Новое поколение россиян не может и не должно больше жить по старым меркам, в пренебрежительном отношении к человеку.
Конституция Российской Федерации впервые за всю историю российской государственности провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). В ст. 42 Конституции РФ прямо говорится: “Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее содержании”. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом.
Для реализации этих важнейших принципиально новых гуманных и демократических положений Конституции России приняты законы: “О безопасности”, “О пожарной безопасности, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”. В этих нормативных актах заложены правовые и организационные основы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях (ЧС), создания и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Любой человек может оказаться в зоне аварий, катастроф, чрезвычайной ситуации техногенного характера, стать участником аварийно-спасательных работ. Природа техногенного характера или процесса такова, что всегда были, есть и будут опасные события и явления, и мы должны быть готовы к ним морально, физически и методически.
Одним из вариантов такой подготовки является спортивно-прикладная программа “Горностай”. Она разработана методическим объединением учителей физической культуры и ОБЖ в МОУ СОШ №42 города Твери для предпрофильного обучения.
Цель программы: Сориентировать учащихся на необходимость приобретения физических и спортивно-прикладных навыков и знаний, позволяющих расширить спектр выбора будущей профессиональной деятельности, связанной с повышенным риском.
Задачи:
- Воспитание физически здорового и психологически зрелого молодого поколения, готового к самостоятельной деятельности в современных условиях;
- Выявление способных и увлеченных учащихся для дальнейшего профильного обучения по спортивно-прикладному направлению;
- Развитие патриотических, моральных и нравственных качеств;
- Пропаганда здорового образа жизни.
1-й раздел – Введение.
- Классификация чрезвычайных ситуаций. Катастрофы. Аварии. Стихийные бедствия. Потеря ориентации в различных ландшафтных и климатических условиях.
- Общая схема действий в первые минуты ЧС: подача сигнала бедствия с помощью подручных средств, общие принципы поиска населенного пункта, людей, сохранение продуктов питания, приготовление пищи без посуды, добыча огня примитивными способами, организация временного лагеря, первая доврачебная помощь.
2-й раздел – Медицина.
- Классификация травм и ранений: ожоги, обморожения, шоковые состояния, обморок, кровотечения, переломы, раны, асфиксия, отравления, опасные животные, насекомые, растения.
- Доврачебная помощь: осмотр пострадавшего, постановка диагноза, помощи в зависимости от травмы, контроль за самочувствием пострадавшего, правила транспортировки.
- Состав аптечки: обезболивающие и кровоостанавливающие средства, перевязочный материал, антисептики.
3-й раздел – Ориентирование.
- Аварийное ориентирование. Компас и его устройство. Самодельный компас. Ориентирование по звездам, по солнцу, по тени, по солнцу и часам, по луне, по приметам открытой местности (деревья, муравейники и т.п.), по культовым сооружениям, по радиосигналам;
- Умение выдержать заданный курс.
4-й раздел – Физическая подготовка.
- Физическая форма и способы ее поддержания;
- Выносливость. Ее виды и способы развития. Скоростная выносливость и ее значение при работе в ограниченном времени. Силовая выносливость и ее значение при длительной нагрузки продолжительное время. Физическая сила, способы ее развития.
- Техника бега по пересеченной местности, преодоление завалов, водоемов, вертикальных преград.
5-й раздел – Стрельба.
- Оружие и средства защиты: противогазы, респираторы, марлевые повязки. История и виды оружия: автоматическое, химическое, бактериологическое. Российское огнестрельное оружие.
- Устройство мелкокалиберной винтовки СМ-2. понятие “калибр”, техника изготовки, правильность прицеливания через диоптрический прицел, дыхание во время стрельбы.
- Основные команды судьи в тире, техника безопасности при стрельбе, порядок подсчета очков на мишени.
6-й раздел – Психологическая подготовка.
- Готовность к действию в чрезвычайной ситуации. Развитие силы воли, знание основ спасения и самоспасения, навыки практического выживания, моральная поддержка пострадавшего, этические нормы поведения.
- Психологическое тестирование по методу коррекционной пробы.
7-ой раздел – Уровень подготовленности по ортостатической и клиностатической пробам.
Являясь носителем концентрированной жизненно важной информации, методических материалов и практических рекомендаций, СПП (спортивно-прикладная программа) “Горностай” не потеряет своего значения после ее изучения в школе в рамках предпрофильной ориентации учащихся, поскольку она вполне уместна в любом доме как справочное пособие на случай возникновения угрозы нашему здоровью и имуществу от техногенных аварий и катастроф.
Данная программа адресована всем тем, кто не боится сам и готов помочь другим, оказавшись перед лицом опасности, будь это темная улица, злая собака, пожар или наводнение. Знакомая опасность, как известно, не так пугает. И данная программа предлагает воспользоваться опытом тех, кто сумел выбраться из безвыходных, казалось бы, обстоятельств. Есть в СПП “Горностай” сведения о том, как воспитать в себе волевые и нравственные качества, “чувство локтя”, приучит себя к разумному риску, как вести себя в паникующей толпе и даже как избавиться от чрезмерной застенчивости. Конечно, изучив курс, нельзя сделать свою жизнь полностью безопасной, но обладать информацией и навыками действий – необходимо, поскольку это играет важную роль в сохранении своей жизни и жизни окружающих.
Спортивно-прикладная программа “Горностай” позволит учащимся осуществить апробацию своих возможностей и потребностей в ходе выбора профиля обучения в старшей школе. Новые знания и умения, не содержащиеся в базовых программах, развивают познавательный интерес. Данная программа окажет большую помощь в развитии таких качеств и свойств характера, как рассудочность, сдержанность в выражении эмоций, хладнокровие, уравновешенность, столь необходимые не только в ЧС, но и в повседневной жизни.