Пояснительная записка
Данный курс рассчитан на обучающихся 5-6-х классов, содержит теоретическую и практическую части. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Всего 34 часа.
Профиль кружка: информационно-технологический
Главная идея.
В настоящее время особенно требуется сделать ум сердечным, а сердце умным. В каждом сверкает искра, надо лишь помочь разгореться ей и направить действия на истинное добро. Человек может увидеть и убедиться как можно раньше, что его судьба полностью в его руках и во многом зависит от внутреннего содержания, от того, что человек излучает в мир во всех сферах жизни. И главный путь, по которому следует направить все усилия – это путь по линии развития сердца. Душа каждого человека – бутон прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит во многом от образования. А этому способствует ЕДИНЕНИЕ МИРОВ…Что может быть прекрасней! Реальный мир природы и компьютерный мир. Единение этих миров в своей разности и неповторимости.
Цель кружка: научить понимать язык компьютерного и флористического искусства. В процессе общения с искусством у ученика развивается образное мышление, восприятие окружающего мира, формируется мировоззрение, обостряется ощущение красоты природы, человеческих отношений. Происходит духовный и эстетичный рост личности человека.
Задачи:
- Обучающие:
- расширять знания полученные на уроках информатики, технологии, биологии и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиций, цветоведения, формообразования;
- учить детей видеть красоту окружающего мира.
- Развивающие:
- подготовить сознание школьников к системно-информационному восприятию мира, развивать стремление к самообразованию, обеспечить в дальнейшем социальную адаптацию в информационном обществе и успешную профессиональную и личную самореализацию;
- раскрыть креативные способности, подготовить к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;
- развивать композиционное мышление, художественный вкус, графическое умение;
- развивать творческое воображение;
- развивать эмоциональную сферу, чувства, душу.
- развивать моторику руки, зрительную память, глазомер.
- Воспитательные:
- формировать информационную и экологическую культуру обучающихся;
- воспитывать толерантное отношение в группе.
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
- воспитывать собранность, аккуратность при подготовке к занятию;
- воспитывать умение планировать свою работу;
- воспитывать умственные и волевые усилия, концентрацию внимания, логичность и развитого воображения;
- развивать культуру общения с цветами как одно из средств эстетического воспитания.
Актуальность программы в том, что в нашем информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с природой, трудом и искусством.
Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию экологической культуры. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту реального мира. Отличительной особенностью является и использование нестандартных материалов при изготовлении поделок в технике флористики. А компьютер помогает увидеть необычную форму листочка, травинки, обратить внимание на лепестки неприметного полевого цветка, красоту крыльев бабочки. А педагог с помощью данных технологий учит ребёнка увидеть неброскую красоту родного края, старается разбудить в нем художника, развивает собственное видение мира.
Содержание программы “Компьютерная графика и флористика” не ограничивается какой-либо одной областью знаний, а это переплетение истоков общих знаний о мире, законах бытия, о своем внутреннем мире с умением творчески представить свое видение, понимание, чувствование, осмысление. Содержание программы построено по спирали и на каждом витке усложняется и расширяется рассматриваемые вопросы, понятия, проблемы.
Отличительной особенностью данной программы является явная предметность наших образовательных отношений – это искусство мысли, образа, цвета, чувствознания.
Технологический блок
Организация занятий кружка и выбор методов опирается на современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики
Программу отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической, творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения.
Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить. Каждая встреча – это своеобразное настроение, творческий миг деятельности и полет фантазии, собственного осознавания и понимания.
Такая модель работы требует от педагога:
- Высокого уровня мобильности;
- Умения ориентироваться в нестандартных ситуациях;
- Педагогической компетентности, желания постоянно учиться
- Высокого уровня интеллектуального развития и широкого кругозора.
Условия, обеспечивающие психолого-педагогическую поддержку детей:
- уровневый подход;
- открытость во взаимодействии педагога и ребенка;
- ориентация на успех;
- разрешение вопросов личностного, социального плана без нарушения прав и свобод личности.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся получат представление о самобытности и оригинальности флористики как вида искусства, о возможностях компьютерной графики при создании пейзажей, портретов, натюрмортов, коллажей. Обучающиеся приобретут навыки по технологии создания произведений на основе сочетания компьютерной графики и флористики. Эта программа служит для создания ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА – решающей силе современного общества, ибо в современном понимании прогресса делается ставка на гибкое мышление, фантазию, интуицию. Достичь этого помогают занятия по данной программе , развивающие мозг, обеспечивающие его устойчивость, полноту и гармоничность его функционирования; способность к эстетическим восприятиям и переживаниям стимулирует свободу и яркость ассоциаций, неординарность видения и мышления. Учащиеся обязательно станут добрее, научатся творить красоту, будут пытаться сделать мир хоть чуточку лучше, почувствуют нежность к распустившемуся цветку, любовь к заколосившейся травинке, спутанному пучку водорослей, опавшим листьям. Они научатся бережно брать у природы взаймы этот неприметный “материал” и дарить ему вторую жизнь, полную новой прелести и тайны.
Воспитательный блок
Казалось бы можно спланировать занятия кружка по интересному направлению компьютерных программ- компьютерной графике. Без компьютерной графики мир был бы иным, чем он есть сейчас. А сейчас он для рожденного в нем ребенка - единственно возможный, самый живой, понятный и родной (чтобы не думали о нем сотворившие его взрослые, как бы ни оценивали, в какие бы схемы ни пытались вписать).
Но объединить два искусства, соединив компьютер с чудом природы- цветами принесёт ученику пользы в два раза больше. Что ни занятие-то комплекс воспитательных моментов. Воспитание экоэтики, любви к природе, уверенности в своих силах ,индивидуальности, толерантности .
Природа дала жизнь цветам, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. А мы с учениками можем дать цветам вторую жизнь. И эта задача несёт в себе большое воспитательное значение. Собрать материал в природе, зарядиться энергией окружающего мира, сотворить собственную поделку, а потом дать новые краски благодаря новым компьютерным программам.
Компьютерное искусство стало существенной реалией жизни человека. Современный ребенок обречен на их эстетическое, семантическое, смысловое освоение. Задача воспитания - оптимизировать это освоение в управляемом педагогическом процессе в целях наиболее полного раскрытия творческого потенциала ребенка посредством введения в мир природы. Чем больше людей научатся искусствам флористики и компьютерной графики, тем красивее станет наша жизнь, потому — это праздник, который можешь сделать сам.
Поистине, природа и новые информационные технологии творят чудеса!
Материально-техническая база:
- учебные компьютерные программы и презентации;
- книги, учебные и методические пособия;
- видеофильмы;
- аудиозаписи.
Методические рекомендации
Я считаю, что данная программа заинтересует преподавателей информатики, так как компьютерная графика - необычайно интересный и перспективный предмет, а флористика окрасит жизнь учеников и преподавателя новыми красками.
На первом занятии расскажите учащимся о важнейшей роли в создании компьютерных игр, мультипликации, мультимедийных учебников, самостоятельных графических произведений, иллюстраций для разного типа книг, как научных, так и художественных, наглядных пособий, рекламных плакатов, открыток и так далее.
Постоянно демонстрируйте ряд уникальных свойств, которыми обладает именно изучаемая в данный момент компьютерная программа . Что отличает ее от других программ, о всех способах создания графического образа. Прежде всего, покажите манипулирование изображением, создание сложных многоцветных композиций, редактирование их, о введении в рисунок различных шрифтовых элементов, получение на основе созданных композиций готовую печатную продукцию.
Ваше воспитательное воздействие станет особенно актуальным, когда знакомство с компьютерной графикой и флористикой выйдет на уровень практической деятельности учащегося и реализуется в социальной среде, окружающей ребенка в виде поздравительной открытки для друзей и родственников, календарей, оформления обложек и вкладышей к аудио кассетам, дискам, пригласительных билетов на школьные праздники, буклетов.
Дорогие коллеги!
Не бойтесь объединить знакомое вам искусство- компьютерную графику с незнакомым- флористикой. Учитесь вместе с учениками ! Флористикой может овладеть каждый! Помните, что учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться! А флористика откроет вам окно в мир цветочной магии!
Содержание программы
1. Занятие по технике безопасности.
Введение в флористику (2 часа)
Правила поведения в компьютерном классе. О
технике безопасности .Как работать за
компьютером и оставаться здоровым. Разучивание
комплекса упражнений.
Правила работы с природными материалами. Правила
работы с ножом, ножницами.
2. Работа с программой Adobe Photo Deluxe.
Флористика как вид искусства (4 часа)
Флорист без природного материала, что художник
без красок. (Основы флористики)
Возможности программы Adobe Photo Deluxe.
Шаблоны, стандартные процедуры.
Создание поздравительных открыток, календарей,
виртуального фотоальбома.
Фотомонтаж. Искажение. Рамки.
3. Работа с программой Microsoft Phot Draw. Что такое
“Ошибана”? (4 часа)
Особенности прессованной флористики –
“ошибана”.1997г.- Нобуо Сучино Япония, 1960г.- Россия
Зинаида Мамонтова – основатель флористического
дизайна. Современные тенденции.
Microsoft Phot Draw . Библиотеки шаблонов. Работа мастера.
Шаблоны офисной и деловой графики.
Шаблоны графических элементов WWW, наклеек,
текстур.
Фильтры для обработки сканированного
изображения.
Превращение двухмерных изображений в
трёхмерные.
Способность работы не только с растровой, но и
векторной графикой.
4. Практическая работа с природным
материалом (1 час)
Изготовление картин в стиле флористики для
дальнейшей работы в компьютерной графике.
5. Работа с программой Paint Shop Pro.Флористика и
фантазия (4 часа)
Обработка фотоизображений.(ретушь, калибровка,
резкость, тени.)
Создание изображений.
Создание анимационных картинок.
Просмотр графических файлов.
6. Инструментарий программы Corel Draw (4
часа)
Основы работы с компьютером, правила техники
безопасности, вызов программы, меню и палитра
инструментов, основные отличия растровой и
векторной графики, слои изображения, сохранение
выполненной работы в файле, открытие файла для
продолжения работы.
7. Программа растровой графики Adobe
PhotoShop.Цветы в нашей жизни (11 часов)
Введение в программу Adobe PhotoShop.Рабочее окно
программы Adobe PhotoShop
Особенности меню. Рабочее поле. Организация
панели инструментов. Панель свойств. Панели —
вспомогательные окна. Просмотр изображения в
разном масштабе. Строка состояния.
Создание изображения
Выбор основного и фонового цветов. Использование
различных инструментов выделения. Инструмент
Линия, инструмент Заливка, инструмент Кисть,
Карандаш, Ластик, Пипетка, инструмент Градиент.
Создание и использование заказных кистей
Выделение областей
Проблема выделения областей в растровых
программах. Использование различных
инструментов выделения: Область, Лассо,
Волшебная палочка. Перемещение и изменение
границы выделения. Преобразования над
выделенной областью. Кадрирование изображения.
Основы работы со слоями
Понятие слоя. Использование слоев для создания
коллажа. Операции над слоями: удаление,
перемещение, масштабирование, вращение,
зеркальное отражение, объединение.
Практическая работа:
- “Украшение” фотографий цветами, “обрамление” фотографий листьями. Проработка переднего плана.
Создание коллажей.
Практическая работа:
- Дополнение флористического пейзажа деталями компьютерной графики.
- Создание флористических эффектов с фотографиями.
- Сочетание компьютерной графики и флористики при создании коллажа.
- Создание пейзажа с учетом компьютерной графики.
Фильтры
Виды фильтров Применение фильтра и ослабление
действия фильтра
Эффекты с текстом
Различные эффекты с текстом.
Практическая работа
- Создание рамки “Цветы”
- Создание работы “Профиль в цветах”
Изменение цвета в изображении.
Команды настройки цвета. Палитра Каталог и Цвет
Режим наложения
8. Защита творческих проектов, выполненных учащимися (4 часа)