель. Что за секрет кроется здесь?
Учащиеся. Существительные произносятся одинаково.
Учитель. На какие две группы их можно разделить?
Учащиеся. На существительные женского и мужского рода.
/Открывается опора/.
Учитель. Девочки, прочитайте существительные женского рода, мальчики, прочитайте существительные мужского рода. Так что же это за “секретик”? Сделайте вывод, когда пишется мягкий знак?
Учащиеся. У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется. )
Учитель. Приоткроем “секрет”. Верно ли наше предположение?
Учащиеся. Да, верно.
Учитель. Проверьте себя по учебнику. (Чтение правила).
V. Закрепление.
1. Коллективная работа с текстом.
Учитель. Отправился Ь дальше и попал в цирк, а мы попробуем догадаться, за каким из мячиков спрятался Ь? (Открывается текст).
В полночO на манежO вышли циркачO и его дочO.
На нём был плащO
В руках циркачO д?ржал мячO.
В зале с?дела м?л?дёжO.
(Запись последних двух предложений с комментированием. )
Динамическая пауза.
2. Работа в группах.
(Каждой группе даётся деформированный текст; слова - подсказки рассредоточены по классу: рож?, мыш?, плач?, сыч?, ноч?, тиш?, камыш?. ) - /мет. Базарного/
Учитель. Вставьте подходящие по смыслу существительные в данные предложения. Вы их найдёте на информационном поле.
Текст.
Дорога шла через …. Вот пробежала …. В роще послышался …. Это … затянул песню. Вот и река. Наступила … и ловля началась. Кругом стояла …. … шептался с рекою.
3. Слова – загадки.
Учитель. Запишите отгадки. (2 ученика за доской).
– Человек, который играет на скрипке (скрипач м. р. )
– Первая, прилетающая к нам весной птица (грач м. р. )
– Маленький ребёнок (малыш м. р. )
– Суп со свёклой и другими овощами (борщ м. р. )
– Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником (ключ м. р. )
– Способность говорить. Она бывает устной и письменной. (речь ж. р. )
4. Творческая работа.
Учитель. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эту пословицу?
Хорошую речь хорошо и слушать. |
Учащиеся. Прочитайте предложения. (Открывается набор предложений).
Я и мой товарищ(?) пошли удить рыбу.
Ребята пошли в лес.
Дорога к реке шла через рож(?).
Крик и смех нарушили лесную тиш( ?).
Вот и речка.
Испугались звери и птицы.
Мы закинули удочки.
Ёж(?) шуршит по сухим листьям.
лещ(?) | мыш(?) |
ёрш(?) | чиж(?) |
Учитель. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
Учащиеся. Нельзя, так как в тексте предложения связаны по смыслу и объединены одной темой.
Учитель. 1 вариант – выпишите предложения на тему “Рыбалка”.
2 вариант – выпишите предложения на тему “В лесу”.
Распределите эти предложения в нужном порядке. Придумайте 2–3 предложения, употребив записанные ниже слова так, чтобы получился текст. Дома допишите рассказ на заданную тему.
5. Самостоятельная работа.
Учитель. Я вам буду называть слова, если слово пишется с ь, вы должны поставить точку в первом столбике, если без ь - во втором столбике. Точка ставится напротив указанного по порядку следования слов номера. По окончании выполнения задания необходимо точки соединить линиями в порядке возрастания.
После выполнения задания проводится проверка. Если задание выполнено правильно, то должен получиться зигзаг.
Учитель диктует слова: врач, помощь, ландыш, брошь, нож, вещь.
VI. Итог урока.
Учитель. Что нового вы узнали о существительных женского и мужского рода с шипящими на конце?
VII. Домашнее задание.
Закончите рассказ на заданные темы “Рыбалка”, “В лесу”.
Придумайте свою историю о мягком знаке, о его встречах со словами, на конце которых есть шипящие. Это может быть сказка или стихотворение.