Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия на человека важное место занимает физическое воспитание.
Работая по Программе М.А Васильевой, в которой конкретно отражены задачи физического воспитания для каждой возрастной группы; комплексно регламентированы оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, реализация которых предусматривает всестороннее использование средств физического воспитания; используя Программу Н.В. Нищевой для коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет), в нашем детском саду построена система коррекционно-развивающей работы в логопедических группах, которая предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Основные цели оздоровительного направления данной системы решают проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния каждого ребенка. Объективной основой воспитательного направления являются органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в воспитательно-образовательном процессе. В содержание образовательного направления входят обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.
Программы позволяют обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дают возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач является овладение детьми, связной, грамматически правильной речью и навыкам речевого общения.
В дошкольном учреждении созданы оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи, и выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Программ является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала. Поэтому при составлении перспективного плана по физическому воспитанию, учитывая, что детский сад для детей с общим недоразвитием речи, и дети имеют по сравнению с нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности, инструкторами по физической культуре также разрабатываются сюжетные занятия, в которых используются темы логопедов.
Сюжетные занятия являются одной из организованных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности, что очень ценно для работы с детьми с общим недоразвитием речи. Сюжетные занятия содержат целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в устной форме окружающий мир ребенка; они состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия. В занятия включены разные задачи по развитию речи, а также решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.
Программа сюжетных занятий направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Учитывая недостатки многих сюжетных занятий в опубликованной литературе, где имеется излишнее подчинение упражнений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего воздействия, мы постарались построить свои занятия таким образом, чтобы избежать этих ошибок.
С помощью сюжетных занятий стараемся формировать у детей правильное отношение к физкультурным занятиям, мероприятиям, учитывая возраст детей. Сюжетные занятия мы начинаем проводить со среднего дошкольного возраста, так как в этом возрасте у детей с общим недоразвитием речи уже сформирован пассивный словарный запас; происходит активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представления о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Одним из важнейших факторов в физическом совершенствовании детей дошкольного возраста является развитие у них интереса к движению и двигательным действиям, делающим учебно-воспитательный процесс более легким и плодотворным, способствующим формированию у детей положительного отношения к окружающей действительности, к предмету, с которым им приходится заниматься, к самому воспитателю, к сверстникам, к себе. В результате чего ребенок самостоятельно создает новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.
В сюжетных занятиях решается задача по формированию правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха, что обеспечивает речевое развитие дошкольников на занятиях по физической культуре, а также используется яркое, красочное и многообразное оборудование, способствующее эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.
Глубокое понимание особенностей речевого и психического развития детей с тяжелой речевой патологией, а также анализ и обобщение научной и методической литературы помогли выстроить систему коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников, используя, в том числе, сюжетные занятия. Весь материал по физической культуре распределен с учетом сезонности и тематики: в сентябре – тема "Осень"; в октябре – "Овощи и фрукты", "Одежда"; в ноябре – "Семья", "Домашние животные"; в декабре – "Зима", "Дикие животные"; в январе – "Транспорт", "Перелетные и зимующие птицы"; в феврале – "Дикие животные", "День защитника Отечества"; в марте – Весна", "Домашние и лесные птицы"; в апреле – "Игрушки", "Растения"; в мае – "Насекомые".
Конспекты по темам составлены таким образом, что словесно организованная деятельность повышает эффективность образования навыка у детей. При этом, слова инструктора по физической культуре выступают адекватными указаниями на непосредственно воспринимаемые предметы и действия, которые с ними нужно совершить. Но в средней группе дети нуждаются в наглядных действиях взрослого, так как не все действия воспринимают по словесной инструкции. Поэтому на занятии всегда (если это необходимо) присутствует наглядная ситуация, и у детей воспитывается устойчивый интерес к процессу выполнения физических упражнений, культивируется двигательная самостоятельность.
ТЕМА "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Задачи:
- Научить перепрыгивать через препятствия способом "козлик".
- Закреплять навык ползания по ограниченной площади на четвереньках.
- Формировать навык метания вдаль.
- Поддерживать самостоятельность, интерес к действию, побуждать к подражанию животным, развивать воображение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Построение в колонне по одному.
Инструктор:
Лады, лады, ладушки
Едем в гости к бабушке.
К нашей милой бабушке,
Бабушке-Забавушке.
Едут к ней ребятки
Милые внучатки.
Ходьба в колонне по одному.
Вот козленок озорной
Вдруг затряс бородой,
Головой качает, рожками бодает.
Идут, поднимают высоко колени, руки на поясе.
Кошка очень хороша,
Ходит мягко, не спеша.
Сядет, умывается, лапкой вытирается.
Идут на носках, руки на поясе.
Вот щенок озорной
Он с лохматой головой.
Бегает и лает, во дворе играет.
Дети ползут на четвереньках друг за другом.
Вот веселые ребятки,
Розовые поросятки.
У них носик пятачком,
Хвостики торчат крючком.
Ползут на ладонях и стопах, "хвостики" вверх.
А теперь приободритесь
И все вместе пробегитесь.
Встали, выпрямили спинку,
И по залу, и кругом
Все бегом, бегом, бегом.
Встают на ноги и бегут в колонне по одному по кругу, затем врассыпную.
Цок, цок, вот лошадка –
Серый бок.
Начала она скакать,
Приглашает поиграть!
Прямой галоп, вначале правая нога впереди, затем левая нога.
Круг у нас широкий, ровный,
Всем удобно здесь стоять.
И начнем сейчас мы с вами
Ножки, ручки разминать.
Перестроение в круг.
Общеразвивающие упражнения:
Звучит музыка. Дети танцуют "Танец зверей", согласно текста выполняют движения (как кошечка моет мордочку, гуси высоко поднимают лапки, обезьянки танцуют и веселятся, щенята выполняют упражнения сидя, козлята прыгают, скачут)
Основные виды движений:
- Проползание в "тоннель" – "кошечки" ползают.
- Прыжки "козликом" через палочки, положенные на "бревнышки" – высота 10–15 см.
- Ходьба по "следочкам" – собаки идут по следу.
- Ходьба по скамейке, перешагивая через предметы, разложенные на ней.
Выполнив основные движения поточно, дети убирают снаряды, берут мячи и встают на линию.
Броски мяча вдаль из-за головы, броски мяча вдаль через веревочку. Выполняют по 3–4 броска.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА "КОТ И МЫШИ" (вариант 1)
Под полом, полом шевелит хвостом,
В щели глядится, вылезти боится.
– Правильно – это мышь.
"Мышки" выползают из "норки",
проползают под веревочкой. Ползают по площадке и
пищат.
Тут на охоту выходит кот: "Я мышат не люблю, я их
всех переловлю!" – старается поймать мышат,
мыши уползают в норку.
"КОТ И МЫШИ" (вариант 2)
Дети стоят в кругу, в середине – водящий "кот". Он их считает.
Раз, два, три, четыре, пять!
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
"Кошка есть, а мышек – нет"
С окончанием слов дети разбегаются, водящий их ловит.
После игры дети встают вновь в круг, и все вместе говорят слова:
Лады, лады, ладушки.
Где были? У бабушки!
Нас бабуля привечала,
Всех ребяток угощала.
До свиданья, бабушка,
Бабушка-Забавушка.
Дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики и организованно уходят с занятия.
ТЕМА "ОСЕНЬ"
Задачи:
- Научить бросать мяч двумя руками снизу, от груди в определенном направлении (броски в парах).
- Закреплять ползание по гимнастической доске, прикрепленной к гимнастической стенке и лазание по гимнастической стенке с переходом с пролета на пролет.
- Развивать глазомер во время бросков мяча в горизонтальную цель.
- Вызывать у детей радость, поощрять самостоятельность.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Построение в колонну по одному.
Инструктор:
Чуть слышно осень наступает,
Плоды на ветках созревают.
Уж ягод сладких полон лес,
И дождь осенний льет с небес.
Сад давно уж нас зовет…
Дети под музыку идут в колонне по одному.
На огород мы наш пойдем
И овощей там наберем. (Идут мимо мячей и берут их)
Дорога коротка, узка
Идем, ступая мы с носка.
Ходьба по узкой дорожке на носках.
И по бордюру мы пойдем,
И приседаем мы на нем.
Ходьба по доске в полуприседе.
Потом обходим деревца…
Ходьба "змейкой", обходя кегли.
И пробежимся мы слегка.
Бег в колонне по одному по кругу.
Шагом марш! Спортивным шагом!
Друг за другом мы пойдем,
Идут в колонне по одному, перестраиваются и встают в две шеренги.
Отдыхать еще нам рано,
Разминаться мы начнем.
Общеразвивающие упражнения с мячами:
- И.п. – о.с., мяч в обеих руках, руки опущены. 1 – руки вперед, 2 – руки вверх, 3 – руки вперед, 4 – и.п.
- И.п. – о.с., то же. 1– руки вверх, 2– руки за голову, "спрятали мяч", 3– руки вверх, 4 – и.п.
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх. 1 – наклон вправо, 2 – и.п., 3 – наклон влево, 4 – и.п.
- И.п. – о.с., руки опущены. 1 – полуприсед, руки вперед, 2 – и.п.
- И.п. – то же. 1–8 – прокатывание мяча вокруг ног вправо, 9–16 – прокатывание мяча вокруг ног влево.
- И.п. – о.с. Прыжки на месте на двух ногах с проговариванием стихотворения "Мой веселый звонкий мяч".
Основные движения:
Одна шеренга кладет свои мячи – "арбузы" в корзину, и дети встают в две шеренге лицом друг к другу.
- Прокатывание "арбузов" друг другу (6–8 раз)
- Броски "арбузов" друг другу (6–8 раз).
- Погрузка "арбузов" (перестроение в колонны, одна колонна направляется на метание, а другая – предварительно бросив в корзину мячи с расстояния 1,5 м, отправляется на лазание).
- 1 звено: ползание по доске, приставленной к гимнастической стенке, лазание по гимнастической стенке и переход с пролета на пролет ("лазание на дерево за яблоками")
- 2 звено: метание маленьких мячей в горизонтальную цель ("яблоки летят в корзину").
Затем звенья меняются местами.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА "ГРОМ"
Цель: научить реагировать на звуковой сигнал.
На полу разложены обручи. Дети выполняют подскоки. Инструктор по физической культуре говорит слова.
Поднял гром тарарам, Прокатился по полям, По лесам, по холмам, Да по синим облакам. |
Теплым дождиком звеня, Докатился до меня. Дождь, дождь! Надо нам Разбегайся по домам. |
С окончанием текста, дети бегут в обручи – "домики". Играют 2 раза.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА "ДОЖДИК"
Играющие свободно передвигаются под музыку бегом или выполняют подскоки. На фоне музыки звучит текст..
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал.
И устал,
И перестал.
С окончанием текста и музыки дети замирают, встают в основную стойку, спина прямая. Инструктор по физической культуре идет и проверяет, у кого самая прямая спина, дает словесные указания, хвалит детей.
Упражнения на расслабление или дыхательная гимнастика. Затем уход в группу в колонне по одному с хлопками.