Образовательная область “Искусство” в рамках программы международной школы объединяет четыре предмета: визуальное искусство, драма, хореография, музыка. Программа составляется в соответствии с Общеобразовательными стандартами Республики Казахстан и требованиями программы Международного Бакалавриата.
В основе программы Международного бакалавриата лежат три основные концепции современного образования:
- Целостное обучение
- Общение
- Межкультурная осведомлённость
Для реализации целостности обучения разработан механизм, который является уникальной особенностью данной программы, – Области взаимодействия, представляющие собой интегрированную часть учебного плана и объединяющие все предметы на более высоком уровне:
Подходы к учению
- Служение и общество
- Здоровье и социальное образование
- Окружающая среда
- Человек-творец.
Программы по учебным дисциплинам группы “Искусство” представляют собой интегрированный курс с 1 по 10 классы. Все учебные дисциплины группы “Искусство” имеют одинаковые цели: формирование у детей целостного представления об искусстве разных эпох, духовно-этических идеалов, творческого воплощения своих идей в процессе самостоятельной творческой деятельности. Предметы группы “Искусство” являются элективными, т.е. на определённом этапе обучения студент может выбрать один из предметов данной группы (музыка, драма, хореография).
Процесс обучения предметам группы “Искусство” представляет собой творческий цикл, состоящий из следующих этапов:
- восприятие
- планирование
- создание
- оценивание.
Наша предметная область имеет свои подходы к обучению и критерии оценивания (критерий A: Знание и понимание, критерий B: Применение, критерий C: Рефлексия, критерий D: Художественная осведомлённость и личное участие).
Проектный метод обучения является преобладающим при обучении предметам данной группы. Он позволяет вовлечь учащихся в творческий процесс и развить у них рефлексивные навыки. Реализация метода проектов в нашей школе изменила самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной, познавательной, творческой деятельности учеников. Проведение междисциплинарных проектов – обязательный компонент нашей образовательной модели. Мы подключаем к нашей образовательной области другие учебные предметы.
Недавно наши шестиклассники закончили междисциплинарный проект “Создание буклета о любимом виде спорта”, объединивший визуальное искусству и физическую культуру. На уроках искусства дети разрабатывали форму своего буклета, оформляли титульный лист, украшали страницы. В качестве инструмента украшения детям было предложено изготовить печать из неопрена (листа плотной тонкой резины) в виде спортивного символа, которым можно украсить все страницы буклета. Дети с большим интересом придумывали украшение, упрощали сложные формы и рисунки для изготовления печатей.
Следующий междисциплинарный проект соединил компьютерные технологии, казахский язык и визуальное искусство. Он был предложен ученикам 8 класса. Они создавали праздничный календарь с использованием в качестве оформления народных мотивов. На уроках компьютерных технологий дети проводили исследовательские работы по изучению истории, видов и способов создания календаря на компьютере. Уроки казахского языка были посвящены изучению предметов национальной посуды и казахских народных музыкальных инструментов. На уроках искусства ребята выполняли макеты, рисунки и коллажи музыкальных инструментов, посуды и предметов быта казахского народа из бумажных, пластических, волокнистых материалов и фольги. Эти работы украсили страницы календаря, выпущенного к национальному празднику – Дню независимости Республики Казахстан.
Новый проект "Выдающиеся личности Средневековья. Европа и Азия" привлёк более широкий круг предметов. В октябре и ноябре на уроках истории в 7 классе шла речь об эпохе Средневековья, а на занятиях визуального искусства рассматривались вопросы развития культуры в эту эпоху. Это послужило основой проекта, к которому подключились преподаватели географии, а также русской и казахской литературы. Междисциплинарный проект способствовал развитию целостного подхода учащихся к изучению предметных областей, помогал понимать роль личности в жизни общества и обучал подходам к выполнению интегрированного проекта.
Учащимся было предложены задания:
- исследовать эпоху Средневековья и понять роль выдающейся личности в жизни общества через призму 5-ти предметов;
- найти, систематизировать и отобрать материал для подготовки “музейной” экспозиции по теме проекта;
- изготовить экспонаты “музея”, среди которых – коллажи и макеты шедевров зодчества, посвященные выдающимся личностям Средневековья;
- написать эссе для уроков русской и казахской литературы.
На уроках истории учащимися были рассмотрены вопросы о роли исторических деятелей Средневековья Европы и Азии. Эмоциональные дискуссии о наиболее ярких личностях сменялись дебатами, на которых решалась проблема гениев и злодеев этого удивительного времени.
На уроках русской литературы проводилась работа над поэмой Лермонтова “Песня про купца Калашникова”. Групповая организация учебной деятельности позволила семиклассникам изучить фрагменты научных текстов, вводящих их в сложное время правления Ивана Грозного, исследовать текст поэмы, увидеть авторское отношение к историческому и художественному образу Ивана Грозного, а также понять нравственный идеал автора поэмы. Для воссоздания духа эпохи, ее колорита ученикам было предложено выполнить описательное эссе по картине Ильи Репина “Иван Грозный и его сын Иван”.
На уроках географии детьми изучались великие мореплаватели Европы, совершившие в эту эпоху географические открытия (Энрике – мореплаватель, Васко да Гама - Португалия).
Уроки казахского языка и литературы были посвящены изучению творчества Асан Кайга (Сабитулы), Бухар Жырау.
Памятники архитектуры, выстроенные в честь великих событий, стали предметом рассмотрения на уроках визуального искусства. Мы обратились к высказыванию Виктора Гюго, которое стало отправной точкой нашего проекта: “Зодчество было великой книгой человечества, основной формулой, выражавшей человека во всех стадиях его развития как существа физического, так существа духовного”. Рассматриваем искусство средних веков, работаем с визуальными текстами, книгами по искусству и предлагаем семиклассникам создать композицию архитектурного ансамбля.
Ученики получают инструкцию для работы над проектом:
Название | Памятники зодчества Европы и Азии, посвященные выдающимся событиям средневековья |
Длительность | 6 часов |
Содержание и области взаимодействия |
У стен Московского кремля, на красной
площади, возвышается прекрасный памятник
русского зодчества – Покровский собор, более
известный как Храм Василия Блаженного. Он,
сверкающий своими многоцветными главами по
соседству с мощными стенами и башнями кремля,
создан в одну из знаменательных эпох русской
истории. В 1552 г. Царь Иван IV (Грозный) взял Казань.
В честь своей победы Иван Васильевич задумал
отстроить на главной площади столицы храм. Для
возведения нового собора самодержец выбрал
самых искусных мастеров, чудесных русских зодчих
того времени – Барму и Посника. Мавзолей (лат. mausoleum, от греч. Mauswleion) – монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и (иногда) поминальный зал Он назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (ныне в Турции, 4 в. До н.э.). Мавзолеи получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке. Мавзолей Бухар Жырау был построен в виде треугольной пирамиды, похожей на казахский национальный головной убор. Объясните, к какой области взаимодействия можно отнести создание декоративного изображения памятников архитектуры. Продумайте конструктивное решение декоративного изображения памятников архитектуры. Подберите подходящий материал, из которого можно сделать декоративную аппликацию. Просчитайте подходящий размер, учтите, что эти образцы сооружений должны иметь эстетичный вид и должны соответствовать оригиналу. |
Что нам надо будет делать |
Знание и понимание Рассмотрите примеры выдающихся архитектурных сооружений Европы и Азии. Прочтите информацию об истории создания этих сооружений. Каковы архитектурные особенности этих сооружений? Подумайте, какие требования вы могли бы предъявить вашему макету – аппликации? Какие условия размещения “архитектурных конструкций” должны быть учтены при изготовлении вашего макета-аппликации? Отберите интересные варианты и идеи и положите в папку по искусству. Применение Создание композиции архитектурного ансамбля. Деление на группы. Распределение работы в группах. Разработайте и создайте собственные эскизы архитектурных сооружений. Ваши изображения должны быть выполнены в заданном формате. Продумайте и обоснуйте выбор материалов, для изготовления и украшения отдельных фрагментов сооружений. Выполните аппликации отдельных объектов, подберите фон. Прикрепите все объекты к основанию, компонуя в единую конструкцию. Сделайте общее оформление композиции. Рефлексия Напишите отзыв о проделанной работе. Что нового вы узнали в процессе работы над проектом? С какими новыми материалами вам пришлось работать? Какую новую технологию вы освоили? Оценивание Вся работа будет оцениваться по критериям. В оценке будет учтено рациональное использование материалов, конструктивные решения, общий дизайн. Очень важно! Все размышления, идеи, варианты решений проблемы, с которыми вам пришлось столкнуться в процессе работы над проектом, записывайте в рабочую тетрадь по искусству. |
Цель | Исследование разнообразия строительных конструкций и применение декора в архитектуре. |
Задачи |
|
Ресурсы | Журналы и книги по искусству, Интернет, библиотека, материалы и инструменты, имеющиеся в кабинете искусства (тесьма, пенопласт, витражная краска, блестки, акриловые краски, бумажная соломка, фактурная бумага, цветной гофрированный картон, виниловые обои и др.) |
Предметные связи | Искусство, история, русская литература, география, казахский язык и казахская литература. |
Оценивание | Рубрики и критерии оценивания MYP |
Первые этапы работы проходят в библиотеке. Дети рассматривают в книгах по искусству фотографии с изображением предложенных памятников архитектуры, систематизируют информацию, выбранную из сети Интернет. Дети понимают, что художественное оформление архитектурных зданий и ансамблей вызвано потребностью народа в красоте. В художественном творчестве находит свое выражение человеческий опыт. Многообразие примеров архитектурных сооружений позволяют участникам проекта сформировать яркие образы, порождающие желание воплотить их в собственной изобразительной деятельности. На всех этапах работы обязательно ведение творческой тетради по искусству, в которую вносятся необходимые записи размышлений, варианты решений проблем с которыми сталкиваются ученики.
Затем они приступают к изготовлению продукта. Целью работы над композицией архитектурных памятников является исследование разнообразия строительных конструкций и применение декора в создаваемых мастерами архитектурных произведениях. Детям предстояло рассмотреть разное стилистическое решение архитектурных сооружений Европы и Азии, спланировать свою работу, продумать технологический процесс создания макета или коллажа. Потом им предстояло подобрать материалы, с помощью которых максимально точно можно представить выбранный для воплощения архитектурный шедевр, и технику исполнения конечного продукта.
Школа имеет хорошую материальную базу. Разнообразие и богатый выбор художественных средств способствует всплеску творческой мысли. Порой сами материалы пробуждают детскую фантазию и подсказывают новые изобразительные технологии. Так, например, работая над композицией Собора Василия Блаженного, дети применяли технику аппликации. Для создания объема сферических форм и рельефов куполов дети использовали разные виды декоративной тесьмы и различные способы её укладывания: они чередовали контрастные цвета, косое и сетчатое плетение, закручивание по спирали. Применяя тесьму “змейка”, дети изобразили зубчатую, зигзагообразную поверхность одного из куполов. Все эти способы создают впечатление объема и фантастического богатства архитектурных рельефов. Вершины куполов венчают золоченые кресты, нарисованные блестками витражной краски. Двухцветное здание Собора выложено из красного “кирпича” - фактурной бумаги с белокаменными деталями и профилями из картона, приклеенного на ребро. Основанием же всех башен макета послужила фактурная цветная бумага. Очень интересно применение бумажной соломки. В работе над проектом с её помощью достигались рельефные неровности стен. Благодаря чередованию трубочек разных диаметров на стенах башен вырисовывался затейливый рисунок кирпичной кладки. Гофрированный картон дети использовали для имитации покрытий. Демонстрируя проемы и стенные ниши, они приклеивали полоски гофрированной бумаги торцом к поверхности основания. Для иллюзии стенных углублений использовалась бумага более темных оттенков. Разноуровневые арки получались путем разнообразного размещения картона. Опоясывает собор ажурная галерея, выполненная из виниловых обоев. Удачно выбран фон – глянцевый картон ярко голубого цвета, по которому размещены облака. Бело-голубые облака придают композиции легкость и воздушность. Детям удалось передать основные органические формы собора, и храм сохранил свой необычайный, могущественный и характерный вид.
В области архитектурных сооружений Азии рассматривались строительные постройки в виде двух мавзолеев, посвященных выдающимся личностям казахского народа – Бухар Жырау, и Курмангазы Сагырбаеву(в Казахстане средние века растянулись до XIX века). Основным материалом для выполнения коллажа являлись пенопластовые потолочные плиты и галтели. Рельефные поверхности пенопласта создают впечатление белого мраморного камня, служащего для постройки основного корпуса мавзолея. Галтели, украшенные рельефным узором из витражной краски с перламутровыми и серебристыми блестками, отлично имитируют основание и колонны мавзолея. Купол в виде полусферы присыпан серебристыми переливающимися блестками. Наложение нескольких слоев плит создает впечатление рельефа и объема здания. Коллаж другого мавзолея выполнен несколько иначе, но тоже с использованием пенопластовой плиты. Мавзолей Бухар Жырау имеет форму треугольной пирамиды, олицетворяющую объединение трех казахских жузов. По своему виду он напоминает казахский головной убор, украшенный строгим геометрическим орнаментом. Для этого мавзолея были использованы плоские и рельефные плиты. Орнамент же нанесен голубым фломастером и акриловыми красками, смешанными с синими рассыпчатыми блестками. Все поверхности стен мавзолея мерцают перламутром мраморных вкраплений. Вершину мавзолея украшает символический полумесяц, нарисованный серебряными блестками.
Вся композиция построена на игре цветовых контрастов – темного и светлого. Сквозь серый фон неба проступает величественная, и торжественная белизна мавзолея.
Что же должно служить критерием для оценки художественных произведений, созданных руками детей? Дети сумели проникнуться духом того великого времени, чтобы декоративно воспроизвести великие творения зодчих, продемонстрировать мастерство. Работы, созданные детьми, обнаруживают не просто хорошее знакомство ребят с соответствующими шедеврами мировой культуры, но и самостоятельное, а иногда и оригинальное их видение. Юные архитекторы не только воспроизвели в своих работах образы зданий и сооружений, но и активно осмысливали развитие сюжета и выражали свое, очень живое и взволнованное отношение к содержанию объекта. Дети сумели вложить в формы, близкие к художественным памятникам, не просто содержание, но и наполнить их своим подлинно новым ощущением жизни. Мы увидели в изготовленных объектах проекта не только копию храма Василия Блаженного или мавзолея Бухар Жырау, но и символы независимости, а также воплощение творческих дерзаний его создателей.
Авторы коллажа мавзолея удачно использовали рельеф “камня”, правильно выбрали материал, применили краски для украшения “сооружения”. Интересно и конструктивное решение объекта: треугольная пирамида вершины эффектно опирается на основание в виде усеченной пирамиды. Объект был построен по образу национального головного убора и символизирует объединение трех жузов. Все эти символические детали были соблюдены учащимися при выполнении художественно-декоративной композиции на плоскости.
Совместная работа предполагает, что каждый ученик выполняет часть работы, которая будет частью композиции коллективного творчества.
Интересен по своему содержанию этап рефлексии. Дети писали свои отзывы и впечатления о проделанной работе от имени персонажей событий – архитектора или заказчика, можно было поразмышлять от лица неодушевленного предмета – например, самого сооружения.
Затем детям была предложена своеобразная форма презентации: кто-то был “заказчиком”, кто-то “историком”, “строителем”, “зрителем”, “критиком”. Высказывались различные мнения, выдвигались предположения, обосновывался выбор. Критериальное оценивание помогло максимально точно оценить вклад каждого ребенка в создание продукта.
Итог всей совместной деятельности по созданию междисциплинарного проекта был размещен на дисплее в атриуме школы и стал предметом восхищения у всех зрителей этого своеобразного музея, где были представлены продукты-экспонаты всего большого междисциплинарного проекта.
Коллективная творческая деятельность на уроках визуального искусства формирует и развивает опыт творческого общения. Создание вот таких общих композиций доставляет детям радость совместного творчества и вызывает у них восхищение. У детей складываются положительные взаимоотношения со своими одноклассниками, формируется умение сотрудничать, сопереживать, ценить работу других, повышается культура общения.
Можно сказать, что каждая подобная большая творческая работа делает всех немножко лучше: внутренне чище, добрее, мудрее. От общения с миром прекрасного мы получаем то наслаждение, на которое только способны “На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя”, - заметил Оскар Уайльд. А собственное творческое проявление дает нам возможность ощутить застывший в вечности миг прошлого и заглянуть в себя.
Вот некоторые отзывы о проделанной работе.
“Мне очень понравилось выполнять эту работу. Было интересно работать с пенопластом, который имитировал мрамор. Его можно очень легко разрезать, вырезать из него любую требуемую фигуру. Было немного трудно рисовать эскиз мавзолея, потому что это нужно было сделать в масштабе. Очень понравилось украшать мавзолей и писать на нем блестками, витражной краской. Кажется, что без фона работа выглядела бы незаконченной, как будто висящая в воздухе, поэтому мы выбрали серый фон, как пасмурное небо и приклеили облачка разных оттенков от бледно-голубого до синего. За счет этого мавзолей получился загадочным. Мне очень понравился результат нашей работы. Когда смотришь на уже готовый мавзолей, думаешь: “Неужели это сделали мы с одноклассниками?” С помощью этого задания я научилась выполнять работу аккуратно, т.к. пенопласт требует очень аккуратного обращения. Эта работа требовала от меня усидчивости, внимательности, слушать мнение других ребят, работать сообща. Выполнив этот проект, я научилась подбирать материалы для декоративного украшения предметов на плоскости”, Вобленко Лидия, 7”Б” класс.
“Я – строитель. Мне эта работа понравилась, потому что было очень познавательно, интересно строить здания из необычных материалов. Мы должны были выбрать масштаб, чтобы все наши сооружения были правильной формы и поместились в определенном месте…”, - Кутымова Лязиза, 7 “Б” класс.
“Эта работа хоть и заняла у нас много времени, однако оказалась очень приятной и довольно сложной. Особую сложность вызвали измерения и вычисления размеров мавзолея. Трудно было работать с пенопластом, поскольку это - хрупкий материал, то любое неосторожное действие могло повлечь за собой неряшливость работы. Больше всего понравилось, когда мы украшали блёстками стены, прикрепляли мавзолей на картон. Также мы оформляли фон и готовили наш мавзолей к презентации. Мне понравилась эта работа, и она научила меня правильно обращаться с материалами, оформлять проект, чтобы он выглядел красиво”. – Нурмаханов Жанибек, 7 “Б” класс.
“Работа над мавзолеем Курмангазы мне очень понравилась, потому что работа хоть и оказалась тяжелой, она была очень увлекательна и интересна, но возникли трудности с черчением контуров мавзолея, но наша команда справилась с этими трудностями.
После завершения чертежных работ мы приступили к вырезанию формы и украшению сооружения. Идея украшать колонны блестками показалась интересной, поэтому мы, то есть я и Айсултан решили украсить колонны и все рельефные поверхности серебряными блестками. После работы мавзолей выглядел восхитительно!”, Адилет 7 “Б” класс.