Предметная неделя по теме "Неделя искусств в начальных классах"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В каждой школе наступает время, когда учителя задумываются: как бы устроить детям праздник, но обязательно с пользой для ума. Перебираются различные варианты решения данной проблемы:

  • фантазируют и организуют праздники учителя,
  • пробуют себя в роли постановщиков и режиссеров сами школьники,
  • привлекаются массовики-затейники,
  • активные родители пишут сценарии и сами проводят различные игры и конкурсы.

О неделе искусств детям сообщается заранее. На доске объявлений вывешивается план.

План недели:

  • День первый: “В мире красок”
  • День второй: “Музыкальных инструментов”
  • День третий: “День песни”
  • День четвертый: “Литературный”
  • День пятый: “Я учусь танцевать” (дискотека)

Предварительно к каждому дню детям давалось домашнее задание.

День первый. “В мире красок”

Задание: нарисовать рисунок.

Оборудование: выставка детских работ на тему: “Как прекрасен это мир”; репродукции картин знаменитых художников, цветная бумага, клей, ножницы, шары, яркий берет, ленточки, шарфики, бантики.

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит песня “Дети любят рисовать” (сл. Э.Успенского, муз. В.Шаинского)

Художник. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как прекрасен мир! Утром, чуть проглянет оранжевое солнышко, зазолотится розовое, голубое и синее небо, оживет земля, зазеленеет трава, расцветут желтые, алые цветы. Вся земля наполнится светом, благоуханием трав и цветов. Да и вы как цветы,– нарядные, праздничные. А что делает мир таким многоцветным?

Дети. Краски!

Художник. Ну, что ж, встречайте их!

Краски (в колпачках, соответствующего цвета). Назовите нас, ребята, и покажите, у кого на одежде есть какие-либо детали названных цветов. А теперь послушайте “разноцветные загадки”.

1. У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший чуть живой. (Подснежник)

2. Белые горошки
На зеленой ножке. Ландыш)

3. Цвет белый,
А ягода черная. (Смородина)

4. На сучках висят шары –
Посинели от жары. (Сливы)

5. Летом – в огороде
Свежие, зеленые,
А зимой – в бочке,
Желтые, соленые. (Огурцы)

6. Пахучие ветки
Принес я из тени
Лиловые, белые
Ветки…(сирени)

7. Красненькая Матрёшка,
Беленькое сердечко. (Малина)

8. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.  (Одуванчик)

9. На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)

Краски. С загадками вы справились. Молодцы!

Художник. А хотите научится рисовать зверюшек?

Дети. Да!!!

Детям предлагается эскиз “Гриба” и дается задание :дорисовать разные элементы так, чтобы получились животные. Дети рисуют в группах, звучит музыка.

Художник. А теперь посмотрим, что у нас получилось.

Демонстрация работ учащихся. В результате фантазии и стараний детей получились зайчики, белочки, лягушки и др.

Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем.

“Разноцветная игра” (для игры – 4 шарика разного цвета)

Образуется 4 круга. В каждом круге выбирается два человека – Красочка и Кисточка. Кисточка должна осалить Красочку. Осаливший становится в этот кружок, а из числа детей данного кружка выбирается новая кисточка. Выигрывает тот кружок, чья Кисточка осалит большее количество Красочек.

Художник. Мир прекрасен, но человек вмешивается в него, и не всегда это вмешательство несет добро. Вырубаются леса, стареют и разрушаются деревни, загрязняются реки.
В какой мир придете вы и с чем: с тем, чтобы разрушить, опустошить? Или чтобы украсить, защитить, строить? Я принес вам картинку – современный послечернобыльский пейзаж. Что вы видите? (Выжженная земля, высохшие деревья, темное небо, разрушенные дома.) Попробуйте возродить этот грустный пейзаж, измените мир, изображенный на картине. Перед вами цветная бумага, ножницы, клей. За дело!

Дети работают в группе.

Защита проектов. Выставка работ.

Учитель. А теперь давайте подведем итог выставки ваших работ на тему “Как прекрасен этот мир”

Проводится награждение лучших работ по номинациям: “Лучший натюрморт”,  “Лучший портрет” и “Лучший пейзаж”.

Проводится рефлексия.

День второй. “День музыкальных инструментов”.

Задание: найти и приготовить информацию о музыкальных инструментах(баяне, барабане, скрипке, гитаре, трубе и т.д.), подготовить свой шумовой оркестр на детскую песенку.

Оборудование:

  • Симфоническая сказка С.Прокофьева “Петя и Волк”.
  • Музыкальная композиция “Утро” из произведения Э.Грига “Пер Гюнт”.
  • Музыкальные инструменты: барабан, баян, труба, гитара, домра, бубны, деревянные ложки, металлофон, трещотки и маракасы.

    ХОД ПРАЗДНИКА

Под музыку дети входят в зал и рассаживаются по местам. У каждой группы на столе музыкальные инструменты.

Учитель. Музыка – один из древнейших видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии она является образным отражением мира. С первых минут жизни человека она входит в его дом с колыбельной песней матери, звучит на улице, в кино, в театре.
С утра до позднего вечера мы слушаем музыку: делаем под музыку зарядку, поем на уроках музыки. Сегодняшний день мы тоже посвящаем музыке – царице всех искусств. Встречайте фею музыки – Гармонию!

Входит девушка в шляпе, вуали, в длинном платье. На подоле платья нотные знаки. В руках скрипичный ключ.

Фея. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим чудесное путешествие в царство музыки. Вот этим скрипичным ключом мы откроем двери в музыкальный замок.

Звучит музыка Э.Грига “Утро”.

Фея. Мы с вами вошли в царство Музыки – в царство музыкальных инструментов.

Звучат голоса скрипки, рояля, трубы, аккордеона и т.д.

Фея. Вам знакомы жильцы этого замка? Назовите их. (Дети отвечают) А сейчас проверим, что вы знаете о музыкальных инструментах.

Дети. Отгадайте, о каком инструменте мы вас спросим.

Громче флейты, громче скрипки,
Громче труб наш великан,
Он ритмичен, он отличен
Наш веселый … (барабан).

Дети. Барабан – это ударный инструмент. Он самый древний в мире. Еще первобытный человек выбивал ритмы по костям мамонта. По деревянному бруску, глиняным кувшинам. Барабаны используют во всех видах оркестров: симфоническом, духовом, народном и т.д. С барабанами торжественно маршируют по Красной площади, открывая военный парад, воспитанники Военно-музыкального училища. Послушайте один из военных маршей, в котором звучит барабан.

Звучит военный марш.

Дети. Мы представляем другой инструмент.

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив звучит издалека,
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
Звучит мечтательный мотив.
Я называюсь…(скрипка).

Дети. Посмотрите на этот нежнейший красивейший из струнных инструментов. Древний предок скрипки. Состоял из долбленого деревянного корытца, покрытого плоской пластинкой, трех струн и лукообразного смычка. Это был истинно народный инструмент: бродячие музыканты, странствуя из города в город, играли на таких скрипках, на ярмарках.
Первые скрипки в их современном виде появились в Европе в начале XVI века. Во всем мире известны итальянские мастера Амати, Гварнери, Страдивари. Послушайте скрипичную музыку.

Звучит скрипичная музыка Сарасате.

Дети. Отгадайте наши загадки про музыкальные инструменты.

Тянется, а не резина
С клапанами, а не машина,
Песни поёт, а не радио.

(Баян)

Морщинистый тип
Всю деревню веселит

(Гармонь)

Гармонь и баян – духовые инструменты. При помощи мехов наполняется воздух, он приводит в колебание металлические пластины – язычки. Так возникает звук. Первую ручную гармонь сделали в 1822 году. Есть много разновидностей русских гармоней – ливенка, Елецкая, хромка, саратовская, тульская и др.
О гармони писали стихи С.Есенин, А.Твардовский, А.Прокофьев.
В наши дни широко распространен, баян – разновидность гармони. Своё название баян получил по имени легендарного древнерусского певца Баяна.
Послушайте музыку, которая исполняется на гармони и баяне.

Ребята поют частушки.

Дети. Вы должны догадаться, о каком инструменте мы расскажем. Это струнный музыкальный инструмент. Его история началась в глубокой древности, когда первобытный человек стал использовать звучание тетивы лука. Преобразование этого инструмента была древняя арфа. Что за инструмент? (Гитара.)

– Правильно, это самый распространенный инструмент, который звучит и в походе, и на вечеринке, и на празднике. Чаще всего под гитару поют песни, романсы. Послушайте песню в сопровождении гитары. (Поют песню под гитару.)

Дети. А наш инструмент будет вас в лагере по утрам, даёт сигнал солдатам-сигнал подъёма и отбоя.
Этот инструмент известен с древнейших времён пастухам, охотникам, воинам. Задолго до нашей эры его знали египтяне, греки, римляне. В средние века инструмент активно участвовал в рыцарских играх, турнирах, в походах, в бою. Это – труба.

Фея. С первым заданием вы справились. Выполните следующее задание: Отгадайте ребусы. Команда, которая выполнит оба задания, получит приз (скрипичный ключ).

Учитель. В каком замке вы побывали? (В замке музыки, в котором обитает оркестр.)

– Что такое оркестр? (Это группа музыкантов, совместно исполняющих музыку на различных инструментах.)

– Какие оркестры вы знаете? (Симфонический, духовой, народный, эстрадный и джазовый.)

– А сейчас каждая группа нам представит своё музыкальное произведение используя, инструменты шумового оркестра – деревянные ложки, погремушки, бубны и т.д.

  • 1-я группа “Антошка”;
  • 2-я группа “Жили у бабуси”;
  • 3-я группа “Калинка”.

Дети поют и исполняют ритмический рисунок песни, аккомпанируя себе.

Оценивается слаженность, ритмичность исполнения, правильность выражения характера музыки.

Проводится рефлексия.

Приложение