Ознакомление с окружающим миром по теме "Мой город"

Разделы: Работа с дошкольниками


Предварительная работа:

  1. Экскурсии по городу.
  2. Просмотр видеофильмов о Прокопьевске.
  3. Встреча с шахтёром, который рассказал детям о своей профессии.
  4. С–р игра “Шахтёры”.
  5. Разгадывание кроссворда о городе.
  6. Рассматривание иллюстраций книги о городе, фотографий.
  7. Чтение стихов о городе.
  8. Рассматривание герба города.
  9. Выставка детских рисунков.

Задачи:

  • Обобщить знания детей.
  • Развивать интерес к историческому прошлому и настоящему родного города.
  • Дать знания о том, почему наш город так назван.
  • Воспитывать любовь и уважение к родному городу, традициям и его жителям; бережное отношение к человеческим ценностям.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят полукругом на ковре.

– Ребята, я приглашаю вас на интересную беседу.

Ребёнок читает заранее приготовленное стихотворение.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья!

– Как можно назвать наш общий дом? (Планета, Земля)

– Что ещё может быть домом для человека? (Улица, город, деревня, село)

– Сегодня мы с вами поговорим о нашем городе. Посмотрите, пожалуйста, отрывки из фильма о городе. Если узнали памятники, улицу и другие места, назовите их. Кто расскажет, как появляются города на свете?

Ответы детей:

– Людей всегда тянет к новому, интересному и неизвестному. Они переезжают на новые места, обживают их. Образуются деревни, потом строятся города, заводы, фабрики и производят продукцию.

– Давайте посмотрим отрывок из фильма, как образовался наш город и почему его так назвали. (Просмотр фильма.) И назвали наш город Прокопьевск. А жителей города называют Прокопчане. Вы уже умеете писать своё имя. Сегодня научимся писать имя города. Пройдите, пожалуйста, за столы. Посмотрите на образец и напишите у себя в клеточках слово Прокопьевск.

Воспитатель вместе с детьми медленно проговаривает слово, показывая указкой.

– В городе много улиц, где живут Прокопчане. У улиц тоже есть имя. На какой улице находится наш детский сад? (Жолтовского.)

– А почему так названа улица? (В честь архитектора, который проектировал дома и здания нашего города.)

– Встаньте, кто живёт на улице Гагарина. В честь кого там названа улица? (Первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.)

– А какой ещё космонавт прославил город? Что вы о нём знаете? (Волынов. Он учился в школе № 1. Является почётным гражданином нашего города.)

– На какой улице живёшь ты? (Обручева.)

– Что вы знаете о нём? (Обручевы – это были герои, отец и сын. Они нашли уголь в наших краях).

– Города, как и люди, могут быть красивыми, большими и важными. Они могут стать героями, если этого требует время и обстоятельства. Во время Великой Отечественной войны люди храбро сражались и защищали города, чтобы враг их не разрушил. Прокопчане тоже принимали участие в сражениях за освобождение нашей Родины. Давайте стоя прочитаем название городов – героев в память о наших погибших солдатах.

На доске выставляются названия городов-героев. Воспитатель читает стихотворение.

Гордиться мы можем
Этим старшим поколеньем –
Прошедшим огонь и войну,
Отдавшим и душу, и сердце, и тело,
Чтоб выручить в горе страну.

– Нашему городу не присвоено звание героя, но он прославил себя трудом и был награждён орденом трудового красного знамени за большие успехи достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, развитии угольной промышленности и значительный вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны.

Воспитатель показывает детям орден.

– Как ещё называют наш город? (Чёрной жемчужиной Кузбасса.)

Ребёнок читает заранее приготовленный отрывок из стихотворения Любови Руденко.

Жемчужиной знают
Прокопьевск в Кузбассе
За уголь, за труд.
Здесь чёрное золото добывают
И дело своё берегут.

– Объясните, пожалуйста, названия шахт. Почему они так названы? (“Тырганская” – находится на горе ветров. Шахта имени Калинина – он был членом правительства и неоднократно посещал наш город. Шахта “Зиминка” и “Красная горка” - названы так потому, что находятся в посёлках с таким же названием). Дети проходят к стенду “Города и люди”. Судьба городов, как и судьбы людей – очень похожи. Они рождаются, растут, набирают силу. Случается городам и умирать. Это происходит во время воин, стихийных бедствий. Но может случится и так, что город погибнет не по этим причинам. От чего ещё может погибнуть город? (Всё рушится и ломается, не ремонтируется.)

– Да, потому, что горожане перестают заботиться о своём городе. Какие нужно соблюдать правила живя в городе? (Не ломать ничего, строить новые здания, много сажать зелени и ухаживать за ней, чтобы было кругом красиво.)

– Посмотрите на картинки. Какой город вам больше нравиться и почему?

Дети рассуждают.

– Сберечь и приукрасить город – это большой труд. И одному человеку это не под силу. Вы хозяева своего города. И уже можете внести вклад в благоустройство его. Мы с вами благоустраиваем территорию своего садика, а кто-то и своего двора вместе с родителями. Я хочу предложить вам игру “Город помощи”. Закройте глаза и представьте, что вы попали в город, где все люди, даже чужие, всегда приходят друг к другу на помощь. Как поступят жители этого города если:

  • кто-то из них потеряет деньги;
  • кто-то из них потеряется в городе.

Дети рассуждают.

– Если жители всех городов будут добрыми и отзывчивыми, то и вся наша планета будет как один дом, одно целое, одно единое. И будут называть эту планету “Планета Единства”.

– Что должны сделать все вместе жители планеты, чтобы:

  • на планете никто не грустил;
  • планета утопала в цветах;
  • жители планеты не болели;
  • дети любили ходить в школу и детский сад.

Дети рассуждают.

– Прокопчане любят свой город. Слагают стихи и песни о родном Прокопьевске.

Звучит песня о Прокопьевске.