Цели занятия:
- Активизация и обобщение словарного запаса по темам: “зима”, “зимние забавы”, “зимняя одежда”, “зимующие птицы”.
- Закрепление умения определять позицию гласных звуков в слове.
- Формирование умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.
- Закрепление навыка составлять небольшой описательный рассказ по предложенному плану (опорные картинки).
- Развитие фонематического восприятия; слухового и зрительного внимания; общей, мелкой и речедвигательной моторики.
Оснащение.
Игрушка львенок, CD – запись песни “Я на солнышке лежу”, сундучок с елочными игрушками, зеркала, опорные картинки на тему “Зима”, картинки “Четвертый лишний”, схема “синичка” для обыгрывания звукового анализа слов, парные картинки “варежки”, угощение.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Под звуки песенки из мультфильма логопед вносит игрушечного львенка. Львенок обращается к детям и просит рассказать их о зиме, потому что он никогда ее не видел.
II. Введение в тему.
1. Логопед выставляет картинку о зиме. Детям задает вопросы:
- Какая зима? Какой зимний праздник приближается? Как люди к нему готовятся? Затем достает новогодний сундучок, а в нем елочные игрушки. Предлагает детям с ними поиграть.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед показывает игрушки (шар, домик, колокольчик, грибок, лошадку), дети выполняют упражнения с язычком: “Помидор”, “Окошечко”, “Маляр”, “Индюк”, “Грибок”, “Лошадку”.
3. Пальчиковая гимнастика.
Давайте покажем какая нарядная елочка получилась. (Выставляет картинку).
“Елочка”. | |
Перед нами елочка: Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки. |
(Пальцы рук переплетены, из больших
пальцев – верхушка “елочки”) (Кулачки, указательные пальчики выставлены). (“Шарик” из пальцев вверх, вниз). (“Ушки” из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты). (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе). |
4. Развитие ВПФ. -Какие зимние развлечения вы знаете? (Выставляет картинку с зимними играми).
Игра “Четвертый лишний”.
“На картинку посмотри лишнее действие назови”.
- зимние виды спорта, летние (хоккей, фигурное катание, лыжи, плавание);
- зимние игры, летние (катание на санках, с ледяной горы, игра в снежки, игра с мячом);
5. Развитие зрительного внимания.
Логопед предлагает слепить снеговика, но для этого нужно найти одинаковые варежки.
- Игра “Найди пару”.
- Игровое упражнение “Какие у меня варежки”. (например: “красные варежки с желтой полоской…).
6. Физминутка . “Собираемся на прогулку”. Имитация движений при одевании зимний одежды. (Выставляет картинку с зимней одеждой). И идем лепить снеговика.
“Снеговик”
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. Он превратится в снежный ком И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла, Два глаза,шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка, Увы, и нет снеговика. |
(Дети идут по кругу друг за другом,
изображая, что катят перед собой снежок). (Останавливаются, “рисуют” двумя руками ком). (“Рисуют” снеговика из трех кругов разного размера). (Показывают руками на лице улыбку). (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу). (Медленно приседают). (Пожимают плечами, разводят руками). |
7. Фонематический анализ и синтез. Логопед обращает внимание детей на птичек. – Какие это птицы? (Это синички – зимующие птицы). Каких зимующих птиц вы знаете? (Выставляется картинка с птичками). Поиграем с ними.
Игра “Где спрятался звук А”. (в клюве, на крылышках, на хвосте).
- Аист, рак, лиса;
- Ангел, мак, рука.
- Август, лак, книга.
8. Составление рассказа по предложенному плану - опорные картинки.
Логопед предлагает детям рассказать для львенка все о зиме по картинкам.
“Зима”.
Наступила снежная, холодная зима. Многие птицы улетели в теплые края, а некоторые остались рядом с нами – это воробьи, синицы, дятлы. Люди одели теплую, зимнюю одежду – шубы, шапки, варежки. Дети играют в снежки, катаются на санках, лепят снеговика. И все готовятся к Новому году. Как хорошо зимой!
9. Угощение от львенка.
III. Итог занятия.