Повторительно-обобщающий урок по теме "Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника и квадрата"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • совершенствовать умение находить P и S прямоугольника и квадрата;

  • решать геометрические задачи, задачи нового типа (алгебраические);

  • развивать логическое мышление, правильную математическую речь учащихсяся;

  • формировать умение работать самостоятельно и коллективно.

Оборудование: изображение (картинки) Злюки-Вреднюки, Принцессы Математики, короля и его дочери, темницы (замка), Русалочки, геометрические фигуры для построения ракеты, слезинки Несмеяны с задачей, карточки для решения задачи, чертёж к домашней задаче, письмо от Злюки-Вреднюки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока.

– Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит многое вспомнить и повторить то, с чем мы знакомились ранее. Но…(обр. внимание на классную доску) похоже без сюрпризов нам вновь не обойтись.

На доска письмо от Злюки-Вреднюки и Принцессы Математики.

1. Вы очень долго отдыхали и не сможете помешать мне творить зло.
2. Не переживайте! Если вы по-прежнему смелы, находчивы и не боитесь трудностей, мы отправимся в путешествие к сказочным героям. Всё вспомним, повторим. Так же узнаем что-то новое.

– Ну, что? Готовы? Отправимся в путешествие? А на чём? Вот и транспорт. Только он заколдован. Давайте попробуем снять колдовство.

На доске геометрические фигуры: квадрат, треугольники, прямоугольник.

– Перед нами геометрические фигуры. Назовите их. Из них мы и должны сложить какую-то фигуру. Ваша задача выполнить чётко все мои указания! Предупреждаю! Задание сложное!

Дети по очереди выходят к доске и располагают фигуры, следуя указаниям учителя.

– Фигуру АВСЕ расположите так, чтобы сторона АЕ была основанием.

– Фигуру РОМ – так, чтобы угол О совместился с углом В.

– Найдите фигуру, равную фигуре РОМ и расположите её симметрично.

– Найдите прямоугольник и соедините его с квадратом равными сторонами.

– Возьмите оставшуюся фигуру и расположите её так. Чтобы было видно. Что мы не зря мучились. Что у нас получилось? (Ракета).

– Вот на этой ракете мы с вами и полетим. Готовы? Итак, путешествие началось. И первую остановку мы сделаем в старом замке в стране Геометрии. Там в темнице сидят король – точка А и его дочь – принцесса Прямая.

На доске: темница, король и его дочь.

– Они спешили на карнавал, но Злюка-Вреднюка помешала им. Поможем? А чтобы их освободить, нужно выполнить следующее задание:

На доске:

 

– Рассмотрите данные геометрические фигуры. На какие группы их можно разделить? О каких свойствах этих фигур вы можете рассказать?

– Посмотрите внимательно ещё раз. Вспомните что такое Р? Назовите фигуры. У которых нельзя найти периметр. Почему?

– А у каких можно? Что ещё можно найти у этих фигур? (S).

III. Основное содержание урока

– Сегодня мы остановимся на нахождении Р и S прямоугольника и квадрата.

IV. “Остров задач”

– Чему равен Р прямоугольника?

– Чему равна S прямоугольника?

– Чему равен Р квадрата? Его площадь?

– Внимание! Задачи! Решаем устно!

– Длина прямоугольника 40 см, ширина – 10см. Чему равен его периметр? Площадь?

– Периметр прямоугольника 16 см, длина 5 см. Чему равна его ширина?

– Периметр квадрата 40 см, его сторона?

– S квадрата 25 см?. чему равна его сторона?

– Периметр прямоугольника равен 30 см, площадь 56 см?. Чему равны длина и ширина? Как называется такой прямоугольник? (Квадрат).

– Молодцы! Теперь нам осталось провести исследовательскую работу и король , и его дочь будут свободны.

– Какие стороны может иметь прямоугольник, Р которого равен 12 см?

Дети называют возможные варианты, учитель записывает на доске.

– А теперь найдём S.

Р прям. =12 см
1 см и 5 см
2 см и 4 см
3 см и 3 см
S прям.
5 см?
8 см?
9 см?

Вывод. Если периметры равны, то это не означает, что площади будут равны тоже.

– А теперь давайте выясним у какого из этих прямоугольников, имеющих одинаковые периметры, будет наибольшая площадь? Что это за фигура?

Вывод. Из прямоугольников, имеющих одинаковый периметр, наибольшую S имеет квадрат.

– Запомните, спрячьте эти знания, они пригодятся вам в старших классах!

– Ну, а сейчас…глазки устали…

Разминка для глаз (снятие напряжения с мышц глаз и шеи)

V. Освобождение короля и его дочери

– А теперь в путь!

На доске появляется Русалочка со слезами Царевны-Несмеяны. На слезинках – задача. Кр.запись закрыта.

Наплакала речку,
Наплакала море.
Помогите этому горю!

(Учащимся раздается задача, записаная на “слезинках” с обратной стороны).

Задача. Длина прямоугольника 12 см, а ширина на 4 см меньше. Найдите Р и S прямоугольника. Найдите S квадрата, имеющего такой же Р.

Разбор. Запись решения задачи.

VI. Физминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

– Плакала, плакала – речку наплакала, а речку не переплыть, нужно ещё задачку решить. Но не простую, а ту, что решается алгебраическим способом!

– Чем отличается алгебраический способ решения задачи от арифметического?

– Вот мы и попробуем закрепить первоначальное представление об алгебраическом способе решения задач.

Задача. Каждому учащиеся раздаётся карточка, на которой записан текст решения. Нужно вписать только данные.

Заполни пропуски

Р прям. = _________

Пусть ширина прямоугольника равна ________ см, тогда длина будет – ________ см. По условию задачи периметр прямоугольника равен ______ см, значит полумериметр – ________ см.

Получаем уравнение: _____________

__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
если х = ____, то ____ = __________ = _______ .

Ответ: длина прямоугольника равна ______ см, ширина прямоугольника равна ______ см.

Порядок работы над задачей

1. Чтение условия задачи.
2. Разбор задачи.
3. Запись решения самостоятельно.
4. Проверка уравнения.
5. Чтение полного текста задачи (который получился в итоге).
6. Решение уравнения у доски одним учащиеся.
7. Окончательная запись. Ответ. Проверка.

– Ну, что ж пора и домой возвращаться, давайте вспомним всех кому мы помогли. Какие знания нам пригодились.

IX. Домашнее задание

– Плакала Несмеяна, образовалось пятно в задачнике.

Задача. Найдите площадь заштрихованной фигуры.

Разбор домашней задачи.

VIII. Подведение итогов урока

– За хорошую работу выдается приз – графический диктант.

(Две вправо, две наискосок влево вверх и т.д. Получившийся рисунок продолжить и раскрасить.)